Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие собственности в культуре. Субъектно-объектные отношения собственности.




Собственность – это исторически сложившиеся общественные отношения, которые характеризуются присвоением участниками произ­водства факторов (ресурсов) и результатов производства.

В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения(ст.209 ГК РФ).

Право владения – фактическое обладание имуществом и удержа­ние его в собственном владении.

Право пользования – возможность эксплуатации имущества, из­влечения из него полезных свойств и (или) получения доходов.

Право распоряжения – возможность собственника по своему ус­мотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Полный собственник – лицо, которое имеет все три полномочия: владения, пользования, распоряжения. Но так как право собственности легко расщепляется между разными субъектами, указанные правомочия могут перераспределяться между субъектами. Так, собственник – владелец предоставляет в пользование (аренду) свое имущество. Так, в экономической жизни помимо собственников, появляются несобственники, которые по российскому законодательству имеют следующие права в отношении имущества:

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право хозяйственного ведения имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Собственник имеет право на получение части прибыли от исполь­зования имущества. Организация не вправе продавать принадлежащее ей на праве хо­зяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйст­венных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Собственник осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего организации имущества.

право оперативного управления имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Организация не вправе отчуждать или иным способом распоря­жаться закрепленным за ней имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит госу­дарственному или муниципальному унитарному предприятию культуры, на праве оперативного управления — учреждению финансируе­мому собственником (государством, муниципальным образованием, юридическим или физическим лицом), а также казенному предпри­ятию.

Все остальные коммерческие и некоммерческие организации явля­ются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобре­тенного ими по иным основаниям.

Общественные организации (объединения), благотворительные и иные фонды в области культуры являются собственниками приобре­тенного ими имущества и могут использовать его лишь для достиже­ния целей, предусмотренных их учредительными документами. Учре­дители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей орга­низации.

Собственник регулирует свои отношения с управляющим его собственностью лицом с помощью устава, в котором он определяет правомочия несобственников в отношении использования имущества, передаваемого в доверительное управление.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ).

Государственной собственностью в Российской Федерации явля­ется имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Право государственной собственности определено в ст. 214 ГК РФ.

Муниципальной собственностью является имущество, принадле­жащее на праве собственности муниципальным образованиям. В соответ­ствии с современным законодательством к муниципальным образовани­ям относятся: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерально­го значения. Право муниципальной собственности определено в ст. 215 ГК РФ. Муниципальная собственность не является государственной.

Частная собственность – имущество, которое находится в собст­венности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ).

Классификация организаций культуры по формам собственности (государственные, муниципальные, частные) не совпадает с их разделе­нием по целям хозяйствования (коммерческие и некоммерческие). Час­то считают, что все государственные (муниципальные) организации являются некоммерческими, а частные коммерческими. В действи­тельности возможно существование государственных (муниципальных) коммерческих организаций (унитарных предприятий, акционерных об­ществ) и частных некоммерческих организаций (автономных некоммер­ческих организаций, некоммерческих партнерств, фондов и др.).

Объекты собственности в культуре.

–памятники истории и культуры;

–имущество культурного назначения;

–денежные средства;

–природные ресурсы;

–результаты интеллектуального и творческого труда.

Субъекты собственности в культуре:

–Российская Федерация;

–субъекты Российской Федерации;

–муниципальные образования;

–юридические лица;

–физические лица (граждане).

Интеллектуальная собственность – исключительное право граж­данина или юридического лица на результаты интеллектуальной дея­тельности и приравненные к ним средства индивидуализации продук­ции, выполняемых работ или услуг (наименование или фирменное на­именование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Товарный знак – зарегистрированные в официальном порядке обо­значения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Права автора и исполнителя охраняются законом РФ «Об автор­ском праве и смежных правах» (1993 г.).

Авторское право – раздел права, регулирующий.отношения, воз­никающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Смежные права – права, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, поста­новок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Авторскими правами признаются права авторов, смежными пра­вами – права исполнителей и производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Исполнитель – актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, ко­торое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Одно из направлений реформирования отношений собствен­ности в РФ - ее передел, т.е. смена субъектов собственности. В отрасли культуры этот процесс имеет определенную специфику. Рассмотрим его направления:

1. Разграничение государственной собственности между субъ­ектами. При разграничении полномочий между федеральным и региональным уровнями субъектов управления собственностью применен функциональный принцип. В соответствии с этим принципом федеральная собственность должна использоваться для занотворческой деятельности, научно-методического обеспечения организаций отрасли, сохранения особо ценных объектов культурного наследия, содержания учреждений и финансирования культурных программ, имеющих федеральное значение. Главное назначение субъектной и муниципальной собственности – обеспечить условия для оказания культурных услуг населению определенной территории. В соответствии с этим преобладающая часть (до 95%) собственности в культуре сосредоточена на муниципальном уровне в форме городских, районных, сельских организаций культуры. Такое распределение собственности соответствует размещению населения и позволяет наиболее полно учитывать и удовлетворять его потребности в благах культуры.

2. Реституция культурных ценностей. Возврат ценностей (реституция) в международных отношениях и международном праве применяется в случае незаконного вывоза ценностей, в том числе культурных, а также в ситуации вывоза ценностей из колонии в мет­рополию. Ограничение поводов для реституции в культуре имеет принципиальное значение в связи с тем, что организации целых подотраслей культуры функционирую, на основе перемещения цен­ностей например, музеи, галереи, выставочные залы, архивы. Куль­турный глобализм является одной из форм осуществления культурных процессов. Однако случаи незаконного вывоза ценностей име­ют богатую мировую практику реституции.

РФ вступила в процесс реституции культурных ценностей, пе­ремещенных в годы Второй мировой войны, в 1990-1993 годах, ко­гда страны - участницы, и, прежде всего, Германия и Россия, предъ­явили друг другу претензии на незаконно вывезенные с их террито­рии культурные ценности. В 1998 году принят закон «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате II мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Закон объявил культурные ценности, перемещенные в осуществление права на компенсаторную реституцию[5] с территории Германии и ее бывших союзников и находящиеся в настоящее время на территории РФ, достоянием Российской Федерации и федеральной собственностью РФ.

3. Изменения отношений собственности в системе вневедом­ственных учреждений культуры. С 1993 года Постановлением Правительства РФ объекты со­циально-культурного назначения в случае приватизации предпри­ятий стали передаваться в ведение муниципальных органов власти, т.е. на смену этапа приватизации ведомственных организаций культуры пришел этап их муниципализации: бывшие профсоюзные уч­реждения культуры получили возможность финансироваться из му­ниципального бюджета.

4. Приватизация государственных и муниципальных учрежде­ний культуры. Как и в других отраслях экономики приватизация организа­ций в культуре призвана: повысить эффективность деятельности за счет внедрения рыночных механизмов; уменьшить дефицитность бюджетного сектора экономики. Однако, учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рас­сматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как воз­можность привлечения в нее дополнительных финансовых источни­ков в виде частных капиталов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...