Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Организация и методика наблюдения




 

Разработка методики, как самого полного описания всей процедуры наблюдения включает в себя следующие этапы: планирование наблюдения, разработку программы (схемы) наблюдения, проведение наблюдения и обработку результатов наблюдения.

Планирование наблюдения

При планировании наблюдения необходимо выполнить следующие действия:

СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ (ДЛЯ ЧЕГО? ЗА ЧЕМ НАБЛЮДАТЬ?)

Наличие осознанной цели обеспечивает наблюдателя соответствующей установкой на объект и предмет наблюдения. Просто наблюдать неэффективно, наблюдать "все поведение" невозможно. Необходимо наблюдать за чем-то у кого-то и помнить - мы находим лишь то, что ищем.

С точки зрения предварительных знаний об изучаемой реальности исследования делятся на поисковые и исследования, направленные на проверку гипотез. Поисковое исследование имеет целью получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений, охватить ее целиком. Такую цель М.Я.Басов называет целью наблюдать вообще, наблюдать все, чем проявится объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. Мейман назвал такое наблюдение выжидательным. Если цель исследования конкретна и строго определена, во время наблюдения производится отбор только нужных фактов и явлений, то такое наблюдение называют исследующим или выбирающим.

Наличие цели наблюдения обусловливает избирательный характер восприятия, ведет к селекции предметного содержания наблюдения – что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом. Ю.М.Лотман отмечал, "способность наблюдения в равной мере подразумевает умение и нечто замечать и нечто не замечать".

ВЫДЕЛИТЬ ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ (У КОГО НАБЛЮДАТЬ ИНТЕРЕСУЮЩЕЕ НАС ПОВЕДЕНИЕ? У КАКИХ ИНДИВИДОВ? У КАКОЙ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ?)

Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение – отдельный человек или группа людей в их совместной деятельности и общении. Наблюдение в психологии носит специфический характер. Наблюдение осуществляет наблюдатель, сам являющийся таким же объектом. В психологии, как ни в какой другой науке, наблюдатель и наблюдаемые факты неразделимы.

Выделение объекта наблюдения – сложная мыслительная операция, часть общего процесса понимания. Понимание предполагает, что объект в какой-то мере известен наблюдателю. Поэтому как при выделении объекта наблюдения, так и при восприятии фактов его поведения проявляется субъективизм наблюдателя. Результаты наблюдения диктуются теоретическими интересами, предвзятыми идеями и установками (часто бессознательными), которые подбирают и выбирают факты соответственно. Ошибки, которые допускает наблюдатель при проведении наблюдения, будут рассматриваться более подробно в пункте 3.4. данного пособия. От наблюдателя требуется их знание, прогнозирование и поиск путей предотвращения.

В целях объективации процедур наблюдения в психологии применяются детально разработанные программы и схемы наблюдений, используются технические средства фиксации и обработки данных, практикуются многократные длительные наблюдения одних и тех же объектов работающими независимо друг от друга наблюдателями. Полученные в разное время в разных ситуациях разными наблюдателями факты затем сопоставляются на предмет их соответствия друг другу.

ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДМЕТ НАБЛЮДЕНИЯ (ЧТО НАБЛЮДАТЬ? КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ?)

Предмет психологии не наблюдаем, а лишь предполагаем на основании косвенных признаков. Наблюдение за психическими явлениями осуществляют извне. Посредством наблюдения изучают внешне наблюдаемые элементы поведения, которые раскрывают содержание интересующего исследователя психического явления.

"Элементом поведения называется та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения" (Ингенкамп К., 1991, с.64). Элемент поведения определяет содержание того, что должно наблюдаться, что является предметом наблюдения. При наблюдении элемент поведения (нечто внешне наблюдаемое) становится знаком психологического содержания изучаемого психического явления.

Предмет деятельности наблюдения – это суждение о психическом явлении только на основе внешне воспринимаемого, изучение явлений видимого, элементов поведения. Предметом наблюдений являются внешние признаки, вербальные и невербальные акты поведения человека. Они становятся фактами наблюдения.

Факты наблюдения не следует путать с впечатлением, сложившимся у человека. На впечатление влияет множество субъективных факторов.

Следует также четко различать факты наблюдения и их интерпретацию. Нет таких элементов поведения, которым можно было бы дать однозначное объяснение. Факт, полученный в процессе наблюдения, важнее, чем его интерпретация.

Между тем, интерпретация как распознавание внутренних, субъективных сущностей по конкретным внешним проявлениям, это то, что требуется от психолога в конечном итоге. Важно уметь во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутреннее психическое состояние или свойство, а также хорошо различать признаки, через которые человек выражает себя вовне.

Вопрос о связи внешних проявлений с актами внутренний психической жизни должен оставаться открытым. С одной стороны, известно, что одно и то же психическое явление, переживание может обнаруживать себя по-разному. С другой стороны, разные психические явления могут проявлять себя вовне одинаковым образом.

Главная и конечная задача психолога – знание не о том, что может увидеть любой наблюдательный человек, а о том, что скрыто от наблюдения, что составляет внутренние причины внешних проявлений душевной жизни.

РАССМОТРЕТЬ И ИЗУЧИТЬ СИТУАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЯ (ГДЕ НАБЛЮДАТЬ?)

Наблюдение как исследовательский метод включает и фактор «определенных условий». В самом общем виде под условиями понимается определенная ситуация, т.е. обстоятельства, в которых разворачиваются наблюдаемые события, и осуществляется поведение объектов наблюдения.

Ситуации наблюдения могут быть расклассифицированы по различным основаниям на следующие виды: 1) естественные и искусственные; 2) управляемые и неуправляемые наблюдателем; 3) спонтанные и организованные; 4) стандартные и необычные; 5) нормальные и экстремальные; 6) игровые – учебные – производственные (трудовые) – военные – противоправные. Кроме того, по виду контактов различают ситуации; 7) непосредственные – опосредованные; 8) вербальные – неречевые; 9) кратковременные – длительные. Иногда различают ситуации, связанные с тем или иным видом психической деятельности, исполняемой наблюдаемым объектом, - перцептивной, мнемической, интеллектуальной, творческой, аффективной, волевой (Никандров В.В., 2003, с.161).

Необходимо определить, будут ли ситуации наблюдения варьировать или, наоборот, наблюдение будет проводиться в одной и той же многократно повторяющейся ситуации. Дело в том, что психические явления могут иметь устойчивый и ситуативный характер. В первом случае можно установить те признаки наблюдаемых психических явлений, которые носят устойчивый, не ситуативный характер, во втором – те, которые обусловлены выбранной ситуацией.

УСТАНОВИТЬ ЧИСЛО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ (СКОЛЬКО РАЗ И КАК ДОЛГО НАБЛЮДАТЬ?)

Постоянное наблюдение за событием, как правило, превышает возможности исследователя. Поэтому наблюдатель составляет график наблюдений и фиксирует событие лишь в определенные промежутки времени. Количество и продолжительность периодов наблюдения, как правило, определяется на усмотрение исследователя, а также зависит от того, как часто ожидается интересующее его поведение.

Наблюдатель осуществляет квалификацию и квантификацию наблюдаемого события, фиксирует его качественные проявления и количество их появлений, а также их начало и окончание. Качественное описание (квалификация событий) составляет первую стадию отражения результатов наблюдения. В реальных исследованиях качественное и количественное описание – квалификация и квантификация событий наблюдателем – обычно используются в комбинациях.

Желательно из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбирать промежутки времени, считающиеся представительными - репрезентативными - для более длительного периода наблюдения. При соблюдении данного правила методика ведения наблюдения будет называться хронометраж.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...