Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфология как внешняя грамматика слова. Типы морфологического описания.




Морфологическое описание может быть разным, если по-разному ответить на три основных вопроса:

1. Что изучать? Классы слов, объединяемых по типу словоизменения, то есть части речи, или общие для слов разных классов характеристики словоизменения, или грамматические категории.

2. Как изучать? Поверхностно, наблюдая только внешние изменения, или сущностно, изучая проявления внутреннего содержания.

3. Для чего изучать? Чтобы понимать смысл морфологических форм или чтобы их использовать в речи.

Что изучать?

А) Типы поведения, характеризующие слова, – словоизменительные классы, части речи, например: существительное, наречие, глагол.

Части речи отражают классы элементов мира.

Такое морфологическое описание можно назвать морфологией классов. Ее объектами являются слова как системы словоформ с типовой парадигмой.

В русском языке можно выделить десять грамматических классов. Пять из них – полноценные слова, так называемые части речи, способные выполнять все требования, которые предъявляются к слову носителем языка (смысловые задачи):

1) существительное;

2) прилагательное;

3) числительное;

4) глагол;

5) наречие.

Каждая из частей речи характеризуется типовым словоизменением, специфической парадигмой и уникальным набором морфологических категорий.

Один класс предназначен для выражения отношения языковых единиц к действительности:

6) местоимения.

Четыре класса служат для выражения связи полнозначных слов и других самостоятельных единиц языка в высказывании (тексте) и обозначения отношений явлений натурального мира, обозначаемых связываемыми языковыми единицами:

7) предлог;

8) союз;

9) частица;

10) связка.

За пределами морфологической классификации остаются междометия, большинству из которых лингвистика отказывает и в праве считаться словом. Междометия – это непроизвольные знаки-реакции, привязанные к коммуникативной ситуации, в отличие от слов, которые выражают значения независимо от ситуации.

Б) Аспекты, характеристики поведения слов, взятые в отвлечении от самих слов, – грамматические категории, например: род, падеж, лицо, вид.

Грамматические категории отражают или формируют организацию мира, общие для всех населяющих его объектов свойства.

Такой тип морфологического описания можно назвать морфологией категорий. Объектами его являются группы форм разных слов, организованные единой системой противопоставленных смыслов.

В русском языке общепризнано выделение десяти грамматических категорий:

1) число – категория, отражающая количество или конкретность / обобщенность обозначаемого явления и/или связь согласования с существительным;

2) падеж – категория, отражающая отношение обозначаемого явления действительности к другим явлениям действительности и выражающая связь управления существительного с другими словами в высказывании или согласования существительного, прилагательного, числительного или причастия с существительным;

3) род – категория, обозначающая отношение к биологическому полу (так называемый натуральный класс) обозначаемого животного и/или связь согласования прилагательного, числительного, причастия или некоторых личных форм глагола с существительным;

4) лицо – категория, отражающая отношение одного из участников обозначаемой высказыванием ситуации к участникам ситуации, в которой произведено это высказывание (прагматической ситуации);

5) наклонение – категория, отражающая отношение содержания высказывания к реальной действительности;

6) время – категория, отражающая отношение времени совершения обозначаемой высказыванием ситуации к времени прагматической ситуации;

7) степень сравнения – категория, отражающая относительную меру проявления качества;

8) залог – категория, отражающая сравнительную значимость и другие отношения участников обозначаемой высказыванием ситуации;

9) одушевленность – категория, отражающая потенциальную активность или неактивность обозначаемого существительным явления;

10) вид – категория, отражающая аспекты протекания во времени обозначаемой высказыванием ситуации: завершенность или протекание, локализованность или нелокализованность во времени, наличие или отсутствие внутреннего предела и т.п.

Поскольку категории являются элементами принципиально иной природы, нежели классы, то и соответствующие типы грамматического описания существенно различаются.

Морфология классов, нацеленная на описание элементов мира, формирует представление о субстанциальной, статичной модели мира, об осуществляемом посредством языка членении мира на объекты и явления действительности. Такая морфология связана с лексикологией.

Морфология категорий, обращенная к атрибутике, комплексным характеристикам мира, отношениям между его частями, связана с синтаксисом, с динамической моделью мира, с его целостными фрагментами.

Эти два типа морфологии «по объекту описания» – полюса, между которыми располагаются реальные морфологические описания. Каждый учебник морфологии или морфологический раздел грамматики так или иначе отражает оба подхода. Но определяющий принцип влияет на характер описания и даже на его содержание.

Как изучать

В этом отношении изучение морфологии подобно изучению человека в психологии.

1) Чисто внешнее, наблюдаемое поведение, то есть набор реакций на изменение среды. Среда такого рода для слова называется окружением (дистрибуция, синтагматика). Такая морфология сугубо формальная, техническая. Основные ее понятия – техника (грамматический способ), словоизменительный класс, парадигма, словоформа, граммема.

2) Описание поведения слова как выражения богатого внутреннего содержания – функциональная морфология. В отличие от формальной морфологии морфология функциональная предполагает взаимодействие плана выражения (прежде всего грамматического способа) и смысловой задачи, которая должна выполняться словом в высказывании.

Оба этих подхода представлены в истории русской морфологической мысли.

С конца 19 века в русской морфологии утвердились две традиции, два начала: фортунатовское и потебнианское.

Если технический подход понятен и опирается на наблюдения над изменением слова и поведением его окружения, то функциональный подход требует пояснения. Таким образом, возможны два направления исследования и описания грамматики – от средств к функции – семасиологический подход, и от функции к средствам – ономасиологический подход. Соединение этих двух подходов, выявление и ранжирование всех языковых средств, предназначенных для выполнения одной функции, позволяет построить функционально-грамматическое описание, в корне отличающееся от привычного формально-грамматического, которое в максимальной степени учитывает внешнее поведение слова и только в случае необходимости – функцию той или иной грамматической формы. Более привычный для лингвистов семасиологический подход связан с «грамматикой слушающего» и дает средства для понимания, интерпретации грамматической формы как составляющей плана выражения слова. Этот подход, позволявший и позволяющий анализировать и интерпретировать готовое речевое произведение, очень важен для специалистов, изучающих древние тексты, переводчиков, редакторов и корректоров, преподавателей языка.

Ономасиологический подход, осмысленный в теории лингвистики сравнительно недавно, помогает активному речедеятелю, создающему тексты. С позиций ономасиологического подхода морфология – это средство компрессии (компактизации, конденсации, сжатия) плана выражения.

Морфологическая компрессия связана с двумя эффектами, один из которых оказывается мощным препятствием для активного использования, а второй делает ее важным инструментом воздействия.

Первый эффект – высокая абстрактность значения, приводящая к тому, что морфологическими средствами труднее выразить конкретное внеязыковое содержание. Морфология менее выразительна, чем лексика.

Второй эффект – более скрытое, менее рефлективное выражение. Значение морфологической категории требует специального и квалифицированного анализа. Поэтому морфология является средством скрытого, порой манипулятивного воздействия. Существуют два механизма:

1) языковое варьирование – возможность выразить один смысл разными способами. 2) транспозиция – использование морфологического средства, имеющего стандартное значение, в другом значении. Транспозиция – это своего рода грамматическая метафора.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...