Достоинства и недостатки метода наблюдения
Достоинствами (сильными сторонами) метода наблюдения являются следующие его особенности: 1. Непосредственность, или естественность. Основное, общее требование к ситуациям наблюдения состоит в том, что они должны быть естественными для наблюдаемого человека, который должен жить своей обычной жизнью. При наблюдении сохраняется естественность условий его деятельности. Ж.Годфруа писал, что "наблюдение в естественных условиях – самый простой, но и самый скучный метод". 2. Возможность анализировать поведение группы. С помощью наблюдения можно одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам деятельности, предметам и т.д., находящихся в общении, во взаимодействии друг с другом. 3. Преимущество по сравнению с собственным описанием поведения. В этих двух случаях имеют дело с разными способами наблюдения. При внешнем наблюдении наше внимание направлено на протекание чужого действия, на регистрацию результатов наблюдаемого поведения. Причины подобных поведенческих проявлений мы относим к действующему субъекту как к их автору. При наблюдении собственного поведения, восприятие человека направлено на существенные особенности ситуации, на то в большей степени, что определяет поведение, а не на его особенности. В итоге, опытный наблюдатель классифицирует интересующие его элементы поведения другого человека более точно по сравнению с тем, как он оценивает собственное поведение. 4. Независимость от готовности наблюдаемых лиц. Продуктивность и точность результатов опроса во многом зависит от того, насколько опрашиваемый готов давать о себе сведения. Наблюдение в значительной степени может не считаться с этим обстоятельством. Также необязательно и получение предварительного согласия испытуемых. В связи с этим, правда, возникает этический вопрос: не является ли такое наблюдение слежкой? Критерий отличия здесь один: наблюдение и его результаты никогда не используются во вред человеку.
5. Многомерность охвата. Человек предстает перед наблюдателем во всем многообразии качеств и взаимоотношений с окружающей средой. Наблюдения выявляет в объекте его бесчисленные свойства и взаимосвязи, дает целостный и естественный образ. Цель наблюдения – не просто описание отдельных фактов, а рассмотрение явления с возможно большего числа точек зрения.
6. Широта поля наблюдения. Наблюдение позволяет увидеть и понять, как некий объект или явление связаны с другими объектами и явлениями. Явление остается необъяснимым до тех пор, пока поле наблюдения не расширяется настолько, чтобы включить в себя контекст, в котором это явление происходит. Чем проще метод наблюдения, тем шире поле исследования и тем более естественным образом оно сохраняется неповрежденным. Недостатками метода наблюдения являются следующие его особенности: 1. Пассивная роль наблюдателя. Наблюдатель пассивно ожидает интересующие его события, даже если вероятность их появления невелика. 2. Трудность формализации данных. Усложняет количественный анализ данных. "Не все данные удается обрабатывать статистически в силу их небольшого количества, а порой и уникальности. 3. Трудность установления причин наблюдаемых явлений. Из-за невозможности учета всех воздействующих факторов. 4. Непроизвольная пристрастность наблюдателя. Пристрастность обусловлена некоторыми закономерностями социальной перцепции типа эффекта ореола, каузальной атрибуции, контрастных представлений, эффектов первичности и новизны, явлений идентификации, эмпатии, референтности и проч.
5. Влияние присутствия наблюдателя на результаты наблюдения. Присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для наблюдаемого не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. В присутствии наблюдателя утрачивается естественность поведения испытуемых. Для минимизации этого влияния делают так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. 6. Уникальный характер, неповторимость. В силу зависимости от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одного и того же психического свойства или процесса неповторимы.
Читайте также: III. ПРОГРАММЫ ПОАСПЕКТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|