Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение и эксперимент




Во-первых, эксперимент может быть рассмотрен как разновидность метода наблюдения. Эксперимент представляет собой наблюдение, которое может быть повторено, изолировано и изменено. Эксперимент – это наблюдение над объектом в особым образом организованных условиях.

Во-вторых, наблюдение и эксперимент можно рассматривать как две составляющие единого исследовательского процесса. Наблюдение может, как предшествовать эксперименту, так и непосредственно сопровождать его. Применяемое на предварительных этапах исследования наблюдение ведет к разработке гипотез. В ходе эксперимента осуществляется наблюдение за фактами, обусловленное необходимостью установить истинность или ложность выдвинутой для проверки гипотезы. Экспериментирование заключается в том, чтобы вызвать доступные наблюдению факты для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез. Вид наблюдения, сопровождающий проверку конкретных гипотез, называют эвристическим, в отличие от неэвристического наблюдения, применяемого на предварительных этапах исследования и приводящего к формированию гипотез.

В-третьих, наблюдение и эксперимент являются самостоятельными методическими приемами и обладают своей спецификой и особенностями.

Эксперимент - "активный" метод изучения реальности. Исследователь задают вопросы реальности, и "вынуждает" ее на них отвечать.

Наблюдение - "пассивный" метод изучения реальности. Субъект познания отказывается от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения возможности их изучения в естественных условиях.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, которая организуется экспериментатором и направлена на изучение психических особенностей испытуемого.

Под наблюдением в психологии понимают изучение психических особенностей индивидов на основе непосредственной, без вмешательства наблюдателя, фиксации проявлений их поведения.

Первое отличие эксперимента от наблюдения заключается в форме постановки и содержании вопросов. Эксперимент ставит своей целью проверить зависимость между фактами и отвечает на вопрос почему? В эксперименте вопрос содержится в гипотезе. Эксперимент обеспечивает ее верификацию. В наблюдении вопросы остаются открытыми и формулируются: Где? Когда? Сколько? Каким образом?

Второе отличие, которое можно установить между наблюдением и экспериментом, связано с условиями проведения исследования. При наблюдении ситуация определяется менее строго, чем в эксперименте. Наблюдатель не может воздействовать на элементы, от которых зависит поведение испытуемого. При наблюдении отсутствует такое преимущество эксперимента, как возможность повторять испытание в заданных условиях.

Вместе с тем следует обратить внимание на существование промежуточных форм исследования по степени контроля над ситуацией. Спровоцированное наблюдение и "естественный эксперимент" сочетают в себе особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля. С провоцированное наблюдение часто приближается к форме "естественного эксперимента" в понимании этого метода А.Ф.Лазурским.

Третье отличие наблюдения и эксперимента заключается в точности контроля и регистрации действий и особенностей поведения испытуемого. В эксперименте используется оборудование и методический инструментарий, обеспечивающий точность фиксации регистрируемых показателей поведения испытуемого. В то же время неизбежная ограниченность спектра регистрируемых показателей в эксперименте является его недостатком. Тогда как методом наблюдения вполне обеспечивается и является его преимуществом многомерность охвата поведения наблюдаемых лиц.

Виды наблюдения

 

Соответственно этапам организации и проведения наблюдения выделяют следующие его виды (см. таблицу):

Основания классификации Виды наблюдения  
Направленность Объективное Самонаблюдение
Контроль над ситуацией Полевое Лабораторное Спровоцированное
Наличие программы Неформализованное Формализованное
Позиция наблюдателя Не включенное Включенное
Осознаваемость со стороны наблюдаемого Скрытое Открытое
Регулярность проведения   Систематическое Случайное
Полнота Сплошное Выборочное
Наличие схемы Нестандартизированное Стандартизированное
Характер описания Констатирующее Категориальное Оценивающее
Продолжительность наблюдения Лонгитюдное Периодическое Единичное
Форма регистрации Вербальное Символическое Аудиовизуальное
Степень включенности анализа и интерпретации Описательное Обобщенное Объяснительное

По направленности выделяют:

объективное (внешнее) наблюдение за поведением других людей;

самонаблюдение (внутреннее), т.е. интроспекция, результаты которого учитывают в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.

По степени контроля над ситуацией выделяют:

полевое (естественное) наблюдение, которое проводится в условиях, естественных для «жизни» наблюдаемого, когда наблюдатель не может воздействовать на элементы, от которых зависит поведение испытуемого;

лабораторное наблюдение позволяет изучать поведение человека в контролируемой и более удобной для исследователя ситуации;

спровоцированное (контролируемое) наблюдение, в котором сочетаются особенности естественного наблюдения и экспериментального контроля.

В зависимости от степени формализации процедуры проведения наблюдения позволяет выделить:

неформализованное (нецеленаправленное, свободное), наблюдение, которое, хотя и связано с некоторой целью и минимальными ограничениями, что и когда наблюдать, однако лишено ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т.п. В нем допустимо изменение предмета и правил, если в этом возникает необходимость. К неформализованному наблюдению прибегают на начальном этапе исследования для того, чтобы определиться с программой наблюдения;

формализованное (целенаправленное), когда наблюдение организуется строго по заранее разработанной программе. При этом четко определены содержание и организация этапов исследования, порядок и последовательность исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа. В данном случае сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость результатов.

С точки зрения учета позиции наблюдателя выделяют:

невключенное (стороннее, внешнее), при котором наблюдатель регистрирует явление «снаружи», как бы «со стороны» и не участвует в процессах, за которыми наблюдает;

включенное (внутреннее), когда наблюдатель вовлечен в ситуацию наблюдения, сопричастен с лицами, за которыми наблюдает, принимает участие в событиях, воспринимается группой как ее участник.

В зависимости от осознания со стороны наблюдаемого лица, что за ним наблюдают, выделяют следующие виды наблюдения:

скрытое (неосознаваемое), когда человек не знает что является объектом наблюдения. При неосознаваемом внутреннем наблюдении наблюдатель и наблюдаемый находятся в непосредственном контакте, психолог «замаскирован» под обычного участника событий. При неосознаваемом внешнем наблюдении наблюдатель ведет наблюдение «извне», не вступает с наблюдаемым в контакт, используя при этом скрытую видеокамеру или зеркало Гезелла с одним стеклом;

открытое (осознаваемое), когда наблюдаемый знает, что за ним наблюдают. Адаптационный период позволяет наблюдаемым привыкнуть к психологу и начать вести себя более естественно.

С точки зрения регулярности проведения в течение периода наблюдения, выделяют следующие виды наблюдения:

систематическое (систематизированное), которое проводится регулярно в течение всего периода наблюдения. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями, определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах;

случайное, которое проводится нерегулярно в течение всего периода наблюдения.

По полноте воспринимаемых элементов поведения наблюдение может быть:

сплошное, когда исследователь обращает внимание на все доступные его восприятию элементы поведения объекта в течение определенного времени;

выборочное, когда исследователя интересуют лишь определенные элементы поведения объекта, которые он фиксирует в хронологическом порядке в протоколе.

Наличие схемы (программы) наблюдения позволяет выделить:

нестандартизированное (неструктурированное, поисковое), когда наблюдатель оперирует довольно широко поставленным вопросом, регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений. К нестандартизированному наблюдению прибегают на начальном этапе исследования для того, чтобы сориентироваться в том, с какими элементами поведения предстоит иметь дело;

стандартизированное (структурированное), когда наблюдатель пользуется детально разработанной схемой, предписывающей элементы поведения, которые он должен фиксировать в своем отчете, а также их порядок, последовательность и количество.

По характеру описания выделяют:

констатирующее наблюдение, когда наблюдатель фиксирует наличие и характеристики значимых форм поведения, собирает факты;

категориальное (систематическое) наблюдение, когда наблюдатель квалифицирует факты по определенным правилам структурирования понятий;

оценивающее наблюдение, когда исследователь пользуется оценочной шкалой для сравнения фактов по степени выраженности в каком-либо диапазоне.

Относительно продолжительности наблюдения различают:

лонгитюдное, характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта наблюдателя и объекта в течение длительного времени;

периодическое, осуществляемое в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени;

единичное (однократное), производимое только один раз, фиксирующее описание отдельного, часто значительного, события, когда бы оно ни происходило. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения.

По форме регистрации результатов наблюдение бывает:

вербальное как описание предмета на естественном языке с помощью понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления;

символическое как фиксация видимого с помощью условных обозначений;

аудиовизуальное как регистрация проявлений наблюдаемого с помощью технических средств.

По степени расчлененности изучаемого явления и включенности анализа и интерпретации различают:

описательное (сплошное), с произвольными линиями анализа;

обобщенное, с использованием стандартизированных схем с заданными линиями анализа;

объяснительное (истолковательное), с элементами интерпретаций, когда результаты наблюдений фиксируются по памяти.

Перечисленные виды наблюдения не противостоят одно другому, а отражают независимые критерии классификации, дополняющие друг друга.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...