Цели и задачи логистических исследований
Логистика как наука о товародвижении в цепи поставок, производства и сбыта интегрированно рассматривает всю совокупность управленческих функций, имеющих целью повысить эффективность используемых ресурсов путем уменьшения совокупных затрат на приобретение, транспортировку, переработку и сбыт готовой продукции. Логистика рассматривается на уровне предприятия, а также на уровне среды непосредственного окружения и хозяйства страны в целом. На каждом из этих уровней формируется определенная логистическая система. Так, на уровне предприятия логистическая система формируется в виде определенных элементов - логистических служб и соответствующих структурных подразделений предприятия: складов материальных ресурсов, транспортных цехов, производства и производственных хранилищ ресурсов, складов готовой продукции - установлением между ними управленческих и информационных связей. В среде непосредственного окружения анализируются логистические системы у предприятий-аналогов, изучаются эффективность их работы, конкурентоспособность, интенсивность сбытовых операций и т.д. Кроме того, важно провести исследование поставщиков материальных ресурсов, определиться с наиболее существенными показателями для обоснованного их выбора. При организации каналов сбыта необходимы исследования сегментации рынков сбыта, прогноз спроса и формирования бесконфликтных отношений. На макроуровне логистическая системапозволяет наладить устойчивые и экономичные внутренние и внешние связи между группами предприятий в региональных и федеральных масштабах и повысить эффективность использования потенциала экономики страны в целом за счет развития логистического бизнеса.
В данном учебном пособии в качестве основного объекта логистики рассматривается предприятие как система с возможной совокупностью внутренних и внешних связей. При этом определенные отраслевые особенности будут раскрываться только при постановке задач и обсуждении ситуаций. Для изучения влияния и значимости логистики важно проведение логистических исследований с использованием системного подхода. Системный подход требует углубленного анализа деятельности сложившихся логистических структур предприятия, включая управленческие логистические службы. Основная цель формирования логистических подразделений состоит в обеспечении предприятия нужными продуктами в нужном количестве и с требуемым качеством в строго определенное время и место по паритетной цене, что создает возможность организации работы по заказам каждого потребителя, а также осуществить персонифицированный [26] или индивидуальный подход к послепродажному обслуживанию. Достижение поставленной цели возможно лишь при формировании логистической системы, обладающей следующими свойствами: целостностью логистической системы, обеспечивающейся устойчивыми внутренними связями, способными учитывать и противостоять влиянию внешних факторов; эффективностью структуры логистической системы, обладающей необходимыми управленческими службами, производственно–технологическими подразделениями и развитой инфраструктурой логистического сервиса или бизнеса; гибкостью элементов и связей логистической системы, то есть необходимой быстротой восприятия возможных влияний внешних и внутренних факторов; адаптивностью логистической системы, или способностью идентифицировать постановку новых целей и задач по сложившимся условиям предприятия; интеграцией логистических связей, что создаст условия для интерфейса логистического и других комплексных функций менеджмента;
снижением степени рисков от непредсказуемости и неопределенности рыночных условий на основе логистических стратегий. Для формирования логистической системы необходимо провести аналитическую работу по формированию ее структуры, спрогнозировать ее воздействие на результаты работы предприятия, при ее многовариантности выполнить диагностику и осуществить организационную работу по ее формированию, максимально обеспечив при этом исполнение принятых решений. Следовательно, основная цель логистического исследования состоит в установлении логистических проблем предприятия и поиске путей их решения. На современном этапе развития логистического менеджмента все предприятия можно подразделить на 4 группы. К первой группе следует отнести предприятия, где логистические службы созданы как самостоятельные структурные подразделения, обладающие необходимой инструктивно-нормативной базой вплоть до разработки внутренних стандартов, обеспечивающих качественное исполнение логистических функций. Таких предприятий немного, так как ощущается недостаток профессиональных логистиков, которых университеты выпускают явно недостаточно. Ко второй группе относятся предприятия, где логистические службы созданы в структуре маркетинговых отделов и во главе их назначается маркетолог (заместитель исполнительного директора по маркетингу). Такие службы выполняют порученные логистические блоки задач, в основном обеспечивая поставки материальных ресурсов, необходимых для производства или оптовой торговли. Такой подход к формированию логистических служб и структур получил большее распространение после того, как логистику стали изучать специалисты по менеджменту и маркетингу. К третьей группе относятся предприятия, где маркетологи введены в состав логистических служб и службу возглавляет логистик (заместитель исполнительного директора по логистике). Таких предприятий также немного в силу недостатка квалифицированных кадров. В четвертой группе предприятий никто из специалистов не знает логистики, логистические службы не созданы и исполнительные директора этих предприятий не понимают важной роли логистики при формировании аппарата управления. Таких предприятий явное большинство, требуется организовать переподготовку в области логистики специалистов таких предприятий, а также увеличить часы на подготовку менеджеров, маркетологов и экономистов в области логистики.
Данное учебное пособие предлагает основные методики решения практических задач логистики предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|