Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Психоанализ в России в 1904-1914 г.г.




Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

Утверждено

Ученым советом ВЕИП

«4» октября 2010 г.

Протокол №3

Председатель

Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор

______________________ Решетников М.М.

 

Учебно-методический комплекс

«История психоанализа в России»

Специальность 030301 - Психология

 

Автор учебно – методического комплекса – к.псх.н Рождественский Д.С.

 

 

Санкт – Петербург

Содержание:

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины и сфера профессионального использования. 4

1.2. Содержание дисциплины.. 4

А. По видам учебных занятий. 4

Б. По темам и разделам курса. 5

В. По времени проведения курса. 6

Г. Текст лекций. 6

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 6

1.3.1 Список литературы.. 7

1.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 7

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 8

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 9

3.1 Вопросы к экзамену по дисциплине «История психоанализа в России». 9

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.. 10

4.1 Требования к уровню освоения предмета. 10

4.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА «ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В РОССИИ» (представлены в Приложении) 10

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ.. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 16


1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины и сфера профессионального использования

Главная цель изучения учебной дисциплины «История психоанализа в России» - достижение студентами понимания особенностей интеграции психоаналитического знания в систему наук о человеке и культуре в прошлых и современных условиях российской действительности.

 

Основными задачами изучения учебной дисциплины «История психоанализа в России» являются: знакомство с историей психоаналитического движения в России от первых публикаций работ Зигмунда Фрейда на русском языке до современности; изучение источников психоаналитического знания, относящихся к различным периодам распространения и развития психоаналитических идей в России; формирование картины современного психоаналитического знания как продукта эволюции психоаналитической традиции и интеграции зарубежных и отечественных наработок в российском психоанализе.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать: основные этапы развития психоанализа в России и основные направления психоаналитической мысли в российской науке на этих этапах, а также закономерности эволюции связей российского психоанализа с другими областями научного знания;
  • уметь: свободно оперировать соответствующими понятиями и категориями;
  • иметь навыки: работы с литературой, посвященной истории психоанализа в России, и с первоисточниками (научными и популяризаторскими трудами российских психоаналитиков).

Для изучения данной дисциплины студент должен знать психоаналитическую терминологию, ориентироваться в основных психоаналитических понятиях и концепциях и иметь достаточное представление о российской истории последней четверти ХIX столетия и XX столетия.

Содержание дисциплины

А. По видам учебных занятий

 

Наименование разделов и тем Аудиторных Самосто- ят. раб. Всего
  Тема 1. Психоанализ в России в 1904-1914 г.г.      
  Тема 2. «Латентный период» российского психоанализа. Судьба Сабины Шпильрейн.      
  Тема 3. Психоанализ в годы Советской власти.      
  Тема 4. Психоанализ в России в период с 1930 по 1986 г.г. и современный этап российского психоанализа.      
  КСР      
  ВСЕГО      

Б. По темам и разделам курса

Тема 1. Психоанализ в России в 1904-1914 г.г.

Культурные и исторические предпосылки адаптации идей психоанализа в России начала XX века. Влияние концепций 3. Фрейда и К. Г. Юнга на русскую философию и медицину. Особенности российского общественного и научного мышления, повлиявшие на судьбу психоаналитических концепций в российской науке.

Казанская клиника для нервнобольных: первое клиническое применение идей Фрейда в России. «О сновидениях»: первая публикация Фрейда на русском языке. Рост популярности психоанализа в среде российских интеллектуалов, его причины и отдаленные следствия.

Распространение психоанализа как общественного движения в период 1904— 1914 годов. Биографии и портреты: Лу Андреас-Саломе, М. Вульф, Ю. Каннабих, И. Ермаков, Н. Осипов, М. Асатиани. Своеобразие русского восприятия фрейдизма и особенности развития психоаналитического знания в России.

Проникновение и распространение психоаналитических знаний в профессиональной среде. Психиатрическая клиника Московского Университета – инкубатор российского психоанализа. Клиническое применение психоанализа в России и его особенности как следствие специфики российской ментальности. Работы Н. Вырубова: «гипноаналитический метод». Создание журнала «Психотерапия» (1909 - 1914 г.г.). Первый съезд Русского союза невропатологов и психиатров (1911 г.). Основание семинара «малых пятниц» (1912 г.). Основные различия между российским и европейским психоанализом: «от кушетки к теории» и «от теории к кушетке».

Политические и концептуальные разногласия в среде первых российских психоаналитиков. Тенденции уклона в «индивидуальную психологию» А. Адлера и трансформации адлерианского учения в российской науке в 1910-1914 гг. Психоанализ в России между двумя разрывающими тенденциями: эволюцией психоаналитического движения и эволюцией российского общественно-политического движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...