Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация внеклассных занятий по технологии




воспитание педагогический кружок школьник

Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках то технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться[6].

Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки и т.д.

Во внеклассной работе должна найти место и практическая реализация подготовки учащихся к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид в каждом конкретном случае могут решить только учитель и его ученики. Организация школьного кооператива, создание центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам - любой вариант диктуется местными условиями. Важно лишь, чтобы меркантильные интересы не возобладали над воспитательными[5].

Дидактические принципы - это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имею характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы учителем.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами. Принципы организации внеклассной работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучении[21].

Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на внеклассных занятиях по труду.

Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей[10].

Научность. Принцип требует, чтобы изучение техники черчения и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства.

Принцип научности требует, чтобы на внеклассных занятиях (к примеру по труду) использовались новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.

В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов[18].

В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство.

Систематичность и последовательность в трудовом обучении. Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки.

Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе.

Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся. Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений.

Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач[22].

Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости[23].

Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. С этой целью должен проводится медосмотр всех школьников перед выполнением ими нового вида работ и осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья в течение всего периода обучения.

При подборе видов труда и области производства для девочек и мальчиков необходимо учитывать особенности развития их организма. Для них должны быть исключены производства, связанные с вредными условиями труда (химические и горячие цехи, работа с ядохимикатами и др.).

Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности во времени.

Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых - более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связанно с работой в кружке.

Доступность изучаемого материала и труда для учащихся зависит от организации внеклассного мероприятия, применяемых методов, от реализации других принципов трудового обучения[35].

Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач.

Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности.

Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательной задачи.

Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий.

Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству[39].

Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап - абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Воспитание учащихся во время трудового обучения. Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель - формирование всесторонне развитой личности.

Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.

Содержание внеклассного мероприятия, скажем по труду, определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д. [42].

Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

Для того, чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и применить полученные знания по труду, существуют в школах и закрепленных к ним учреждениях (кружки, секции, различные творческие комнаты и т.д.) - все это относится к комплексу внеклассных мероприятий.

Творческая комната - это не столько помещение, сколько форма внеклассной работы. Методика и организация этой работы позволяет привлечь многих учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. Творческих комнат в школе может быть несколько: физическая, химическая, техническая, творческая, художественная и т.д. Все они характеризуются следующими чертами: в творческую комнату может прийти ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в творческой комнате учащиеся различного возраста получают начальную трудовую подготовку, имеющую профессиональную направленность, например в технической обучаются навыкам работы различными ручными инструментами и на станках, а так же навыкам конструирования и т.д.; организация и методика работы в творческой комнате могут быть самые различные в зависимости от поставленной учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому творчеству.

В большинстве случаев творческие комнаты не предполагают дополнительных помещений в школе. Для них используются обычные учебные мастерские и кабинеты: утром - урок, во второй половине дня - свободная творческая деятельность.

Надо признать, что далеко не каждый учитель сможет организовать творческую комнату - нужны и высокая квалификация и опыт руководства самостоятельной творческой работой учащихся с выходом на конкретный продукт, надо самому владеть каким-либо видом творчества. В каждой школе всегда есть один-два учителя, квалификация и интересы которых к такой работе позволяет создать творческие комнаты. Это, в общем-то, и не такая уж сложная вещь - было бы желание.

Первая творческая комната организована на базе кабинета рисования и черчения и предназначена для изготовления недействующих изделий - макетирования, лепки, резьба по дереву, работы с соломкой и т.п. Задача - ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к практической самостоятельной творческой деятельности.

Этой задаче соответствовала организация работы. Она ведется по темам, на каждую из которых отводится полтора - два месяца. Спустя полтора - два месяца проявляется закономерность, связанная с неустойчивостью интересов школьников в начальный период самостоятельной работы. В творческой комнате ребят становится все меньше. Для того чтобы ребята вернулись надо «запустить» в ход другую тему попроще и интересней, не имеющую ничего общего с предыдущей.

При такой организации работы выполняются три условия: Ученик может включиться в работу, когда ему удобно, и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; каждый получает начальную подготовку по нескольким видам труда; учитель постоянно проявляет инициативу в руководстве работой, что способствует росту его квалификации. В течение всего года у учащихся поддерживается интерес к самостоятельной работе, в творческой комнате всегда много детей. Если учитель видит, что какая-то тема не заинтересовала их, он может сменить ее на другую[49].

Отметим такую особенность работы творческих комнат, как отсутствие списков учеников, постоянно их посещающих. Наша задача - дать учащимся попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает, когда, сколько и какой творческой комнате ему работать, пусть идет естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и способностей.

Однако в организации работы по данной методике для учителя есть трудность - изготовление таблиц. Не каждый сможет и будет делать их в год по несколько десятков. В своей работе можно использовать так же иллюстрации из журналов и книг.

Но, как уже говорилось, никаких самых лучших и единственных правильных систем обучения не существует. Хотя организация работы по таблицам дает значительный эффект, но для второй творческой полноты она не применима, поскольку ее назначение другое: изготовление действующих изделий (модели, технические устройства, макеты узлов и т.п.)

Действующий макет железнодорожного узла, действующий макет подвесной железной дороги, действующий макет аэродрома - в каждой такой работе принимают участие десятки учеников, среди которых было немало так называемых трудных, двоечников и второгодников. Одно дело - недействующее изделие, где ошибка в размерах преимущественного значения не имеет, другое - действующее. Здесь детали связаны между собой подвижно, следовательно, надо не только показать, как они взаимодействуют, но и проставить десятки размеров, дать все сечения и разрезы. Придет ученик посмотрит на все это и сбежит. А учитель разработал такую методику, где нет ни таблиц, ни размеров.

Приходит пятиклассник, который еще мало что знает и умеет. Это не беда. Учитель, не теряя времени на объяснение того, чем занимаются в творческой комнате, дает ему шаблон корпуса трактора, вырезанный им заранее на картоне, и кусок жести, при этом ничего про устройство модели не говорит. Он просто объясняет за несколько минут, как вырезать деталь по шаблону и согнуть. И вот он начинает все это делать. При этом он, во-первых, начинает овладевать жестяным делом вместе с другими, во-вторых, изготавливает целую партию корпусов различных машин. Через некоторое время ему это надоедает и он вот-вот сбежит. Но учитель говорит ему: «Ну, хватит заниматься этим делом. Вот тебе кусок медной проволоки, наруби 8 штук заготовок одного размера и 150 - другого». Это же пустяк для ученика. Потом педагог показывает, как эти куски спаять и ничего не говорит про устройство паяльника, а обходится тем минимумом, который необходим для того, чтобы ученик мог спаять детали. И вот каждый ученик что-то делает свое, а через две-три недели перемена вида труда. Так он осваивает все новые операции. Второй результат состоит в том, что накапливается масса готовых деталей, из которых, как из конструктора, дети позже будут собирать различные изделия. За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и принимает участие в изготовлении нескольких изделий, в том числе, довольно сложных. Спустя два-три года, он уже не просто исполнитель, а и конструктор, и изобретатель, и конечно, хороший мастер[48].

Подводя итог сказанному, перечислим преимущества творческих комнат: все учащиеся имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий; ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей; в каждой творческой комнате может быть своя оригинальная методика обучения и воспитания, созданная самим учителем; все учащиеся, начиная с начальных классов, получают широкопрофильную трудовую подготовку; работа их носит массовый характер, что определяется свободой посещения занятий, возможностью широкого выбора направления творческой деятельности, объектов труда.

Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными оказываются аудиовизуальные, в частности видеомагнитофоны, позволяющие предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.

В научно-исследовательском плане при создании первых учебных видеофильмов ставились и частично решены такие важные дидактические задачи, как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.

Экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленных предприятиях, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и т.п. объекты для ознакомления учащихся с подготовкой и использованием графической документации.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...