Теоретические основы трудового обучения школьников
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Введение Актуальность темы исследования. Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности. В условиях структурной перестройки народного хозяйства, перехода к новым социально - экономическим отношениям, внедрения интенсивных технологий и связанных с ними технических средств, создания и развития различных форм собственности (государственная, кооперативная, арендная, акционерная, личная и.т.д.), наследования средств производства, становление рынка, в том числе и рынка труда, изменяется характер и содержание труда и следовательно, подготовка к нему подрастающего поколения. В современных условиях трудовое воспитание детей и подростков должно быть ориентировано на формирование социально - значимых знаний, ценностных ориентаций, личностных качеств, отвечающей динамике социально - экономических преобразований в республике и необходимым для адаптации в сфере производства с различными формами собственности, а также эффективного творческого труда в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда. Достигнуть этого возможно за счет формирования системы отношений к предмету, средствам, результатам труда и самому труду. Оказывая воспитывающие воздействие на участников труда, эти отношения представляют собой основу для выработки социально - значимых качеств личности.
Проблема исследования состоит в существенном совершенствовании процесса трудового воспитания школьников в соответствии с изменившимися социально - экономическими условиями страны и требованиями в общества к трудовой подготовке подрастающего поколения. Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы нашего дипломного исследования «Особенности трудового обучения учащихся в условиях Крайнего Севера» Объектом исследования являются процесс и результат трудового воспитания школьников. Предметом исследования - содержание, формы и методы совершенствования подготовки к трудовому обучению школьников на основе знаний и существующих методов по трудовому воспитанию под влиянием традиционных отраслей коренных народов Севера. Цель исследования состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов трудового воспитания школьников в условиях социально экономических преобразований в республике, опираясь на традиционные отрасли коренных народов Севера. Из предмета и цели определены следующие задачи исследования: . Теоретически практически обосновать роль методов, приемов и средств воспитания школьников, в организации и руководстве трудовой деятельностью учащихся в школьных условиях, осуществления процесса формирования личностных качеств, и все это на основе традиционных отраслей Якутии; . Выявить педагогические условия кружка «Рыболовные снасти» обеспечивающие формирование у школьников умений и навыков в учебных мастерских. . Определить особенности формирования трудовых навыков у школьников;
Гипотеза исследования - успешное формирование у школьников трудовых навыков и системы ценностных ориентации обеспечивается, если; · трудовое воспитание осуществляется в духе гармонии с окружающей природой и прививает трудовые навыки в условиях Крайнего Севера · дети заблаговременно психологически подготовлены к выполнению новых трудовых обязанностей, · в школьной жизни реализуется взаимодействие трудового навыка и творческого развития школьников; · совместная деятельность учителя, родителей школьников непрерывно организуется как целостная образовательно-воспитательная среда. Методология исследования. Исследование проблем трудового воспитания школьников базируется на научных трудах видных отечественных педагогов и психологов: К.Д. Ушинского. А.С. Макаренко, В. А Сухомлинского, А.Г. Калашникова, С.М. Шабалова, Л.С. Выготского, М.С. Кравченко, В.Я. Стоюнина, Н.В. Касаткина, Д.Д Семенова, Н.И. Пирогова и многие другие. В области политехнического образования, трудовой подготовки и технологического образования школьников имеются труды П.Р. Атутова. В.А. Поляков, В.М. Казакевича, В.Д. Симоненко и др. В данном исследовании были использованы следующие методы: · Изучение психолого-педагогической, специальной, учебно-методической литературы; · Педагогическое наблюдение за экспериментальным трудовым процессом в исследуемых классах; · Проведение в процессе исследования бесед с педагогами и учащимися. Анализ, опрос, анкетирование. Новизна и теоретическая значимость дипломной работы заключается в обосновании и обобщении трудового воспитания школьников с учетом традиционных отраслей хозяйствования. Практическая значимость дипломного исследования. Разработанная программа кружка по трудовому обучению учащихся коренных народов Севера рекомендуется к внедрению в школах республики. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 2 приложений.
Теоретические основы трудового обучения школьников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|