Организация учебной работы.
Уже давно установлена истина, что от порядка, от организации работы во многом зависит успех дела. Недаром говорится: «Порядок - половина работы». Для школы это положение верно вдвойне. Четкий порядок в расстановке оборудования, в организации рабочих мест, в создании безопасных условий работы имеет решающее значение для воспитания у школьников трудовой и технологической дисциплины. Порядок, целесообразная организация усваиваются как основы научной организации труда. Если к тому же это подкреплено продуманной методикой занятий и хорошей системой учебных объектов, то успех всей учебно - воспитательной работы обеспечен. Каждый учитель по собственному опыту знает: урок проходит тем лучше, а его результат тем выше, чем кропотливее была подготовка к нему. Здесь важно придерживаться определенных принципов, диктуемых спецификой предмета. Один из них заключается в следующем: прежде чем поручить работу учащимся, учитель сам делает предмет даже самой простой конструкции. Смысл данного принципа состоит в том, что учитель в процессе выполнения работы, проверив доступность технологии, выявляет трудности, которые могут встретиться учащимся, намечает пути их преодоления, инструмент, сделанный учителем, служит на уроке образцом, эталоном, на который равняются учащиеся. Организационные условия обучения и воспитания являются началом ифундаментом реализации целей и задач программы обучения по трудовой подготовке школьников в общеобразовательной школе. Без создания условий, где происходит учебный - в частности процесс трудовой подготовки не может быть и речи об обеспечении целенаправленного действия в осуществлении программы обучения и воспитания.
Готовящимся стать учителем трудового обучения необходимо до мелочей иметь представление об условиях, где будет проходить их работа, где большей частью или самим надо проявлять находчивость, в некоторых случаях смелость, в решении организационных вопросов трудовой подготовки школьников. Структура организационных условий трудовой подготовки школьников сложная, ее можно расчленить на несколько элементов. Внутренняя связь между элементами существует, она как бы является костяком, объединяющим в единое целое процессы воспитания и обучения[15]. Учебно-материальная база. Учебно-материальная база, представляет собой совокупность учебно - производственных помещений и техники, в их числе можно перечислить: учебные мастерские, учебно-производственные мастерские, кабинеты профильного, профессионального или углубленного изучения предметов трудовой подготовки, цеха и мастерские для организации общественно полезного производительного труда и кружковой работы, мастерские народных мастеров «Уhуйаан», учебно-опытные участки, земледельческие и другие сельскохозяйственные площади, подсобные помещения, сельскохозяйственные машины, транспортная техника, их гаражи, подсобные хозяйства школы, летние базы отдыха и труда. Учебно-материальная база организуется в соответствии с Уставом общеобразовательной школы, учебных программ и нормативных документов министерства России и Республики Саха (Якутия). В отдельных случаях Министерством образования Российской Федерации разрабатывались положения о некоторых учебно-производственных помещениях. Так, существует положение о кабинетах профессиональной ориентации, об учебных и учебно-производственных мастерских, об учебно-производственных кабинетах. Разработаны положения о мастерских «Уhуйаан». Оборудование, учебно-наглядные пособия учебных комнат и кабинетов по трудовой подготовке комплектуются согласно перечню учебно-наглядных пособий неполных и средних общеобразовательных школ. В перечне определяется количество оборудования, учебно-наглядных пособий в зависимости от наполняемости классов. Исключение составляет учебный план якутских национальных школ, с 1992-93 учебного года обучения по техническому и обслуживающему труду ведутся раздельно независимо от наполняемости класса по половому признаку. Это новое направление в трудовом обучении в национальных школах полностью отвечает содержанию обновления и развития национальной школы. Раздельное обучение мальчиков и девочек в мастерских национальной школы не ставит ограничение в вопросах обеспечения комплектующим оборудованием и инструментами в мастерских в соответствии с перечнем[29].
Сырье и материалы в учебных мастерских. При правильном использовании выделенных средств на образование и дополнительно заработанных средств самой школой можно будет удовлетворить потребность учебных мастерских школ. Исходя из общего положения, с учетом местных условий заведующий учебными мастерскими принимает меры по заготовке различных материалов. Пути могут быть различные в условиях перехода к рыночным отношениям. В основе само обеспечения материалами учебных мастерских лежит производительный труд, организованный в урочное и внеурочное время на основе договора с заказчиками по выпуску товаров народного потребления. В такой постановке вопроса разрешено обучение процесса обучения: во-первых, на материале заказчика; во-вторых, нахождение местного материала на заработанные средства самой школой или хозяйственной группой управления образования. По новой, разработанной и утвержденной учебно-методическим советом Министерства образования Республики Саха (Якутия), программе дается большая самостоятельность не только в выборе методов обучения и в подходе обучения школьников приемам обращения с инструментами, станковому оборудованию и в, самом главном, выборе труда, а также нахождению природных материалов и их заменителей для изготовления изделий[33]. План работы учебной мастерской Для обеспечения стабильного учебно-воспитательного процесса в учебных мастерских организованные условия следует создать по намеченному плану, сознавая его необходимость.
Под планом работы учебной мастерской можно, и нужно понимать план создания организационных условий учебной и производственной деятельности школьников на протяжении года или нескольких лет. Отрицание самой сути составления плана приводят к нежелательным эффектам учебного процесса: излишне теоретизированного и лишенного практической основы трудового обучения. План работы учебной мастерской составляется в последней четверти текущего года заведующим или учителем, исполняющим его обязанности. Выбор времени составления плана имеет свои особенности: во-первых, к этому времени запас материала израсходуется; во-вторых, в школе начинаются подготовка к новому ученого году и комплектация учительского состава; в-третьих, заранее должен быть известен объем заказов на изготовление различных изделий. План может иметь следующие разделы: 1) Задачи учебной мастерской на новый учебный год. 2) Организация функционирования учебной мастерской, как подразделения единого учебного и хозяйственного механизма школы. 3) Перечень выполняемых практических работ, соответствующих программе старшеклассников и имеющих возможность перерасти на вид производительного труда во внеурочное время. 4) Договора, заказы и документации по приему и расходованию материалов. Внеклассная работа по техническому творчеству, прикладному искусству, факультативу и по кружковой работе. ) Летняя занятость детей производительным трудом, прикладным техническим творчеством. Задачи, поставленные на новый учебный год, ориентируют заведующего на качественное выполнение путем глубокой дифференциации. Должны учитываться переоборудование, переоснащение техникой, технологическим оборудованием мастерской, решение вопросов техники безопасности[40]. Второй раздел плана отражает мероприятия для более усовершенствованного функционирования учебной мастерской. Суть содержания трудового обучения заключается в том, чтобы мастерская стала местом, где школьники в процессе выполнения хорошо продуманных, из класса в класс усложняющихся видов производительного труда получали знания и умения. При этом соответственно усложняются техника и технология выполнения. Нужно подчинить подготовительную работу этой задаче:
1) профилактический осмотр имеющегося станочного оборудования, технологических машин, инструментов, приспособлений, рабочих мест, мебели, учебно-наглядных пособий и ТСО на их исправность и готовность для выполнения учебных и производственных задач; 2) технический осмотр станков, технологических машин, инструментов (ручных и электрических) с указанием срока выполнения ремонта и определения его стоимости; 3) организация (по необходимости) дополнительных рабочих мест, улучшение условий для занятий по новой программе национальной школы; ) систематизация накопленного дидактического учебного, производственного материала. Изготовление изделий имеет свой порядок рассмотрения: 1) определение качества наиболее материалоемких изделий по классам; 2) определение объема расходуемых материалов и их разновидность; 3) определение проекта изделий разной сложности; 4) составление сметы расхода средств на приобретение, транспортировку; 5) определение возможных путей нахождения денежных средств; 6) определение примерных сроков готовности изделий (сроки изготовления изделий могут быть оговорены соглашением, договорах между заказчиком и школой, между заказчиком и мастерской); 7) определение перечня изделий, имеющих возможность быть выполненными или законченными во внеурочное время; 8) планирование получения результата от учебно-производственной деятельности учащихся. На первый план выдвигается получение и закрепление знаний и умений в самом процессе выполнения какого-либо вида производительного труда[41]. Предпринимательская деятельность или способность к этому должна поддерживаться при всем динамичном развитии трудовой подготовки школьников. При планировании работы с заказчиками прежде всего необходимо руководствоваться запросом детей, родителей и после этого заказ выступает как производственная необходимость. Изделия должны быть не сложные, соответствующие возможностям ребенка и при этом ручной труд должен быть преобладающим видом труда. Соблюдается принцип постепенного усложнения учебы и труда. Создание безопасных и санитарно-гигиенических условий отражается в седьмом разделе плана учебной мастерской. Тут заведующему учебной мастерской необходимо исходить из положения по охране труда в системе Министерства образования Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом №01/125 от 17.02.93 г., положения об учебных мастерских общеобразовательной школы, утвержденного приказом министра просвещения РСФСР №245 от 09.09.86 г.
Однако положение рассматривает наиболее общие требования базы, электрооборудования, станков. Частные моменты использования и хранения инструментов, приспособлений различных материалов, показ приемов и их применения выполняются учителем, исходя из типовых положений. Поэтому организация учебного труда и процесса обучения обобщенным умениям сопровождается инструктажами по выполнению техники безопасности, и соблюдение их обязательно для учащихся. Учитель должен продумать систему информации о правилах выполнения техники безопасности. Они могут быть выполнены в виде таблиц, инструкций, картин или кинофрагментов, видеозаписей. Для проведения инструктажей учитель трудового обучения организует постоянно действующий журнал и отвечает за его заполнение. Кроме этого документом, регистрирующим ежегодное состояние материально обеспеченности, организации и проведения производительного труда школьников, является паспорт учебных и учебно-производственных мастерских общеобразовательных школ. Непременным условием подготовленности человека к работе в данной области считается соответствие подготовки следующим умениям, которые могли быть определяющими и без которых учитель не имеет базовый уровень в области трудового образования: ) умение определять цели и задачи, актуализировать их, мысленно абстрагировать весь процесс формирования обобщенных умений, знаний через деятельностно - творческий подход к обучению; 2) умение отбирать соответствие материалы, оборудование и т.д. для формирования кружка «Рыболовные снасти» с обеспечением их функционирования в действиях детей, при этом применять серию приемов, способов, психологических ситуаций, тестов для обеспечения коммуникативных связей; 3) умение эффективно и своевременно обеспечить средствами труда и материалами рабочее место учащегося или группы, понимая, что творческая деятельность означает прямое и непосредственное включение учащихся в трудовой образовательный процесс; 4) умение видеть динамику развития уровня знаний, своевременно реагировать на запросы детей и направлять умственную деятельность на решение практических задач; ) коммуникативные качества обеспечиваются большей частью гуманитарными науками, знанием своей и детской психологии, конъюнктурными сторонами социума и изменениями рыночной экономики[43]. Исходя из инвариативности программы, которая обеспечивает базовый уровень подготовки школьников к жизни, соответствует принципам действия линейно-циклового подхода, учитель выбирает вариативные пути внутри обучаемого предмета. Его высокая подготовленность, отвечающая представленным выше требованиям, предоставляет простор действия внутри программы. Имея общую структуру алгоритма действия на пять лет, учитель при подходе к формированию определенных обобщенных умений предлагает свой алгоритм действия в системе процесса обучения. Такая возможность будет представлена, если он хорошо разбирается в функциональных особенностях применяемых для формирования обобщенных умений объектов: технике, инструментах, станках, материалах и т.д., это обеспечить ему свободу действия, отличающегося творчеством, вариативностью для выбора необходимых и достаточно хороших условий проведения уроков. Учебно-материальная база представляет собой комплекс и требует соответственно определенного подхода к ее эксплуатации в соответствии норм санитарном гигиены, пожарной безопасности и правил техники безопасности. Поддержка эксплуатационного состояния всего комплекса учебно-материальной базы является заботой хозяйственных органов учреждений образования, однако, некоторые объекты могут быть закреплены за заведующими мастерскими, и они считаются ответственными за эксплуатацию. Обобщенное умение требует всесторонней подготовленности учителя, его высокой квалификации. В нынешних условиях учитель должен быть готовым к непрерывному самообразованию, способным самостоятельно находить, усваивать и активно применять в своей деятельности новые научные знания, технологии. Перечни оборудования, учебно-наглядных пособий ведутся раздельно. Для стабильного учебно-воспитательного процесса в учебных мастерских еле дует создавать по намеченному плану, сознания организационных условий учебной и производительной деятельности школьников. При планировании работы с заказчиками необходимо руководствоваться запросом детей и родителей. Организация учебного труда и процесса обучения обобщенным умениям сопровождается инструктажами по выполнению техники безопасности и соблюдения учащимися.
Технология вязки сети
Сетные полотна вывязываются, как правило, машинами. Машинная вязка обеспечивает большую равномерность ячей и низкую стоимость выполнения работ по сравнению с ручной вязкой. Ручная вязка используется при изготовлении фигурных полотен, при ремонте орудий лова. Вручную вывязывают сетные полотна для постройки сплавных неводов (с шагом ячеи более 2400 мм). Для ручной вязки необходим набор игличек и полок. Игличка представляет собой плоский челнок с намотанной на него ниткой. Полка является основной, вокруг которой происходит образование ячей при вязке сетного полотна, она играет большую роль измерительного инструмента, определяющего шаг ячеи. Фигурные полотна вывязывают со сбавкой и прибавкой ячей. Сбавка ячей заключается в изменении числа ячей или полуячей в ряду. Существует три способа сбавки ячей при вязке. Первый способ состоит в том, что при вязке две ячеи или более забирают в один узел, благодаря чему в новом ряду получается на одну или несколько ячей меньше. При втором способе сбавки у кромки не довязывают одну или несколько. Этот способ применяют в том, случае если требуется получить неискаженное сетное полотно. При ремонте и вывязывании посадочных кромок крыльев тралов применяют именно этот способ сбавки. Третий способ представляет собой комбинацию этих двух способов. Внутри сетного полотна несколько ячей забирают в один узел, а у кромки одну или несколько ячей не довязывают[31]. Прибавка ячей заключается в увеличении числа ячей по рядам и выполняется тремя способами. По первому способу прибавки в ряду полуячей вывязывают глухую полуячею, увеличивая тем самым число ячей в следующем ряду. Второй способ прибавки состоит в вывязывании лишней ячейки у кромки сети. Он противоположен второму способу. Применяя эти способы одновременно, получают комбинированный способ прибавки ячей при вязке сетного полотна. Чередуя сбавку и прибавку ячей, можно получить полотно любой конфигурации. При этом необходимо рассчитать цикл вязки, т.е. знать заранее, сколько ячей и в каком ряду необходимо сбавить или прибавить. Пусть необходимо вывязать сетное полотно в виде правильной трапеции шириной по большему основанию полуячей. И по меньшему основанию полу яч. Технически сбавку вести легче, чем прибавку, поэтому чаще вязку начинают с большего основания. Кройка Сетные полотна машинной вязки на фабриках орудий лова раскраивают на соответствующие детали. Различают кройку по прямой, по косой, комбинированную. При кройке, по прямой подрезают только узлы. В зависимости от направления резки прямая кройка подразделяется на резку ячей по ширине сетного полотна (поперек), т.е. по вертикали, и резку ячей по ширине сетного полотна (вдоль), т.е. по горизонтали. Если все четыре кромки куска сети выкроены по прямой, то он имеет форму прямоугольника. При кройке по косой у узла срезают только одну нитку параллельно стороне ячеи. Такая кройка выполняется по диагонали сетного полотна, поэтому называется также диагональной. Если кусок сетного полотна имеет только три стороны, из которых две раскроены прямой кройкой, а третья - косой, он называется равнобокой косынкой. Комбинированная кройка сочетает резку ячей (узлов) и ниток, т.е. прямую и косую кройку. Комбинированная кройка подразделяется на резку ячей (узлов) по вертикали в сочетании с резкой нитей по косой и резку ячей (узлов) по горизонтали в сочетании с резкой нитей и косой[12].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|