Вопрос 1. Принципы организации денежного хозяйства предприятия.
Необходимость прогнозирования и планирования деятельности хозяйствующих субъектов является одним из принципов организации финансов предприятий. Каждый вид планов решает свою задачу. Стратегический план призван определить глобальную цель развития предприятия и определить необходимые инвестиции для достижения поставленной цели. Бизнес-план определяет инвестиционную привлекательность проекта или идеи. Бюджет предприятия – основной план развития на предыдущий финансовый год – показывает как будет развиваться предприятие в краткосрочном периоде. Для успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики необходимо, чтобы все звенья планирования разрабатывались на каждом предприятии. К сожалению, проблема такова, что «культура планирования» на предприятиях РФ пока отсутствует. Термин «планирование» можно рассматривать с макро- и микроэкономических позиций. С макроэкономической точки зрения «планирование» означает определение природы происхождения и теории развития фирмы. С микроэкономических позиций «планирование» - это умение прогнозировать будущее развитие предприятия и использование полученных данных для улучшения финансового положения предприятия. Планирование в этом случае выступает функцией менеджмента. Отсутствие системы планирования на предприятиях сопровождается обычно принятием ошибочных управленческих решений, и как следствие этого, снижается конкурентоспособность предприятия, нарушается координация действий между его подразделениями, уменьшаются возможности маневра на рынке производимых товаров и услуг. Однако введение процесса планирования на предприятиях не означает быстрого решения всех проблем и тем более не является панацеей от всех бед. Как показали исследования английского специалиста по планированию Р. Финна, успех приносит лишь долговременный опыт планирования, который превышает два года. Планирование создает стабильность в развитии предприятия и не приводит к резкому улучшению деятельности. Крупный успех достигается лишь в 6% случаев.1
Таким образом, процесс планирования поддерживает потенциал предприятия на таком уровне, чтобы оно могло стабильно и экономически эффективно развиваться. Характер и содержание плановой деятельности определяют основные принципы планирования: - единства, - участия, - непрерывности, - гибкости, - точности. Процесс планирования на предприятии должен производиться по схеме, представленной на рис. 2. Рассмотрим классификацию планирования (рис.).
планирования
длительности горизонта временной планирования ориентации идей
ориентации на степени конкретные цели неопределенности развития предприятия в планировании
среднесрочное планирование при достаточности
планирование среды
планирование, планирование, недостатке информа нацеленное ориентирующееся ции и неопределен
макроэкономической
приспосабливающееся планирование, только к настоящему ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования
Рис. Классификация планирования Таким образом, становится понятно различие между долгосрочным и стратегическим планированием.
Вопрос 2. Стратегическое финансовое планирование на предприятиях. Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Но поставить цель – это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить из реальных возможностей развития фирмы. Иначе говоря, стратегическое планирование один из видов управленческой деятельности, направленный на: - совершенствование инвестиционной политики предприятия; - адаптацию предприятия к внешней среде; - организацию координации подразделений предприятия; - прогнозирование развития предприятия. Стратегическое планирование - это в первую очередь взаимосвязь с направлением развития предприятия в конкретный период времени. А долгосрочное планирование является лишь способом удлинения периода времени при планировании. Стратегическое планирование возможно на таком предприятии, которое имеет команду высококвалифицированных менеджеров, способных на основе высокой ответственности комплексно подойти к проблемам предприятия и проблемам его взаимодействия с макроэкономической средой, а также решить их. Долгосрочное планирование может осуществляться на любом предприятии, имеющем экономическую службу. Необходимо отметить, что стратегическое планирование бывает как долгосрочным, так и среднесрочным. Второй способ особенно характерен для российских предприятий, разрабатывающих стратегию на 3 – 5 лет. Зарубежные фирмы имеют план стратегического развития на 10-15 лет. Тактическое планирование направлено на организацию распределения ресурсов для достижения стратегических целей. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды времени. Если стратегическим планированием занимаются менеджеры высшего управленческого звена, то тактическое планирование может осуществляться средним и низшим звеном. Таким образом, стратегическое и тактическое планирование имеют следующие коренные отличия: 1) предметом исследования стратегического планирования является вопрос: «Что хочет добиться предприятие?» Тактическое планирование отвечает на вопрос: «Как это сделать?»;
2) стратегическое планирование более субъективно, чем тактическое, т.к. во многих случаях базируется на системе экспертных оценок. Тактическое планирование основано на конкретной информации, количественно и качественно измеримой; 3) тактические решения менее подвержены риску, чем стратегические, поскольку тактические решения касаются в основном внутренних проблем предприятия, поддающихся регулированию, а стратегические – в основном внешних, на которые предприятие иногда не может влиять; 4) тактические решения легче оценить в денежном выражении, чем стратегические. Итак, стратегическое планирование является исходным пунктом всей системы планирования на предприятиях, предусматривает разработку главных целей и основных способов их достижения. Стратегическое планирование делится на 3 этапа: 5. анализ исходной ситуации на предприятии; 6. разработка миссии и целей предприятия; 7. выработка стратегических мероприятий как конечный результат разработки стратегии. Стратегические мероприятия оцениваются в денежной форме. Полученная сумма представляет собой тот необходимый объем инвестиций, который необходимо вложить в предприятие для выполнения стратегических целей. Стратегические мероприятия подразделяются на инвестиционные проекты. Для каждого инвестиционного проекта необходимо составить бизнес-план, который покажет окупаемость инвестиций. В некоторых случаях на предприятии может быть не несколько, а всего один проект и соответственно один бизнес-план. После составления бизнес-планов, стратегические мероприятия ранжируются по своей эффективности. Те проекты, которые быстрее окупаются и (или) имеют более высокие показатели рентабельности и ликвидности внедряются в первую очередь. Вопрос 3. Оперативное планирование деятельности предприятий: Вопрос 3.1 Разработка бизнес- плана инвестиционного проекта Разработка бизнес-плана не подменяет составление бюджета предприятия. В зависимости от типа источников финансирования, бизнес-планы могут быть двух видов: для внешнего инвестора и внутренний бизнес-план.
Бизнес-план для внешнего инвестора, которым может быть коммерческий банк, инвестиционная компания, любое физическое или юридическое лицо, должен состоять из следующих разделов: 1. Характеристика предприятия; 2. План маркетинга; 3. План производства; 4. Финансовый план. Бизнес-план для внутреннего использования составляется в том случае, когда предприятие желает использовать часть своей чистой прибыли в виде инвестиций в свой собственный бизнес. В этом случае бизнес-план включает все разделы кроме первого «Характеристика предприятия». После обоснования эффективности инвестиций необходимо составить бюджет предприятия, т. е. план его развития на последующий год с включением результатов стратегического планирования и бизнес - планирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|