Трудовое воспитание и обучение школьников
Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшее для формирования личности деятельность. Труд - есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - это сознательная и целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы для удовлетворения своих растущих потребностей. Отношения человека к природе всегда осуществляется в системе связей с другими людьми. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Великий русский писатель Н.Л. Толстой писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта. Другой важной ее особенностью является целенаправленный характер. Под этим понимается осознанность исполняющим работу той связи, которая существует между отдельными трудовыми приемами и операциями, совершаемыми им, и теми конечными результатами, к достижению которых направлена трудовая деятельность человека [2]. Трудовая деятельность для человека - естественная физиологическая потребность. Она, как и всякая деятельность, требует самых различных движений и мышечных усилий, которые управляются нервной системой. С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, заинтересованность, энтузиазм, стремление к достижению к цели, эстетического удовлетворения. В процессе труда также человек мыслит, воображает, ощущает, запоминает. Всякий труд требует внимания.
Огромное значение труда в жизни общества и человека и объясняет тот интерес, который издавна проявляли люди к изучению и организации своей трудовой деятельности. Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России включена новая образовательная область «Технология». В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания, из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области с 1 по 11 класс в объёме 808 часов. Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариативное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объём знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений. Углублённое изучение разделов «Технологии» и профессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной частей учебного плана [7]. Школьные предметы предоставляют обычно множество разных проб для выяснения учениками своих способностей и желаний заниматься тем или иным видом деятельности, изучать или не изучать углублённо ту или иную область знания. Пробы, предоставляемые в предметной области «Технология», по замыслу имеют интегративный межпредметный характер. А само содержание предмета «Технология», входит в противоречие с традиционными уроками «труда» [25].
Прежде всего, такие уроки должны информировать школьников минимум по трём направлениям: ) Труд человека в производстве (обработка основных материалов; технологические свойства материалов; инструменты и приспособления; основные трудовые операции; организация производства; сбыт и продажа продукции; рынок товаров; художественное конструирование изделий промышленности; обеспечение безопасности труда; экология производства; производственные кадры и др.). ) Труд человека в непроизводственной сфере (образование; культура; искусство; ремёсла; основное производственное оборудование; технологические процессы в основных областях деятельности здравоохранение; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; обеспечение безопасности труда; предпринимательская деятельность и др.). ) Труд человека в быту (эксплуатация и ремонт жилища; домашняя экономика; дизайн и обеспечение комфорта в доме; приготовление пищи; уход за больными, детьми и престарелыми; уход за домашними животными и цветами; трудовые обязанности членов семьи; художественное конструирование домашних изделий и интерьеров; обеспечение безопасности труда в семье; экология семейного хозяйства и др.) [27]. Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами[2]. Жизнь заставляет пересмотреть некоторые концептуальные положения теории трудовой подготовки в школе. Нельзя отрицать, что многое из того, чем руководствовались педагоги в процессе реализации идеи трудового, политехнического образования в средней школе, сегодня кажется не столь непреложным и незыблемым. Школьника нужно рассматривать в первую очередь как личность, а личность реализуется в разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой[37].
В течение всего периода обучения технологии в российской школе каждый учащийся, в соответствии с программой, должен выполнить 10 проектов, по одному проекту в год, начиная со 2 класса. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности. Учитель технологии должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности. Итак…. При рыночных отношениях общеобразовательная школа не должна обязательно давать своим воспитанникам профессию, но должна формировать личность, готовую правильно осуществить выбор профессии, осознать мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы. Успешность формирования такой личности определяется не столько содержанием трудового обучения, сколько его направленностью, подчинённостью определённым задачам, установленным приоритетам. Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Главная суть преобразования - в объективных требованиях, обусловливающих необходимость разработки новых подходов к трудовой и технологической подготовке молодёжи. Эти объективные требования вызваны изменениями в мировом общественном производстве в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека. Само понятие «технология», введённое в название нового учебного предмета, несёт совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.). Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодёжи в общеобразовательной школе» (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счёте, на развитие личности, её преобразующего мышления[38].
Образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций: . «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. . Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо говорится, что эта задача перекладывается на самих школьников. . Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства у него появляются качества активного участника процесса познания. . Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей её реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, её нацеленность.
На уроках технологии учащиеся могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, проявляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво. Согласно проекту базисного плана образовательная область «Технология» должна быть построена по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона. На «Технологию» планируется выделить в 5-7-х классах по 70, в 8-м классе - 35 часов в год. В 9-м классе часы учебного предмета передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки детей. А в 10-11-х классах «Технология» исключена из числа обязательных учебных предметов. По мнению Минобразования, это связано с тем, что в условиях специализации образования на старшей ступени единого содержания обучения технологии быть не может. Технологическое образование может входить в соответствующие профильные курсы, но преимущественно в рамках информационных технологи[45]. И если в учебном плане 1998 года, Министерство образования РФ еще упоминало трудовое обучение наравне с технологией, то в проекте нового базисного плана данный термин вообще отсутствует. Это фактически разрушение сложившейся за многие годы системы трудовой подготовки школьников, звеньями которой являлись: трудовое обучение, общественно полезный производительный труд, внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству, профессиональная ориентация. Так уже было в истории российского образования. Впервые труд стал изучаться в школах с 60-х годов XIX века, когда для зарождающейся промышленности в России были необходимы квалифицированные рабочие, мастера. А в начале 30-х годов XX века произошла переориентация образовательной школы на подготовку к вузу, и в 1937 году трудовое обучение в советской школе было отменено. И только в начале 50-х трудовая подготовка снова входит в жизнь школы. Тогда возникла необходимость повысить роль школы в формировании у молодежи готовности к практической деятельности. Народное хозяйство, которое быстро восстанавливалось, очень нуждалось в кадрах, способных к квалифицированному труду. Школа стала успешно решать такие задачи, как формирование знаний и умений в области обработки материалов, развитие технического мышления, конструкторских способностей, воспитание добросовестного отношения к труду. Основная часть учебного времени отводилась на практику, ученики были закреплены за рабочими местами на предприятиях и участвовали в выпуске продукции[39]. Главным аспектом в формировании трудовых навыков у детей в школе всегда были и остаются учебные мастерские, хорошо оснащенные всем необходимым оборудованием, инструментами, расходными материалами в соответствии с требованиями нормативных документов. Поэтому необходимо решать вопросы о ежегодном пополнении материальной базы учебных мастерских, а не закрывать их, свертывая трудовое обучение. Именно в учебных мастерских школы учащиеся приобретают первоначальные профессиональные навыки, политехнические, трудовые знания и умения в области технологии, экономики и организации производства. Кроме того, в процессе трудовой подготовки школа обеспечивала и обеспечивает социальную защиту подрастающего поколения. По материалам «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы», одобренной Правительством РФ 6 мая 2003 года (распоряжение №568-р), «с 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу. Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на рынках труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих» [17]. Именно эта «Концепция» в качестве приоритетных направлений определяет развитие системы непрерывного профобразования, профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда. Профессиональную ориентацию на рабочие профессии нельзя начать в 1-м классе и закончить в седьмом. Именно подростковый, а не детский возраст остается периодом интенсивного освоения практических знаний и умений, необходимых для нормального вхождения в жизнь. Полученные подростком трудовые знания, умения и навыки создают благоприятные условия для последующего выбора и овладения практически любой профессией, повышают его самооценку и статус в глазах сверстников. Большое значение имеет и нравственная сторона трудовой подготовки: формирование уважения к своему и чужому труду, уверенности в себе, ответственности, инициативы и самостоятельности. Сегодня большинство подростков могут удовлетворить свою потребность в овладении технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками только в школе. Кружки технического творчества в учреждениях дополнительного образования практически исчезли или ведутся не на должном уровне. Выдавливание трудовой подготовки из основной и старшей школы может крайне негативно отразиться на нравственно-трудовом воспитании молодого поколения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|