Местоимения как класс слов, выполняющих референтную функцию
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Частицы и связки. Частица представляет собой служебное слово, в ближайшем окружении которого мы можем обнаружить только одну валентность. Поэтому для частиц важно их место по отношению к знаменательному слову, составляющему их валентность. По этому признаку частицы делятся на препозитивные и постпозитивные. Существуют, однако, частицы, позиция которых по отношению к знаменательному слову не задана жестко, например, модальная частица бы. Условия употребления частиц бывают довольно причудливы. Например, частица то-то вообще может употребляться абсолютивно. – Понял? – Понял. – То-то. Ср. То-то он, бедненький, извертелся весь. Семантически частицы очень разнородны. Среди них можно выделить две большие группы: одна выражает логические отношения, а другая – модальные значения, то есть отношение говорящего к содержанию высказывания и/или к слушающему. В 70-е гг. 20 века интерес лингвистов в большей степени распространялся на логические частицы. Было установлено, что одновалентность многих логических частиц мнимая: либо вторая валентность находится за пределами ближайшего окружения частицы, оставаясь в пределах высказывания или текста, либо в высказывание вносится только смысл этой второй валентности в виде пресуппозиции. Под пресуппозицией (или презумпцией) в лингвистике понимается смысл, который явным образом не выражается в высказывании, однако требуется для понимания этого языкового выражения. Пресуппозиции были обнаружены при описании лексического значения. Выяснилось, что в семантике слова есть компонент, который именуется ассерцией и поддается действию логического оператора отрицания, то есть при отрицании меняет истинностное значение. Есть также компонент значения, который называется пресуппозицией и не поддается действию оператора отрицания.
Х перестал делать нечто значит: ‘не делает нечто’ (ассерция) + ‘ранее делал нечто’ (пресуппозиция). Ни отрицательный, ни утвердительный ответ не отменяет пресуппозицию ‘Фрекен Бок раньше пила коньяк по утрам’. Е.В. Падучева различает прагматические и семантические пресуппозиции. Прагматические пресуппозиции требуют обращения к прагматической ситуации или к тому, что называется «знаниями о мире». Семантические пресуппозиции выводимы из семантики языковых выражений, входящих в высказывание [Падучева, 1985]. Семантика частиц связана именно с семантическими пресуппозициями, то есть адресат высказывания может воспринять невыраженный смысл, не зная никаких обстоятельств и не учитывая прагматических условий высказывания. Сравним описание семантики частицы даже, сделанное И.М. Богуславским. «Над прошедшим даже боги не властны. …(а) некоторые существа Q’, отличные от богов, не властны над прошедшим; (б) говорящий мог с большим основанием ожидать, что Q’ будут не властны над прошедшим, чем того, что боги будут не властны над прошедшим; (в) говорящий ожидал, что боги будут властны над прошедшим, (г) боги не властны над прошедшим [Богуславский, 1985. С. 121] Семантике и синтаксическим условиям функционирования частиц посвящена монография И.М. Богуславского «Исследования по синтаксической семантике: Сферы действия логических слов» [Богуславский, 1985]. Автор различает синтаксическую и семантическую сферы действия, которые могут не совпадать (быть неизосферными). Это означает, что значение частицы может не полностью описываться синтаксическими условиями ее употребления. В 80-е гг. интерес лингвистики сместился к модальным частицам. Так, например, можно обнаружить различия в речевых жанрах, в которых императив может сопровождаться частицами же и -ка. Частица же выражает приказ, просьбу, мольбу, но не совет, инструкцию или разрешение, а -ка может выражать просьбу или совет.
Частицы могут употребляться в сочетании друг с другом, образуя комплексы, иногда с новым, неразложимым значением. Связка Связки служат для выражения отношения предиката к предицируемому субъекту. В широком смысле это отношение можно было бы охарактеризовать как предикатное. Тем не менее по семантике некоторых связок мы можем определить его более точно, что отражено ниже в классификации связок. Помимо этого, часть связок, а именно глагольные связки выражают и референцию (более точно, актуализацию) предиката, изменяясь по временам, лицу и числу. Неглагольные связки обычно выражают вневременность отношения. Есть связки, которые имеют только одну валентность – на предикат. Такие связки выполняют только референтную функцию, отражая отношение выражаемого предикатом положения дел к действительности – модальность и время, а иногда и лицо. Связка нужна в том случае, когда позицию предиката занимает слово, для которого эта позиция не характерна, а именно падежная форма существительного, прилагательное, наречие, числительное, инфинитив, причастие, другие неизменяемые слова. Существуют следующие типы связок: 1) формальные, к которым относится прежде всего глагол быть в релятивном значении. Формальная связка не выражает отношения, она служит для модальной, временной и персональной актуализации высказывания. Ответственность за выражение отношения в этом случае полностью ложится на предикат. Особенностью связки быть является то, что в настоящем времени изъявительного наклонения она представлена синтаксическим нулем; 2) фазовые связки: начинать, продолжать / продолжить, закончить и др. Они также не выражают отношения, их задача – отразить фазу процесса; Между формальными и фазовыми связками можно поместить связку стать, которую можно интерпретировать и как видовую пару к быть, и как фазовую связку со значением начала статической или повторяющейся ситуации; 3) модальные связки: надо, можно, необходимо, должен, следует, может и др., которые отражают отношение предиката к действительности и/или отношение говорящего к содержанию высказывания;
4) отождествительные: это, вот, вот это, выражающие отношение тождества между субъектом и предикатом. 5) уподобительные: будто, словно, точно, что, выражающие отношение сходства. 6) другие связки, которые явным образом выражают разные, иногда сложно интерпретируемые отношения: является, оказался, служит и т.п.; Связки как морфологический класс не очень внятно описаны в русской грамматике. В.В. Виноградов [1986], например, отнес некоторые связки к частицам. Описание связок обычно помещается в курсе синтаксиса. Некоторые служебные слова являются полифункциональными: они могут в зависимости от позиции и характера валентностей выступать то как союзы, то как частицы, то как связки. К таким служебным словам относится, например, и. Это слово может быть союзом и частицей. Ср., например, Ждали нас, и мы пришли; Ждали нас, мы и пришли. Аналогично ведет себя как в качестве служебного слова и другие «сравнительные» служебные слова будто, точно, словно, что. Их принадлежность к союзам, частицам или связкам зависит от окружения: Он летел, как птица; Ты точно птица; Я словно летел. Таким образом, неизменяемость и аналогичность смысловой задачи служебных слов приводит к тому, что функция может доминировать над синтаксическими свойствами (спецификой окружения), которые, по сути дела и отличают один класс служебных слов от другого. Местоимения как класс слов, выполняющих референтную функцию Смысловая задача местоимений – выражение референции. Если представить лексический состав русского языка как пространство, например, круг, а внеязыковую действительность – как пространство за границами этого круга, то местоимения образуют тонкий слой на границе этого круга, одной стороной обращенный к миру слов, а другой – к миру вещей. По данным Т.В. Шемелевой, в русском языке 314 местоимений (из них 286 немотивированных). В чистом виде референтную функцию местоимения выполняют в функции детерминатива, определяя существительное: Разговаривая по телефону, я стоял боком к столу и уголком глаза видел, что мальчик разграфил лист бумаги вдоль и поперек и в крайней левой графе по вертикали выводил крупным детским почерком: "...2...4,5..." Я не знал и впоследствии так и не узнал, что означали эти цифры и что он затем написал (В.Богомолов. Иван); Все Фиры и Веры – Дуры без меры (В.Розов. В поисках радости). Возможно, они могут определять и прилагательные: Какой-то ты сегодня странный.
Однако местоимения могут самостоятельно выполнять и номинативную, и референтную смысловые задачи. Но их номинативный потенциал ограничивается обозначением самых широких классов реалий, таких, как предмет (что и др.), животное (лицо) (кто и др.), качество предмета (какой и др.) или процесса (как и др.); принадлежность (чей и др.), количество (сколько и др.); порядковый номер (который и др.), место (где, куда, откуда и др.), процесс или событие (делать, случиться, произойти), причину (почему и др.), цель (зачем и др.). Поэтому В.В. Лопатин назвал местоимения суперчастью речи, имея в виду то, что для каждой части речи есть свой набор местоимений. Классификация местоимений Вне связи с частями речи можно говорить о трех классах местоимений: 1) кванторные, обозначающие тип референции, 2) личные и лично-притяжательные местоимения, в стандартном случае обозначающие лиц и реалии в их отношении к прагматической ситуации, то есть путем обращения к внеязыковой действительности; 3) местоимения кореферентности, выражающие тождество обозначаемой реалии с реалией, обозначенной другим языковым выражением в тексте. 14. Кванторные местоимения, их классы. По отношению к кванторным местоимениям удобно использовать формально-этимологическую классификацию, основная идея которой состоит в том, что местоимения некоторых разрядов характеризуются по этимологическому корню, точнее, по корневой согласной (корневым согласным). Разные авторы выделяют разное количество и состав типов кванторных местоимений в соответствии с выделяемыми ими типами референции. Мы будем придерживаться классификации, опирающейся на классификацию. Е.В.Падучевой [1985. С. 134], которая выделяет 6 типов: 1. Местоимения с референтным употреблением. 1) Местоимения неизвестности (К-то), выражающие неопределенную референцию. Будем называть такие местоимения неопределенными; 2) Слабоопределенные местоимения (один, неК-, кое-К-), обозначающие реалии, неизвестные слушающему, но известные говорящему, например: А кое-кто знает, где продаются желтые арбузы; 3) Определенные местоимения, образующие два неравноценных ряда: Т-местоимения (тот, такой, так, там оттуда и п.п.) и С-местоимения (сей, * сякой, * сяк, здесь, посему и т.п.). К С-местоимениям примыкают ЭТ-местоимения (этот, поэтому, *этакий и др.). В дейктическом употреблении Т-местоимения обозначают реалии, не связанные с прагматической ситуацией, а С- и ЭТ-местоимения –связанные с ней.
2. Местоимения с нереферентным употреблением. 4) Экзистенциальные местоимения (К-нибудь), представляющие неиндивидуализированный объект. 45 Универсальные местоимения (В(Е)С-, а также ЛЮБОЙ и КАЖДЫЙ, имеющие дополнительные значения), обозначающие полный ряд объектов данного класса. 6) Отрицательные (ниК-), имеющие по сути дела то же значение, но при отрицании. Более сложную семантику имеют неК- местоимения, которые тоже являются отрицательными. 3. Местоимения с особой иллокутивной функцией. 7) Вопросительные местоимения (К-), выполняющие иллокутивную функцию вопроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|