Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система частей речи в современном русском языке. Соотношение частей речи и номинативных классов.




Русистике в качестве образца досталась античная классификация частей речи. Она основана на материале древнегреческого и латинского языков, генетически и типологически близких, но все равно отличных от современного русского языка. Поэтому любая классификация русских частей речи – своеобразный компромисс между морфологической реальностью русского языка и античной традицией.

Интерес к классификации частей речи, к выявлению оснований классификации был активен до середины 20 века, а затем морфологи отказались обсуждать принципы выделения частей речи, сосредоточившись на описании отдельных частей речи и даже отдельных категорий.

Интерес к этой проблематике возродился в конце 20 века в работах лингвистов старшего поколения – М.В. Панова и А. Вежбицкой. К проблематике выделения частей речи они подошли с разных сторон.

М.В. Панов предложил для классификации частей речи принцип, который на рубеже 19-20 веков сформулировал Ф.Ф. Фортунатов. А именно, часть речи определяется по характеру словоизменения. На основании состава форм и категорий М.В. Панов выделяет следующие части речи: 1. Глагол. 2. Существительное. 3. Прилагательное. 4. Числительное. 5. Наречие. 6. Аналитические прилагательные [Панов, 1999. С. 125-126]. При этом часть речи напрямую связана со словоизменительным классом, а слово может иметь набор форм, относящийся к разным частям речи. Отметим, что стройность и лаконичность этого списка сталкивается с многообразием словоизменительной реальности, что заставляет автора на протяжении почти 50 страниц обсуждать множество проблем, связанных с тем, как типы слов соотносятся с частями речи [Панов, 1999. С. 126-173].

А. Вежбицкая предложила в качестве категориального значения частей речи использовать лексические прототипы. Для существительного лексическими прототипами, по мнению А. Вежбицкой, выступают слова вещь и люди, для глагола – слова видеть, слышать, сказать, делать, произойти/случиться, двигаться, для прилагательного – слова большой и маленький, для наречия – слова очень и так, для местоимения – слова ты и я, для числительного – слова один и два. Наряду с числительными А. Вежбицкая выделяет класс «кванторных слов» (выделение кавычками автора – И.Е. Ким), для которых предлагает в качестве прототипов слова много/многие и весь/все. Для служебных слов она также предлагает универсальные образцы: для союзов – слова если и если бы, для предлогов – с и об. Для междометий А. Вежбицкая предлагает семантический инвариант ‘я сейчас нечто чувствую’.

Следует напомнить, что система лексических прототипов разрабатывалась А. Вежбицкой не для современного русского языка, поэтому предлагаемые ею универсальные образцы не всегда удобны в качестве лексических прототипов для русских частей речи.

Определим часть речи как класс слов, который

1) характеризуется базовой (наиболее регулярной, частотной) конфигурацией словоизменения;

2) имеет семантический прототип, свойства которого отражаются семантическим потенциалом словоизменительных и классификационных морфологических категорий, обслуживающих часть речи;

3) обладает определенным синтаксическим поведением (дистрибутивными свойствами, синтагматикой).

 

В современном русском языке очень стройная система частей речи. Она включает в себя пять классов. Четыре из них связаны с определенным классом реалий – номинативным классом слов – и системой своих грамматических категорий отражают свойства этих объектов действительности. Это существительное, связанное с представлением о предмете (вещи), прилагательное, в предельном случае обозначающее свойство (качество), числительное, выражающее количество, и глагол, связанный с обозначением процессов.

Исходя из прототипической семантики, часть речи имеет полевую структуру. Соответствие части речи и номинативного класса наблюдается только у более-менее очерченного центра, эталонных слов, чья лексическая семантика совпадает или вступает в гипонимические отношения с категориальной семантикой части речи. Остальные слова образуют семантическую периферию части речи. Поскольку семантический потенциал морфологической категории «работает» на категориальную семантику части речи, то выход слова за пределы семантического центра части речи с большой долей вероятности означает и «сбои» в функционировании категории в данном слове. Это означает, что, казалось бы, сугубо семантически определяемая граница между центром и периферией части речи может задаваться применимостью той или иной категории (см. пункт 1.6.6.).

Существительное предназначено для обозначения предмета, для которого релевантны отграниченность в пространстве, отнесение к классу, способность выступать источником изменений других реалий и относительная независимость от других реалий. Эти свойства отражаются в системе категорий существительного: отграниченность связана с категорий числа, отнесенность к классу отражается в категории рода, потенциальная активность выражена категорией одушевленности, а независимость связана с особенностями выражения подчинения с помощью категории падежа.

Прилагательное приспособлено для обозначения качеств, или свойств. Главная особенность качеств – наличие у них интенсивности, то есть способности проявляться в некотором недискретном количестве. Поэтому главная, определяющая специфику прилагательного, собирающая системы его форм и изолированные формы грамматическая категория – это степень сравнения. Прилагательные, не обозначающие качество, в общем случае не имеют этой категории.

Числительное обозначает количество, которое в числительном как морфологическом классе абстрагируется до числа – отвлеченного множества. Количество существует вне времени и пространства и характеризует реалии любой природы. С этим связано словоизменение числительного, которое сохранило от древнего имени только падеж, к тому же у эталонных представителей этой части речи изрядно редуцированный.

Глагол предназначен для обозначения процессов. Процессная семантика включает в себя протекание во времени, наличие фаз, для части процессов важно наличие внутреннего предела, точки насыщения, по достижении которой продолжение процесса невозможно, бесполезно или даже вредно. Категорией глагола, определяющей этот признак процессов, является вид. Другие категории также отражают специфику семантического прототипа глагола.

Пятая часть речи – наречие. Оно не имеет своего семантического прототипа. Но, в отличие от других частей речи, наречие обозначает не просто объекты действительности, а обозначает их вместе с их отношением к другим явлениям действительности, например: поровну обозначает ту же реалию, что и прилагательное равный, однако прилагательное может связываться с разными реалиями, а поровну может характеризовать только действие.

Часть речи может представлять собой словоизменительный класс, как существительное или числительное, а может представлять собой словоизменительный гиперкласс, как глагол или прилагательное.

Представим систему частей речи схематически (см. рис. 2 на с. 61)

качество

|

Предмет - Комплекс - процесс

|

количество

Выделению четырех базовых частей речи предшествовало древнее противопоставление имени и глагола. Оно базировалось на оппозиции статического (константного, неизменного, независимого от времени) и динамического (текучего, изменчивого, происходящего во времени). Это противопоставление представлено на рис. 3 на с. 61. (прил, сущ, числит-независим от времени; глагол-динамическая часть речи)

Семантическим центром имени были предметные имена. Они образовали существительные, часть речи, характеризующуюся субстанциональной семантикой: наличием отграниченности, способностью отнесения к классу (А. Вежбицкая), независимостью от других явлений действительности.

Другие имена составляли периферию имени. Отсутствие субстанциальности в семантике привело к неустойчивости падежной системы, изменениям в словоизменении.

Расширение синтетизма привело к появлению прилагательного, что выразилось в развитии родового словоизменения и грамматикализации степени сравнения как категории меры качества.

Развитие аналитизма является движущей силой формирования числительного. Абстрактность числа как семантического прототипа числительного привела к освобождению числительного от категорий рода и числа, а также к сужению у большинства числительных падежной парадигмы. Этому же способствовала иероглифичность письменного обозначения числа.

Вместе с этим увеличился состав наречий за счет лексикализации падежных и предложно-падежных форм большого числа имен и деепричастных форм глагола.

порядок описания части речи и морфологической категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...