Понятие собственности в культуре. Субъектно-объектные отношения собственности.
Собственность – это исторически сложившиеся общественные отношения, которые характеризуются присвоением участниками производства факторов (ресурсов) и результатов производства. В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения(ст.209 ГК РФ). Право владения – фактическое обладание имуществом и удержание его в собственном владении. Право пользования – возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и (или) получения доходов. Право распоряжения – возможность собственника по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Полный собственник – лицо, которое имеет все три полномочия: владения, пользования, распоряжения. Но так как право собственности легко расщепляется между разными субъектами, указанные правомочия могут перераспределяться между субъектами. Так, собственник – владелец предоставляет в пользование (аренду) свое имущество. Так, в экономической жизни помимо собственников, появляются несобственники, которые по российскому законодательству имеют следующие права в отношении имущества: – право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; – право хозяйственного ведения имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Организация не вправе продавать принадлежащее ей на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего организации имущества.
– право оперативного управления имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Организация не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию культуры, на праве оперативного управления — учреждению финансируемому собственником (государством, муниципальным образованием, юридическим или физическим лицом), а также казенному предприятию. Все остальные коммерческие и некоммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Общественные организации (объединения), благотворительные и иные фонды в области культуры являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Собственник регулирует свои отношения с управляющим его собственностью лицом с помощью устава, в котором он определяет правомочия несобственников в отношении использования имущества, передаваемого в доверительное управление. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ).
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Право государственной собственности определено в ст. 214 ГК РФ. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям. В соответствии с современным законодательством к муниципальным образованиям относятся: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерального значения. Право муниципальной собственности определено в ст. 215 ГК РФ. Муниципальная собственность не является государственной. Частная собственность – имущество, которое находится в собственности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ). Классификация организаций культуры по формам собственности (государственные, муниципальные, частные) не совпадает с их разделением по целям хозяйствования (коммерческие и некоммерческие). Часто считают, что все государственные (муниципальные) организации являются некоммерческими, а частные – коммерческими. В действительности возможно существование государственных (муниципальных) коммерческих организаций (унитарных предприятий, акционерных обществ) и частных некоммерческих организаций (автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств, фондов и др.). Объекты собственности в культуре. –памятники истории и культуры; –имущество культурного назначения; –денежные средства; –природные ресурсы; –результаты интеллектуального и творческого труда. Субъекты собственности в культуре: –Российская Федерация; –субъекты Российской Федерации; –муниципальные образования; –юридические лица; –физические лица (граждане). Интеллектуальная собственность – исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (наименование или фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Товарный знак – зарегистрированные в официальном порядке обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Права автора и исполнителя охраняются законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.). Авторское право – раздел права, регулирующий.отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные права – права, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Авторскими правами признаются права авторов, смежными правами – права исполнителей и производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания. Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Исполнитель – актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. Одно из направлений реформирования отношений собственности в РФ - ее передел, т.е. смена субъектов собственности. В отрасли культуры этот процесс имеет определенную специфику. Рассмотрим его направления: 1. Разграничение государственной собственности между субъектами. При разграничении полномочий между федеральным и региональным уровнями субъектов управления собственностью применен функциональный принцип. В соответствии с этим принципом федеральная собственность должна использоваться для занотворческой деятельности, научно-методического обеспечения организаций отрасли, сохранения особо ценных объектов культурного наследия, содержания учреждений и финансирования культурных программ, имеющих федеральное значение. Главное назначение субъектной и муниципальной собственности – обеспечить условия для оказания культурных услуг населению определенной территории. В соответствии с этим преобладающая часть (до 95%) собственности в культуре сосредоточена на муниципальном уровне в форме городских, районных, сельских организаций культуры. Такое распределение собственности соответствует размещению населения и позволяет наиболее полно учитывать и удовлетворять его потребности в благах культуры.
2. Реституция культурных ценностей. Возврат ценностей (реституция) в международных отношениях и международном праве применяется в случае незаконного вывоза ценностей, в том числе культурных, а также в ситуации вывоза ценностей из колонии в метрополию. Ограничение поводов для реституции в культуре имеет принципиальное значение в связи с тем, что организации целых подотраслей культуры функционирую, на основе перемещения ценностей например, музеи, галереи, выставочные залы, архивы. Культурный глобализм является одной из форм осуществления культурных процессов. Однако случаи незаконного вывоза ценностей имеют богатую мировую практику реституции. РФ вступила в процесс реституции культурных ценностей, перемещенных в годы Второй мировой войны, в 1990-1993 годах, когда страны - участницы, и, прежде всего, Германия и Россия, предъявили друг другу претензии на незаконно вывезенные с их территории культурные ценности. В 1998 году принят закон «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате II мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Закон объявил культурные ценности, перемещенные в осуществление права на компенсаторную реституцию[5] с территории Германии и ее бывших союзников и находящиеся в настоящее время на территории РФ, достоянием Российской Федерации и федеральной собственностью РФ. 3. Изменения отношений собственности в системе вневедомственных учреждений культуры. С 1993 года Постановлением Правительства РФ объекты социально-культурного назначения в случае приватизации предприятий стали передаваться в ведение муниципальных органов власти, т.е. на смену этапа приватизации ведомственных организаций культуры пришел этап их муниципализации: бывшие профсоюзные учреждения культуры получили возможность финансироваться из муниципального бюджета. 4. Приватизация государственных и муниципальных учреждений культуры. Как и в других отраслях экономики приватизация организаций в культуре призвана: повысить эффективность деятельности за счет внедрения рыночных механизмов; уменьшить дефицитность бюджетного сектора экономики. Однако, учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рассматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как возможность привлечения в нее дополнительных финансовых источников в виде частных капиталов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|