Структура программы кружка «Рыболовные снасти» по изготовлению рыболовных снастей учащимися Оймяконской средней школы
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 В Оймяконской средней школе в условиях Крайнего Севера нами была предложена в 2011-2012 учебном году программа кружковой деятельности для старших классов по подготовке и изготовлению рыболовных снастей «Рыболовные снасти», которая была разработана с учетом особенностей нашего края. При выполнении программы мы стремились к тому, чтобы учащиеся своими стараниями и желаниями освоили и овладели: · обобщенными и профессиональными знаниями и умениями; · знаниями в сфере техники и технологии производства; · умениями и навыками пользования различными ручными инструментами; · умениями пользования электроинструментами и станками; · соблюдение правил техники безопасности; · умениями изготавливать и пользоваться различными рыболовными снастями в условиях Крайнего Севера; · улучшение социального положения в семье учащегося; · культурой труда, экологии; · умением видеть и чувствовать материал; · соблюдение гигиены и здорового образа жизни (ЗОЖ); · необходимыми подсчетами-расчетами при выполнении производительного труда, изображениями, чертежами; · способами получения товарного вида изделий и их продажи или обмена. Результаты выполнения программы были замечены и одобрены руководством села, школы и родителями учащихся. Мы строили занятия с целью оказания помощи неполным, малообеспеченным семьям села. Старшеклассники сами изготавливали, изобретали, использовали любые подручные материалы, и результаты своего труда использовали в рыболовстве, чем приносили немало доходов семье. Тематический план. Вариативная часть «Трудовое воспитание»
По структуре построения программа представляет собой таблицу в виде алгоритма действия учителя по изучению и привитию обобщенных умений, уложенных в слоты, где по вертикали расположены обобщенные умения, по горизонтали инструменты, оборудования и приспособления, материалы.
Чтение алгоритмов действия учителя для работы по программе простое. Главное, уяснить: какое из умений изучается определенный отрезок времени, как их найти при планировании процесса действием. С каждым годом расширяются и углубляются знания школьников по расчету планирования, выпуска продукции, реализации и подведению итогов. Таким образом, экономические знания закладываются постепенно по мере усвоения обобщенных умений и становятся обобщенными политехническими знаниями и умениями.
Каждая из обобщенных групп умений не может быть изучена и закреплена практикой в отдельности, они сочетаются, группируются или изучаются, формируются в комплексе с другими умениями в зависимости от используемых инструментов, оборудования, приспособлений и характера выполняемого виды производительного труда. Определяющим началом действия становится материал с присущими только ему свойствами. Форма образования из этого материала подсказывает действия с ним. Таким образом, все виды обобщенных умений изучаются, отрабатываются, отшлифовываются только при изготовлении конкретного изделия. Изделие может быть и очень простым, и очень сложным. Сложность конструкции изделия, множество технических и технологических решений и определяет сложность или простоту, способ или прием изготовления. Она и подсказывает, каким комплексом обобщенных, конкретных и профессиональных умений должен обладать тот, кто решает это выполнить. При практической работе ученик реализует те умения, которые нужны и необходимы при выполнении технологической операции и в целом всего технологического процесса. Характер такого подхода постепенный и обеспечивается по мере овладения приемами выполнения работы. На уроке трудовой подготовки учащиеся получают знания в процессе выполнения непосредственного ручного труда и при освоении технологии производства. Начало этому дает учитель. Он является организатором деятельности учащихся по получению знаний о способах приобретения умений, формы образования и изменения вида и конструкции изделий, технологическом процессе. Важно, чтобы школьники при применении ручных и электрических инструментов, станков знали и осваивали их в процессе управления ими, работая на них:
Возможность такого достижения обучаемости детей обеспечивается творческим отношением ученика к трудовой, исполнительской, производительной деятельности по умелым направлениям учителя, исследовательским, изучающим подходам учеников к своей трудовой и учебной деятельности. Здесь общение, отношение учителя строится на основе эксплицитного (объясняющего, разъясняющего нормы поведения, познавательно - направленного) подхода. Во главе общеобразовательных задач для развития системы трудовой подготовки школьников в период перехода к рыночным отношениям стоит изменение структуры содержания предметов трудовой подготовки и приведение их в соответствие с жизненной ориентацией выпускников неполной и полной средних школ. Теперь жизненные ориентиры молодежи изменились в пользу личных интересов, образовательная политика государства должна с этим считаться. В такой постановке вопроса образования ориентация школьной программы на удовлетворение личного интереса (только не меркантильного), направленного на усиление личностной функции саморегуляции, самообразования ребенка, предполагает также изменение содержания трудового образования сообразно изменяющейся жизни общества. В содержании программы должна быть поставлена задача слияния внутри одного предмета процессов труда и обучения. Объединяющими функциями этих процессов становятся обобщенные умения, которые функционально интегрируют видение образа действия с мысленным образом протекания технологического процесса и управляют умственной деятельностью детей при выполнении, т.е. при реализации этой задачи. Таким образом, предмет трудового обучения призван повысить интеллект ребенка, способствовать развитию заложенных природой умственных способностей более действенно, более предметно, более результативно, так как результат своих успехов ребенок видит глазами, чувствует руками, принимает душой или волнуется и переживает, что вдруг его работы не подтвердятся объективными данными. Поэтому он ищет, исследует, чтобы найти правильное действие.
Наш выбор объекта обучения совпадает с этой схемой. В своем выборе мы выдвинули на первое место обобщенные умения как функциональные особенности любой техники, технологии и предложили задачу овладения этими функциями. Программа поставила перед детьми проблему усвоения обобщенных умений в логике развития деятельности как особого инструмента для необходимого и достаточного обеспечения возможностей достижения цели. Мышление ребенка должно быть направлено таким образом, чтобы предоставленными ему средствами решить, как лучше овладеть умениями и использовать их для решения других задач.
Заключение В данной дипломной работе затронута тема трудового обучения, значения труда в воспитании и развитии личности человека. В содержании трудового обучения важное место занимает политехническое образование в формировании обобщенных умений и навыков. Единое российское образовательное пространство должно обогатиться качественными дополнениями со стороны региональных и национальных компонентов в области трудового образования. Региональная особенность в образовании заключается в учете особенности национальной культуры и в сохранении веками отточенной традиционной культуры труда и технологии традиционных занятий, а также в учете способностей передачи традиций и жизненного опыта из поколения в поколение. Как показывает жизнь, традиции сохраняются до тех пор, пока ребенок будет усваивать и развивать родной язык, а потом те трудовые умения и навыки своего народа, при помощи которых будет осваивать окружающий мир. Формирование умений и навыков (общеучебных, общих специальных, общетрудовых, обобщенных политехнических, научно-интеллектуальных и т.д.), к которым следует подойти как к общечеловеческому богатству, как к основной функции образования и делу всей жизни каждой личности. Пока наша система образования дань престижа отдает знаниям, это обеспечивает вся педагогическая технология. По логике постановки вопроса обучающий обязан уметь добывать знания, на это должно быть направлено обучение. Подход к умениям как общечеловеческому достоянию усиливает значение образования вообще, а в частности, трудовой и технологической подготовки элементов системы образования, принимающих основную нагрузку формирования различных умений. Нет другого предмета среди общеобразовательных, имеющих такого рода нагрузку. Таким образом, проделанная работа позволяет делать следующие выводы: . Теоретически и практически обоснованы роль методов, приемов и средств воспитания школьников, в организации и руководстве трудовой деятельностью учащихся в школьных условиях, осуществления процесса формирования личностных качеств, и все это на основе традиционных отраслей Якутии;
2. Практика внедрения кружка «Рыболовные снасти» способствует формированию трудовых умений и навыков, с каждым годом усложняя и усовершенствуя свою работу. Обучение по данной программе позволяет учащимся проявить в большей степени самостоятельность в принятии решений по проектированию, планированию, организации и контролю своего труда; 3. Основными педагогическими условиями формирования умений и навыков у школьников в учебных мастерских являются: · профессиональная и методическая подготовленность учителя, обеспечивающая благоприятные условия работы кружка «Рыболовные снасти»; · соответствующая оснащенность инструментами, сырьем, материалами, станками учебных мастерских; · содержание программы трудового обучения имеет большое значение в формировании умении и навыков учащихся. В данное время перед учителем открываются широкие возможности для воплощения своей методики в области обучения по формированию трудовых умений и навыков.
Список использованной литературы воспитание педагогический кружок школьник 1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Кн. изд., 2004. 2. Беспалько В.П. Слогаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1998. . Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа.: Б.лиг, 1998. - С. 91. . Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1997. - С. 24-15. . Вазина К.Я. Коллективная мыслительная деятельность - тип развивающего обучения. - Горький, 2003. - С. 23. . Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. - М.: Педагогика, 1978. . Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии. Школа и производство, 1995, №2. - С. 17-19. . Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1993. - С. 214-215. . Изотов М.Т. О содержании курса «Трудовая технологическая подготовка». Школа и производство, 1994, №1. - С. 87-93. 10. Караванов И.А. Справочник по трудовому обучению. - М.: Просвещение, 1999. 11. Кондратьев П.П. Проблемы профессионального обучения основам рыночной экономики / Сост. Андреев Г.П. - Якутск, 1994. - С. 6. 12. Кондратьев П.П., Савинов Т.Т. 5-9 кылаас уолаттарын улэнэн уорэтии. - Якутск, 1999. 13. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. М-во обр. РС(Я), ИПКРО. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. 14. Кондратьев П.П. Концептуальные подходы к усилению политехнического содержания образования в общеобразовательных школах Республики Саха // Народное образование Якутии. - 1997, №2. - С. 12-18. 15. Кондратьев П.П. Организационные условия трудовой подготовки школьников. - Якутск, 2004. 16. Концепция обновления и развития национальных школ. // Е.П. Жирков. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). - М., 2002. - С. 17. 17. Корляков П.М. Педагогические проблемы трудовой подготовки старшеклассников на современном этапе НТР: Сб. науч. тр. - М., 2001. 18. Короткое В.М. Воспитывающее обучение. - 1990. 19. Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т. 4. - М.: АПК РСФСР, 1989. - С. 196. 20. Лернер И.Я. Концепция трудового обучения. - ВНИК «Школа», 1990. 21. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М, 1996. 22. Майоров А.К., Сахарчук Л.Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. - СПб, 1999. 23. Майорова И.Г., В.И. Романина. Дидактический материал по трудовому обучению. - М., 1998. 24. Васильев И.Г. Обрядовая культура как источник этнопедагогических знаний народа Саха // Тускул. - Якутск - 2003 - №2 25. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 3. - М., 1984. - С. 453. 26. Михалева P.A. Воспитание детей в семье. - Якутск, 2005. 27. Михайлов В. Учить работать. // Школа и производство. - 2000, №1. - С. 8. 28. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. - Якутск, 1999. - С. 29. Новиков A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. - М., 2003. 30. Оконешникова А.П. Этнопсихологические проблемы теории и практики обучения традиционным видам прикладного искусства. // Теория и опыт обучения детей коренных народов традиционным видам прикладного искусства. / Сост. Кондратьев П.П., Мамаева P.C. - Якутск, 2001. - С. 5-9. 31. 0т жизни и для жизни. // Сост. Тимофеева P.E., Юмшанов М.А. Народное образование Якутии. - 1999, №1. - С. 98-104. 32. Петрова Т.И. Обновление содержания обучения в школах РС(Я). // Народное образование Якутии. - 1997, №3. - С. 6-9. 33. Поляков В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. - М.: Просвещение, 1999. - С. 10-14. 34. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. - Якутск, 2004. 35. Рубков В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. - М., 2006. 36. Семенов А.Д. Приобщение к труду Севера. - Якутск, 2007. - С. 37. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. - М.: Педагогика, 2005. 38. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214 с. 39. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. - 49 с. . Марченко А.В. Важнейшая веха в реализации образовательной области «Технологии». // Школа и производство. - 2000. - №7. . Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2003. - №2. . Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования. Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. - 2003. - 84 с. 43. Педагогические технологии: Методические рекомендации /Составитель А.П. Чернявская. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. 53 с. 44. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо - конструкторской деятельности. - М.: Академический Проект, 2005. - 80 с. - (Педагогические технологии). 45. Боровых В.П. Традиции трудового воспитания в России / В.П. Боровых // Развитие основных направлений педагогической науки XX века. М.: ИТИП РАО - Тверь: Науч. книга, 2009. - Ч. I. - С. 183-184 46. Боровых В.П. Духовно-нравственные основы трудового воспитания / В.П. Боровых // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - №7 (30). - С. 135-138 (0,5 п.л.). 47. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления: Якутск, 1999 - с. 102 48. Васильева З.Н. Нравственное воспитание в учебной деятельности. М: 2000 - с. 389 49. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Разновозрастное обучение в малочисленной сельской школе: образовательная область «Технология»: Учебное пособие. Ярославль: Медиум-пресс, 2001. 50. Жирков Е.П. Методология и технология содержания образования в национальной школе - Якутск: Бичик, 2003
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|