Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наивное и научное наблюдение




Наблюдение – исходный, самый ранний, долгое время бывший единственным метод психологии. С появлением других методов значение метода наблюдения лишь увеличилась. С одной стороны, многие методы могут быть рассмотрены как разновидность метода наблюдения, с другой стороны, наблюдение непосредственно сопровождает другие методы эмпирического психологического исследования и существенно дополняет информацию, полученную с их помощью.

Наблюдение - есть один из способов познания мира, причем путь от непосредственного (наивного) наблюдения к научному наблюдению лежит через последовательное обострение нашего восприятия мира посредством многочисленных способов наблюдения, которые, естественно, меняются в соответствии с трактуемыми нами размерами реального мира (Ингенкамп К., 1991, с.55).

Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними (Михалевская М.Б., 1985, с.3).

Наблюдение – это целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса, явления (Ключникова Г.А., 2000, с.3).

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях (Никандров В.В., 2003, с.157).

Наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств. Как специальный аспект познавательной деятельности оно связано с психическими процессами.

Во-первых, наблюдение является одним из способов чувственного познания мира через последовательное преднамеренное обострение восприятия. Оно включает в себя многочисленные характеристики восприятия, дифференцирует их относительные веса и выдвигает на первый план:

§ избирательность (селективность), когда из множества раздражителей выбирают те, которые отвечают ожиданиям и потребностям;

§ осмысленность (предметность), когда восприятие раздражителей не сводится к сумме составляющих их компонентов, и обнаруживается связь с апперцептивностью.

Во-вторых, наблюдение зависит от способности человека концентрировать внимание и переключать его произвольно с одного воспринимаемого аспекта на другой.

В-третьих, наблюдение предполагает наличие сформировавшейся памяти, способности запечатлевать воспринимаемое. Развитая структура памяти позволяет фиксировать наблюдаемое в его временной и смысловой последовательности.

В-четвертых, наблюдение не сводится к восприятию, предшествующему мышлению, но включает и обратный процесс обусловленности воспринимаемого со стороны мышления.

Наблюдение включено в повседневную жизнь и деятельность людей, а также позволяет накапливать сведения в рамках науки. Житейское наблюдение как непосредственное запечатление происходящих событий и профессиональное наблюдение как способ изучения окружающего мира отличаются друг от друга. В связи с этим можно выделить два типа наблюдения: наивное (непосредственное) и научное (профессиональное).

Наивное (непосредственное) наблюдение как важнейший канал в психологии обыденного познания, в житейской психологии не подчиняется определенным правилам, предполагает пассивность наблюдающего, а его восприятие характеризуется ненаправленностью, непоследовательностью, нерефлексивностью и субъективностью. Наивное наблюдение, которое осуществляет каждый человек в своей повседневной жизни, в сильной мере подвержено воздействию со стороны опыта, потребностей и установок. Наблюдаемые факты по-разному фиксируются и интерпретируются разными людьми и порой больше говорят о наблюдателе, чем об объекте наблюдения.

Научное (профессиональное) наблюдение как важнейший элемент научной деятельности, вне которого невозможно анализировать и повседневную жизнь людей, организуется по определенным правилам, сопровождается постановкой вопросов, выбором ситуаций для наблюдения, фиксацией результатов наблюдения. Наблюдатель в данном случае осознает цели и способы осуществления наблюдения, планирует свои действия в пространстве и времени.

Отличить наивное и научное наблюдение можно, имея в виду следующие критерии научного наблюдения:

1. Целенаправленность; требует, чтобы наблюдение служило определенной цели и не шло на поводу у меняющихся раздражителей. Наблюдатель должен руководствоваться четкой установкой относительно того, кого и что он собирается наблюдать, должен проникнуться идеей исследования.

2. Объективность; требует, чтобы результаты наблюдения были по возможности свободными от влияния личности наблюдателя. Имеется в виду соответствие получаемых в наблюдении записей одного и того же поведения, сделанных разными наблюдателями.

3. Полнота; подразумевает фиксацию всех доступных наблюдению интересующих исследователя фактов поведения в определенной ситуации в течение заданного времени.

4. Избирательность; позволяет обращать внимание на главное, существенное в наблюдаемой ситуации.

5. Организованность; подразумевает наличие специальной процедуры получения сведений о предмете наблюдения. Наблюдатель использует программы (схемы) наблюдения, повышающие надежность, рациональность и эффективность регистрации наблюдаемых данных.

6. Плановость; определяет необходимость следования заранее составленному плану, имеющемуся графику. Требуется решить где, когда, сколько раз будет проводиться наблюдение. Обеспечивает необходимую полноту знаний о предмете наблюдения.

7. Систематичность; указывает на необходимость распределения наблюдения во времени, позволяет составить целостное представление о предмете наблюдения, дает возможность не переоценивать значение случайных, кратковременных факторов. Тот, кто проводит наблюдение, повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях.

8. Фиксируемость; подразумевает ведение записей, которые позволяют исключить ошибки памяти, уменьшить субъективизм выводов и обобщений. Четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций способствует оперирование системой однозначных понятий, терминов, категорий. Язык описаний наблюдаемых фактов должен быть строгим, деловым, точным и метким.

9. Аналитичность; предполагает объяснение наблюдаемых фактов. Мало зарегистрировать наблюдаемые факты, важно учесть результат их анализа, уметь их истолковывать.

10. Проверяемость и контроль; требует, чтобы выводы, сделанные на основе наблюдений над определенными группами лиц, могли быть проверены в ходе контрольных наблюдений в других группах.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...