Наблюдение и эксперимент
Во-первых, эксперимент может быть рассмотрен как разновидность метода наблюдения. Эксперимент представляет собой наблюдение, которое может быть повторено, изолировано и изменено. Эксперимент – это наблюдение над объектом в особым образом организованных условиях. Во-вторых, наблюдение и эксперимент можно рассматривать как две составляющие единого исследовательского процесса. Наблюдение может, как предшествовать эксперименту, так и непосредственно сопровождать его. Применяемое на предварительных этапах исследования наблюдение ведет к разработке гипотез. В ходе эксперимента осуществляется наблюдение за фактами, обусловленное необходимостью установить истинность или ложность выдвинутой для проверки гипотезы. Экспериментирование заключается в том, чтобы вызвать доступные наблюдению факты для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез. Вид наблюдения, сопровождающий проверку конкретных гипотез, называют эвристическим, в отличие от неэвристического наблюдения, применяемого на предварительных этапах исследования и приводящего к формированию гипотез. В-третьих, наблюдение и эксперимент являются самостоятельными методическими приемами и обладают своей спецификой и особенностями. Эксперимент - "активный" метод изучения реальности. Исследователь задают вопросы реальности, и "вынуждает" ее на них отвечать. Наблюдение - "пассивный" метод изучения реальности. Субъект познания отказывается от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения возможности их изучения в естественных условиях. Психологический эксперимент – это совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, которая организуется экспериментатором и направлена на изучение психических особенностей испытуемого.
Под наблюдением в психологии понимают изучение психических особенностей индивидов на основе непосредственной, без вмешательства наблюдателя, фиксации проявлений их поведения. Первое отличие эксперимента от наблюдения заключается в форме постановки и содержании вопросов. Эксперимент ставит своей целью проверить зависимость между фактами и отвечает на вопрос почему? В эксперименте вопрос содержится в гипотезе. Эксперимент обеспечивает ее верификацию. В наблюдении вопросы остаются открытыми и формулируются: Где? Когда? Сколько? Каким образом? Второе отличие, которое можно установить между наблюдением и экспериментом, связано с условиями проведения исследования. При наблюдении ситуация определяется менее строго, чем в эксперименте. Наблюдатель не может воздействовать на элементы, от которых зависит поведение испытуемого. При наблюдении отсутствует такое преимущество эксперимента, как возможность повторять испытание в заданных условиях. Вместе с тем следует обратить внимание на существование промежуточных форм исследования по степени контроля над ситуацией. Спровоцированное наблюдение и "естественный эксперимент" сочетают в себе особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля. С провоцированное наблюдение часто приближается к форме "естественного эксперимента" в понимании этого метода А.Ф.Лазурским. Третье отличие наблюдения и эксперимента заключается в точности контроля и регистрации действий и особенностей поведения испытуемого. В эксперименте используется оборудование и методический инструментарий, обеспечивающий точность фиксации регистрируемых показателей поведения испытуемого. В то же время неизбежная ограниченность спектра регистрируемых показателей в эксперименте является его недостатком. Тогда как методом наблюдения вполне обеспечивается и является его преимуществом многомерность охвата поведения наблюдаемых лиц.
Виды наблюдения
Соответственно этапам организации и проведения наблюдения выделяют следующие его виды (см. таблицу):
По направленности выделяют: объективное (внешнее) наблюдение за поведением других людей; самонаблюдение (внутреннее), т.е. интроспекция, результаты которого учитывают в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования. По степени контроля над ситуацией выделяют: полевое (естественное) наблюдение, которое проводится в условиях, естественных для «жизни» наблюдаемого, когда наблюдатель не может воздействовать на элементы, от которых зависит поведение испытуемого; лабораторное наблюдение позволяет изучать поведение человека в контролируемой и более удобной для исследователя ситуации; спровоцированное (контролируемое) наблюдение, в котором сочетаются особенности естественного наблюдения и экспериментального контроля. В зависимости от степени формализации процедуры проведения наблюдения позволяет выделить: неформализованное (нецеленаправленное, свободное), наблюдение, которое, хотя и связано с некоторой целью и минимальными ограничениями, что и когда наблюдать, однако лишено ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т.п. В нем допустимо изменение предмета и правил, если в этом возникает необходимость. К неформализованному наблюдению прибегают на начальном этапе исследования для того, чтобы определиться с программой наблюдения;
формализованное (целенаправленное), когда наблюдение организуется строго по заранее разработанной программе. При этом четко определены содержание и организация этапов исследования, порядок и последовательность исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа. В данном случае сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость результатов. С точки зрения учета позиции наблюдателя выделяют: невключенное (стороннее, внешнее), при котором наблюдатель регистрирует явление «снаружи», как бы «со стороны» и не участвует в процессах, за которыми наблюдает; включенное (внутреннее), когда наблюдатель вовлечен в ситуацию наблюдения, сопричастен с лицами, за которыми наблюдает, принимает участие в событиях, воспринимается группой как ее участник. В зависимости от осознания со стороны наблюдаемого лица, что за ним наблюдают, выделяют следующие виды наблюдения: скрытое (неосознаваемое), когда человек не знает что является объектом наблюдения. При неосознаваемом внутреннем наблюдении наблюдатель и наблюдаемый находятся в непосредственном контакте, психолог «замаскирован» под обычного участника событий. При неосознаваемом внешнем наблюдении наблюдатель ведет наблюдение «извне», не вступает с наблюдаемым в контакт, используя при этом скрытую видеокамеру или зеркало Гезелла с одним стеклом; открытое (осознаваемое), когда наблюдаемый знает, что за ним наблюдают. Адаптационный период позволяет наблюдаемым привыкнуть к психологу и начать вести себя более естественно. С точки зрения регулярности проведения в течение периода наблюдения, выделяют следующие виды наблюдения: систематическое (систематизированное), которое проводится регулярно в течение всего периода наблюдения. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями, определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах;
случайное, которое проводится нерегулярно в течение всего периода наблюдения. По полноте воспринимаемых элементов поведения наблюдение может быть: сплошное, когда исследователь обращает внимание на все доступные его восприятию элементы поведения объекта в течение определенного времени; выборочное, когда исследователя интересуют лишь определенные элементы поведения объекта, которые он фиксирует в хронологическом порядке в протоколе. Наличие схемы (программы) наблюдения позволяет выделить: нестандартизированное (неструктурированное, поисковое), когда наблюдатель оперирует довольно широко поставленным вопросом, регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений. К нестандартизированному наблюдению прибегают на начальном этапе исследования для того, чтобы сориентироваться в том, с какими элементами поведения предстоит иметь дело; стандартизированное (структурированное), когда наблюдатель пользуется детально разработанной схемой, предписывающей элементы поведения, которые он должен фиксировать в своем отчете, а также их порядок, последовательность и количество. По характеру описания выделяют: констатирующее наблюдение, когда наблюдатель фиксирует наличие и характеристики значимых форм поведения, собирает факты; категориальное (систематическое) наблюдение, когда наблюдатель квалифицирует факты по определенным правилам структурирования понятий; оценивающее наблюдение, когда исследователь пользуется оценочной шкалой для сравнения фактов по степени выраженности в каком-либо диапазоне. Относительно продолжительности наблюдения различают: лонгитюдное, характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта наблюдателя и объекта в течение длительного времени; периодическое, осуществляемое в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени; единичное (однократное), производимое только один раз, фиксирующее описание отдельного, часто значительного, события, когда бы оно ни происходило. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. По форме регистрации результатов наблюдение бывает: вербальное как описание предмета на естественном языке с помощью понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления; символическое как фиксация видимого с помощью условных обозначений;
аудиовизуальное как регистрация проявлений наблюдаемого с помощью технических средств. По степени расчлененности изучаемого явления и включенности анализа и интерпретации различают: описательное (сплошное), с произвольными линиями анализа; обобщенное, с использованием стандартизированных схем с заданными линиями анализа; объяснительное (истолковательное), с элементами интерпретаций, когда результаты наблюдений фиксируются по памяти. Перечисленные виды наблюдения не противостоят одно другому, а отражают независимые критерии классификации, дополняющие друг друга.
Читайте также: Активное наблюдение Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|