Глава 1. Общая характеристика метода наблюдения
Стр 1 из 12Следующая ⇒ С.М.ПЕТРОВА
НАБЛЮДЕНИЕ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
Учебно-методическое пособие
Псков 2005
ББК 88.492.я73 П
Печатается по решению кафедры психологии и редакционно-издательского совета ПГПУ им. С.М.Кирова.
Рецензенты: Михайлова В.В., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ПГПУ им. С.М.Кирова Калинина Р.Р., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии ПВИ
П Петрова С.М. Наблюдение в работе психолога: Учебно-методическое пособие для студентов психологических факультетов. – Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2005. - с.
Учебно-методическое пособие знакомит читателя с наиболее широко применяемым в исследовательской и практической деятельности психолога методом. Изучение метода наблюдения является составной частью курса «Общий психологический практикум» и соответствует образовательному стандарту. Предложенные для самостоятельной работы материалы и задания позволят более глубоко освоить теоретические основы метода наблюдения и закрепить необходимые для проведения наблюдения умения и навыки. Пособие предназначено для студентов и преподавателей психологических факультетов, практических психологов и всех специалистов, чья работа непосредственно связана с использованием метода наблюдения. Издано в авторской редакции.
ISBN–587854-207-2 @ Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова, 2005
@ С.М.Петрова, 2005 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Глава 1. Общая характеристика метода наблюдения 1.1. Наивное и научное наблюдение 1.2. Наблюдение и эксперимент 1.3. Виды наблюдения
1.4. Достоинства и недостатки метода наблюдения Задания для самостоятельной работы Глава 2. Организация и методика наблюдения 2.1. Планирование наблюдения 2.2. Разработка программы (схемы) наблюдения 2.3. Проведение наблюдения 2.4. Обработка результатов наблюдения Задания для самостоятельной работы Глава 3. Наблюдательность в деятельности наблюдателя 3.1. Понятие психологической наблюдательности 3.2. Развитие психологической наблюдательности 3.3. Особенности наблюдателя, влияющие на результаты наблюдения 3.4. Типичные ошибки наблюдателя (слабые стороны наблюдения) Задания для самостоятельной работы Библиография
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наблюдение включено в повседневную жизнь и деятельность людей, а также позволяет накапливать сведения в рамках психологической науки и практики. Трудно переоценить значение наблюдения в обыденном познании, при осуществлении наблюдения за повседневной жизнедеятельностью людей. Человек многому учится, наблюдая за поведением других людей, избегает ненужных ошибок. Научение через наблюдение за другими людьми позволяет усваивать сложные образцы поведения. Современная психология, стремясь понять человеческое поведение, которое чрезвычайно сложно, расчленила его на относительно изолированные области исследования. Однако понимание важности изучения целостного поведения человека от этого лишь возросло. Знакомство с методом наблюдения позволяет это не только не забывать, но и грамотно делать. Термин "наблюдение" может употребляться в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, наблюдение как метод и наблюдение как методика. Наблюдение как деятельность используют как психолог-исследователь, так и психолог-практик. Является наблюдение научным или практическим определяется характером целей. Научное наблюдение решает познавательные, исследовательские задачи. Его целью являются сами результаты наблюдения. Результаты наблюдения в практической работе используются для достижения целей практической деятельности. Включенное в практическую деятельность наблюдение направлено на ее обслуживание.
Метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и критериях научного наблюдения, об его достоинствах и недостатках, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя. Под методикой наблюдения обычно понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. Знакомство с деятельностью, методом и методикой наблюдения обеспечит профессионала навыками оперативного восприятия и понимания других людей, позволит научиться выбирать верную дистанцию в общении с разными людьми, будет способствовать коррекции собственных недочетов во взаимодействии с другими, даст возможность увидеть себя со стороны. Не секрет, что не все профессиональные психологи используют наблюдение как научный метод с четкой структурой, программой, обработкой полученных данных. Практические задания для самостоятельной работы, которые приведены в конце каждой главы, позволят более глубоко освоить теоретические основы метода наблюдения и закрепить необходимые для проведения наблюдения умения и навыки. Наблюдательность как качество личности по-разному ценится и поощряется в разных культурах и в разных профессиях. Бесспорно, в существенной части успешность в профессиях типа «человек-человек» зависит от наличия наблюдательности как профессионально важного качества. Важно, чтобы начинающие психологи оценили необходимость развития наблюдательности для будущей исследовательской и практической работы. В своей деятельности психолог не должна руководствоваться лишь житейской наблюдательностью и здравым смыслом, но также не должен становиться и рабом рекомендаций. Профессионал – не тот, кто умеет "держать глаза открытыми", а тот, кто знает, зачем это нужно, где, когда и каким образом это делать.
Глава 1. Общая характеристика метода наблюдения
Читайте также: I. Характеристика группы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|