Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальная работа по организации трудового обучения учащихся




Организационные условия трудовой подготовки школьников

Оборудование мастерской.

По требованиям Госстандарта для учебный мастерских на 40 рабочих мест выделяются три помещения: по обработке дерева площадью 70-80 м, слесарно-механическая мастерская -80-90 м и вспомогательное помещение для хранения материалов, незавершенных работ и некоторых инструментов общего пользования - 20-40 м. Для учебных мастерских небольших восьмилетних школ на 20 рабочих мест требуется одно помещение площадью 80-90 м2 и вспомогательное помещение - 20-40 м2.

Для каждой мастерской должно быть отведено не менее 89 м.

Вместе с тем в большом количестве школ под мастерские используются различные помещения, в том числе и классы, площадь которых равна примерно 50 м2. Из-за недостатка площади приходится сокращать размеры рабочих мест, расстояние между ними, ширину проходов; нет возможности разместить необходимое количество механического оборудования. В таких помещениях затрудняется учебная работа, и не могут быть строго выполнены правила техники безопасности при размещении оборудования. Исходя из этого, следует считать такого рода помещения для мастерских временными, подлежащими замене, как только будут подготовлены другие, отвечающие предъявляемым требованиям. Мастерские надо располагать на первом этаже в нормально освещенных сухих помещениях с древесным полом. При их размещении необходимо учесть, что вспомогательное помещение желательно расположить между основными. В мастерскую проводятся три фазы силовой сети станочного оборудования. В зависимости от конкретной планировки в одном из помещений (желательно во вспомогательном) устанавливаются электрораспределительный щит, на котором монтируется центральный рубильник силовой сети, рубильник для каждой мастерской и соответствующие предохранители. Рядом устанавливается понижающий трансформатор на 24-36 В мощностью 2 кВт для питания штепсельных розеток на рабочих местах в слесарно-механической мастерской и для индивидуального  освещения станков верстаков. Электрораспределительный щит должен позволить подать к рабочим местам напряжение 120В необходимое для электромонтажных работ[9].

Хорошее естественное освещение мастерской обеспечивается тогда, когда площадь застекленной поверхности окон противоположная стена не должна быть удалена от них на расстояние, превышающее две высоты помещения. Искусственное освещение помещений зависит от конструкции светильников, мощности ламп и других условий.

Помещение мастерской вентилируется чаще всего, как и классы, с помощью форточек и фрамуг. Нередко устанавливаются вытяжные вентиляторы с двигателями мощностью 0,2-0,4 кВт. К отоплению помещений мастерских предъявляются требования, общие для всех школьных помещений, но температура в мастерских должна быть несколько ниже, чем в классе - около 16°С.

Типы занятий в школьных мастерских

Различают следующие типы занятий в школьных мастерских: урок, связанный с объяснением нового материала; урок, связанный с самостоятельным выполнением трудовой задачи; урок, связанный с конструированием и техническим моделированием.

Кроме этих типов занятий, в трудовом обучении применяются занятия, посвященные лабораторным работам, просмотру кинофильмов, экскурсиям, наконец, занятия, посвященные производительному труду, организуемому на основе широкого разделения труда.

В ряде руководств по труду приводятся и другие типы занятий, например, занятия, посвященные формированию знаний, умений по черчению, проверочные или контрольные занятия и др.

В данных случаях речь идет не о принципиально направленных типах занятий, а о доминирующих методах на данном занятии в соответствии с его дидактической задачей.

Формы и методы обучения

Особенности процесса трудового обучения.

Программа занятий в учебных мастерских предусматривает вооружение учащихся системой политехнических знаний и умений, навыков. Знания - это понятый и закрепленный в памяти круг технических и технологических фактов, правил, законов и теорий. Способность объяснения их, исходя из более общих законов и теорий, изученных в основах наук. Умение - способность выполнить трудовое задание с выбором и применением необходимых инструментов, правильных приемов и операций и получением положительных результатов. Навык - усовершенствованное умение. Особенности усовершенствования состоят в том, что развивается способность выполнять сравнительно сложные действия быстро и четко, снижается чувствительность к внешним отвлекающим факторам, внимание работающего концентрируется не на процессе труда, а на его результат, устраняются изменения движения, снижается утомляемость.

Среди учителей труда, методистов и других работников народного образования распространены две точки зрения на задачи и значение трудового обучения в школе. Организация работ по изготовлению инструментов в школьных мастерских.

Учебные мастерские - важный участок школы по воспитанию всесторонне развитой личности. На уроках и во внеурочное время идет здесь работа по развитию умственных, нравственных и физических способностей учащихся. Вооруженные ручными инструментами, они преодолевают сопротивление материалов, придавая им нужную форму. В процессе работы укрепляется их воля, совершенствуется трудовая сноровка, оттачивается смекалка. Осваивая инструменты и станки, постигая свойства материалов, ребята познают основы техники и технологии, практически и психологически готовятся к профессии, к работе на совершенном производстве.

Учителя знают, что добиться результатов в этой деятельности можно лишь в том случае, если сам процесс труда и результаты труда доставляют ребятам радость и удовлетворение[8].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...