Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логистическая диагностика производимой продукции и услуг




Современные предприятия в основном являются многономенклатурными, то есть выпускают несколько видов продукции, оказывают несколько видов услуг. Кроме того, в процессе производства на предприятиях выпускают не только готовую продукцию, но и комплектующие изделия, оказывают внутренние услуги. Для этого организуются внутренние производства различной степени сложности, оснащенности и значимости для решения поставленных задач.

Сложилось мнение, что надо все комплектующие изделия выпускать на своем предприятии в целях сокращения влияния внешних факторов на результативность производства. Однако при этом далеко не всегда достаточно точно и полно оцениваются те обстоятельства, которые приводят к снижению эффективности производства. А главное, мы забываем, что сейчас нет дефицита как продукции, так и рабочей силы.

Теория логистики трактует, что отдельные низкоэффективные виды продукции, как конечной готовой, так и промежуточной, выгоднее передать на исполнение внешним смежным предприятиям, или на аутсорсинговую деятельность.

Примеров аутсорсинговых фирм в различных отраслях экономики достаточно много. Прежде всего, это внешний для предприятия транспорт, а также исполнение различного рода ремонтов сложного оборудования, особенно автоматики. Это может быть изготовление различного рода комплектующих на предприятиях машиностроения, в строительстве, в сельском хозяйстве и т.д. Безусловно, при принятии решения о переходе на аутсорсинг в каждом отдельном случае следует провести тщательный анализ всех видов продукции и услуг по достаточно значимой совокупности критериев и сделать правильный и необходимый для предприятия вывод. При этом, безусловно, важно учесть отраслевые особенности предприятия, его дислокацию, весомость на рынке региона, страны и другие параметры. Предлагаемая ниже диагностика относится к так называемым индексным методам, то есть обосновываются необходимые критерии, определяются их нормативные или базовые величины, а затем отслеживается динамика.

В самом общем случае диагностика может быть осуществлена по следующим критериям:

1) адаптивность вырабатываемой продукции к условиям производства данного предприятия. Понятие адаптивности, как правило, сводится к возможности быстрой реакции на влияние внешних и внутренних негативных или позитивных факторов при производстве продукции и услуг. Следовательно, адаптивность целиком зависит от персонала предприятия, занятого выпуском продукции или оказанием услуг. Кроме того, она зависит от качества и количества необходимого оборудования и перспективы приобретения наиболее современных его видов.

Интегральный показатель адаптивности (Каинт) можно определить по следующей формуле:

, (1)

где К1 – коэффициент, характеризующий долю рабочих (Чjсп), занятых выпуском j -го вида продукции, к общей численности рабочих (Чоб):

; (2)

К2 – коэффициент, характеризующий долю использования основных производственных фондов для выпуска j -того вида продукции (ОСФj сп) к общей балансовой стоимости основных фондов (ОСФоб):

; (3)

а1, а2 - ранговые оценки значимости каждого из указанных параметров при выпуске данной продукции. Для их определения приглашаются эксперты (как правило, не менее 3 специалистов) и по их оценкам выводят усредненные параметры оценок;

 

2) эффективность вырабатываемой продукции или услуг. Для оценки эффективности так же предлагается интегральный показатель, состоящий из двух слагаемых. Первое слагаемое представляет собою рентабельность продаж для конечной продукции (Рреал) или рентабельность производства как конечной, так и промежуточной продукции (Рпр). В качестве второго слагаемого рекомендуется использовать долю j -го вида продукции в общем объеме продаж для всех видов конечной продукции. Для промежуточных видов продукции или услуг рекомендуется использовать коэффициент (Кэинт), показывающий долю затрат на данный вид продукции в себестоимости товарной продукции:

(4)

или

, (5)

где Пj – объем реализованной продукции j -го вида продукции или услуг;

Поб – общий объем продаж по предприятию;

Зj – затраты на производство j -го вида продукции или услуг;

З - общая себестоимость товарной продукции.

 

Для анализа должны быть использованы данные бухгалтерского учета по себестоимости продукции.

По результатам такого анализа можно определить области распределения указанных выше параметров. Обычно рассматривают три области: область, наиболее приемлемая для собственного производства, комбинаторную область и область аутсорсинга. Те виды продукции, которые имеют наиболее высокие показатели адаптивности и эффективности, безусловно, образуют область собственного производств а. Продукция с низкими параметрами адаптивности и эффективности образуют аутсорсинговую область. Иными словами, их выгоднее передать на исполнение в среду непосредственного окружения предприятия и за счет этого существенно снизить затраты на производство товарной продукции. Остальные виды продукции попадут в комбинаторную область.

При значительном портфеле заказов предприятие может производить их собственными силами. При более высоком спросе на продукцию образуется большая доля продаж. Если предприятие изыщет возможности их произвести собственными силами, то получит их более высокую рентабельность. Если же производственный потенциал предприятия не позволит произвести рассматриваемый вид продукции в большем объеме, то выгодно часть объемов выполнить по аутсорсингу, а часть – собственными силами.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в таблице.

Классификация систем

Признак классификации Вид систем
Сложность Простая, сложная, большая
Изменение во времени Статическая, динамическая
Взаимосвязь с окружающей средой Закрытая, открытая
Предвидение развития Детерминированная, стохастическая
Реакция на изменение окружающей среды Адаптивная, неадаптивная

Следует различать сложные и большие системы.

Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности).

Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.

2. Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

3. Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.

4. Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:

внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

внешние ЛС решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макрологистическая система – крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистическихсистем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:

по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

Рассмотрим свойства системы в применении к ЛС.

Целостность и членимость. ЛС имеет свойство целостности. Это означает, что ЛС может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны ЛС может быть разделена на отдельные элементы. Элементами ЛС на макроуровне, т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы ЛС рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами ЛС на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.

Связи. В макрологистических системах связи между отдельными элементами устанавливаются на основе товарно-денежных отношений, оформленных в виде договора. Внутри микрологистической системы элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, т. е. основа связей бестоварная, организационная.

Организация. Связи между элементами упорядочены различными законодательными, нормативными документами, положениями, должностными инструкциями.

Интегративные качества. Только ЛС в целом может поставлять товар, выполнив все требования поставки, а также приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям внешней среды. Отдельные элементы ЛС самостоятельно не могут решать подобные задачи.

 

Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции или операции, состоящая из подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой.

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.

Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Дипозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Создание информационных систем требует системного мышления. Структура логистической системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.

 

Учет издержек в логистике

Основной задачей стоящей перед логистикой является снижение затрат связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Создание на предприятие система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении этих условий можно добиться минимизации совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Логистика предполагает фиксирование пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока, который позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Эффективность функционирования логистики на малом предприятии определяется оптимальным соотношением баланса между затратами, повышением прибыли и уровнем качества обслуживания потребителей.

Все затраты возникающие в процессе производства можно разделить на две группы: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. Считается, что основным фактором стратегического успеха является исключительно рыночная ориентация — ориентация на потребителя. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбираться и рационально использоваться ресурсы. Такая политика обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества.

Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества специфических издержек, которые возникают на следующих этапах:

· прием заказа;

· обработка заказа;

· оформление документов;

· комплектация заказа;

· хранение;

· доставка;

· транспортно-экспедиторские услуги;

· выставление счета.

Расходы отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны между собой. Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному увеличению затрат, вызванных ростом складских запасов, а экономия на упаковке грузов — к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке, и т.д. При определенных условиях возможно такое перераспределение затрат, при котором некое незначительное их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой, что в конечном счете приведет к снижению суммарных издержек по системе в целом.

Традиционные методы учета, происходящие на всех этапах логистической системы, направлены на определение затрат по функциональным областям (снабжение, транспорт, производство, запасы, сбыт) не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом.

При традиционном учете издержек известно только во что обходится реализация той или иной функции.

При учете логистических издержек на всем пути движения материального потока получается наглядная картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.

Например, суммируя все расходы каждого из подразделений можно определить затраты, связанные с отдельным процессом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...