Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российские психоаналитики периода психоаналитического движения 1904 – 1930 г.г.




(составлено по материалам:[9], [55], [57], [72]-[79].)

 

1. Авербух Роза Абрамовна. (1883 — …?) – российский психоаналитик.

В 1901 – 1909 г.г. училась в Бернском и Цюрихском университетах. Окончила медицинский факультет Казанского университета (1911). Была членом психоаналитической ассоциации. В 1923 – 1924 г.г. работала сверхштатным научным сотрудником и в 1924 – 1925 г.г. – штатным научным сотрудником Государственного психоаналитического института (Москва). Работала в области теоретического и практического психоанализа. Вела амбулаторный прием и семинар по психоанализу религиозных систем и сект. Принимала участие в деятельности Русского психоаналитического общества. С 1925 г. (после ликвидации Государственного психоаналитического института) работала в Институте экспериментальной психологии в Москве.

 

2. Асатиани Михаил Михайлович (1881 — 1938) – российско-грузинский психиатр и психолог.

Основатель научной школы психиатрии в Грузии. Окончил медицинский факультет Московского университета (1907), ученик профессора В.П. Сербского. Одним из первых психиатров обратил внимание на терапевтические возможности психоанализа и стал применять психоаналитическую терапию. Встречался с К.-Г. Юнгом, опубликовал ряд статей по психоанализу. С 1921 г. заведовал кафедрой психиатрии Тбилисского университета. Занимался преимущественно изучением физиологических основ психических расстройств. В 1925 г. организовал Научно-исследовательский институт психиатрии Грузии, которому было присвоено его имя. В 1926 г. ввел в практику психотерапии метод репродуктивных переживаний (Асатиани-метод репродуктивных переживаний), представляющий собой один из вариантов психотерапевтического метода гипнокатарсиса (Катартического метода Брейера-Фрейда). Автор около 40 научных работ по клинической и организационной психиатрии и психотерапии.

 

3. Бернштейн Александр Николаевич (1870 — 1922) – российский психиатр, психотерапевт и психолог.

Один из инициаторов, организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Доктор медицинских наук (1901), профессор. Окончил медицинский факультет Московского университета (1893). С 1899 г. заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам, а в дальнейшем организовал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического учения. Сотрудничал с европейскими психоаналитиками. В 1920-1922 г.г. был директором Государственного психоневрологического института, привлек к работе перспективных специалистов и организовал в институте лабораторию «Гипнологии и психоанализа». Основал «Журнал психологии, неврологии и психиатрии» (1922). Автор книг «Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней» (1908), «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (1911) и др.

 

4. Вульф Моисей Владимирович (1878 — 1971) – российский психиатр и психоаналитик.

Доктор медицины. Пионер и лидер психоанализа в России и Израиле. С 1909 г. занимался теорией практикой психоанализа, переводами немецкой психотерапевтической (в основном психоаналитической) литературы (1911). Стал одним из первых детских психоаналитиков. С 1912 г. – член Венского психоаналитического общества. В 1922 г. был одним из инициаторов организации и сооснователем Русского психоаналитического общества (РПСАО) и в 1924 – 1927 г.г. был его председателем. Вплоть до 1927 г. активно практиковал психоаналитическую терапию. В 1933 г. эмигрировал в Палестину, где принял активное участие в организации Палестинского психоаналитического общества (1934). В 1943 – 1953 г.г. был президентом Израильского психоаналитического общества и оставался его почетным председателем до конца жизни. Содействовал организации Иерусалимского психоаналитического института. Читал курсы лекций по детской психологии для учителей и воспитателей детских садов. Автор статей «Положение психоанализа в Советском Союзе» (1930), «Психика ребенка» (1946), «О психологии суицида» (1958) и др.

 

5. Вырубов Николай Алексеевич (1869 — 1918) – российский психиатр, невролог и психоаналитик.

Окончил Орловскую гимназию (1888) и Московский университет (1893). В 1894 – 1895 г.г. работал в Клинике душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург). Был принят в Общество психиатров. В 1901 – 1907 г.г. работал директором Психиатрической лечебницы Воронежского губернского земства. Занимался психотерапией неврозов и использовал при этом методы психоанализа. С 1911 г. был секретарем Русского союза психиатров и невропатологов. С 1914 г. занимался лечением и исследованием психозов и психоневрозов военного времени. С 1917 г. занимался организацией Московской конференции психиатров и невропатологов, посвященной повышению эффективности врачебной помощи. Оказал большое влияние на распространение психоаналитических идей в России. Автор ряда статей: «К психоанализу ненависти» (1911), «К патологии ассоциации» (1914), «К постановке вопроса о психозах и психоневрозах войны» (1915) и др.

 

6. Даркшевич Ливерий Осипович (1858 – 1925) – российский невропатолог и нейрогистолог.

Доктор медицины, профессор (1892), соавтор и друг З. Фрейда. Окончил медицинский факультет Московского университета (1882). В 1883 – 1887 г.г. стажировался в европейских лабораториях и клиниках, с 1883 г. специализировался по изучению анатомии мозга в Вене, в лаборатории Т. Мейнерта, где познакомился и подружился с З. Фрейдом. В 1885 – 1886 г.г. одновременно с Фрейдом стажировался у Ж. Шарко в клинике Сальпетриер (Париж). После возвращения в Россию поддерживал с Фрейдом дружескую и научную переписку. С 1892 года работал профессором в Казанском университете, основал в Казани клинику для нервнобольных и страдающих алкоголизмом, в которой наряду с другими методиками использовал для лечения пациентов катарсический метод Брейера-Фрейда. В 1893 году совместно с В.М. Бехтеревым основал в Казани Общество невропатологов и психиатров. Не принял учение Фрейда в целом; критиковал отдельные клинические концепции психоанализа. Стремился найти «взвешенный подход» к психоанализу; рекомендовал использовать его лишь для лечения отдельных случаев истерии. С 1917 года – профессор кафедры нервных болезней Московского университета. Руководил организацией Государственной Высшей медицинской школы и до 1923 года был ее ректором. Исследовал различные образования головного мозга, атрофию мышц при заболеваниях суставов и др. Автор книги «Курс нервных болезней» (1904-1917, т.т. 1-3) и других работ.

 

7. Досужков Федор Н(иколаевич?) (1899 – 1982) – российский психоаналитик.

Среднее образование получил в г. Баку. Увлекался проблемами естествознания. В 1918 году эмигрировал из России; до 1921 года жил в Константинополе, затем переехал в Прагу. В 1921 – 1927 г.г. учился на медицинском факультете Карлова университета. Под влиянием Н.Е. Осипова увлекся психоаналитическими идеями. В 1925 году содействовал организации в Праге Русского психиатрического кружка и в дальнейшем был его активным членом. Прошел курс дидактического анализа у А. Райх и контрольного анализа у О. Феничела. Занимался исследованием психоаналитических проблем, практиковал клинический психоанализ. В 1940 году вел частные семинары по психоанализу, на основе которых было образовано «Общество обучения психоанализу». До 1948 года занимался теоретической и практической психоаналитической деятельностью. Популяризовал идеи и метод психоанализа, организовывал и вел психоаналитические семинары. Исследовал проблемы логофобии при невротическом заикании, ввел в оборот понятие скоптофобии – невроза болезненной застенчивости – и подробно описал это функциональное расстройство. В последние годы жизни изучал вопрос возможности и целесообразности синтеза учений Фрейда и Павлова. Автор около 200 публикаций по различным вопросам психоанализа.

 

8. Евграфов Константин Романович (1859 – 1917) – российский психиатр.

Окончил Первую Пензенскую мужскую гимназию (1877) и Медико-хирургическую академию в Петербурге (1883). Более 30 лет отдал созданию психиатрической лечебницы, использовал в своей врачебной деятельности (Пензенская земская городская больница) широкий арсенал психиатрических и психотерапевтических методов, в том числе психоанализ. Многократно читал открытые лекции «О важнейших причинах душевных болезней». В 1911 году был товарищем председателя Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. В 1912 году опубликовал книгу «Подсознательная сфера и художественное творчество», считающуюся первым оригинальным трудом российского автора по данной теме. Разделяя и развивая некоторые идеи Фрейда, предложил собственную интерпретацию природы художественного творчества, в том числе явлений ассоциации и сублимации. Автор многих статей по проблемам психиатрии, психотерапии, психологии и др.

 

9. Ермаков Иван Дмитриевич (1875 — 1942) – российский психиатр и психоаналитик.

Окончил I-ю Тифлисскую (Тбилисскую) классическую гимназию (1896) и медицинский факультет Московского университета (1902). С 1902 г. работал штатным ординатором нервной клиники Московского университета. С 1906 г. – действительный член Общества невропатологов и психиатров. С 1913 г. член Парижского общества невропатологов и психиатров. С 1920 г. профессор Государственного психоневрологического института, в котором при поддержке А.Н. Бернштейна создал отдел психологии и руководил им. При этом отделе организовал Детский дом-лабораторию «Международная солидарность». Вел семинары по изучению творчества, по гипнологии, читал курс психоанализа и психотерапии. В 1923 г. (совместно с М.В. Вульфом, Ю.В. Каннабихом, О.Ю. Шмидтом и др.) организовал Русское психоаналитическое общество. В 1934 – 1941 г.г. работал профессором психоневрологии в поликлинике по лечению расстройств слуха и речи. Автор более 30 трудов по различным проблемам психоанализа, психиатрии и художественного творчества.

 

10. Залкинд Арон Борисович (1886 — 1936) – российский врач, психолог и педагог.

Один из организаторов и лидеров советской педологии. В 1910 г. изучал возможности использования идей З. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. Увлекался индивидуальной психологией А. Адлера. В 1924 г. опубликовал статьи «Фрейдизм и марксизм» и «Нервный марксизм, или паническая критика». После 1925 г. под давлением внешних обстоятельств вынужденно дистанцировался от психоанализа и публично покаялся в своих «связях» с фрейдизмом. С 1928 г. был председателем Межведомственной плановой педологической комиссии. В 1930 г. стал директором института Психологии, педологии и психотехники. В 1931 г снят с должности редактора журнала «Педология», а в 1932 г. – с поста директора Института. Автор книг «Половой вопрос в условиях советской общественности» (1926), «Половое воспитание» (1928) и других работ.

 

11. Каннабих Юрий Владимирович (1872 — 1939) – российский психиатр, психотерапевт и психоаналитик.

Доктор медицины (1914), профессор (1920), заслуженный деятелей науки РСФСР (1937). Окончил Одесскую классическую гимназию, естественно-историческое отделение (1896) и медицинский факультет Московского университета (1899). В 1905 – 1909 г.г. работал ординатором Центрального полицейского приемного покоя для душевнобольных в Москве (у А.Н. Бернштейна). В 1909 – 1917 г.г. заведовал медицинской частью подмосковного санатория «Крюково», который был ориентирован на лечение различных пограничных состояний. В 1920-1921 г.г. принимал участие в организации Туркестанского университета (Ташкент) и был избран профессором кафедры психиатрии. В 1922 г. был одним из инициаторов организации и сооснователем Русского психоаналитического общества (РПСАО). В 1924 г. стал членом бюро этого общества, а в 1927 – 1930 г.г. был его председателем. В 1929 – 1936 г.г. заведовал отделом истории психиатрии в Институте невропсихиатрической профилактики. В 1936 – 1939 г.г. заведовал кафедрой психиатрии 3-го Московского медицинского института. Автор книг «Психотерапия» (1927), «Что такое душевные болезни» (1928), «История психиатрии» (1929) и ряда статей.

 

12. Коган Яков Моисеевич (1898 – 1960) – российский психиатр и психоаналитик.

Окончил Немировскую гимназию (1915) и Одесский медицинский институт (1923). Во время учебы из-за бедственного материального положения работал истопником, швейцаром, репетитором и т.д. С 1923 года – врач-интерн, ординатор, затем заведующий отделением и заместитель главного врача по медицинской части в Одесской психиатрической больнице. С 1926 года – ассистент кафедры психиатрии Одесского медицинского института. С 1941 по 1946 год – врач в Советской Армии, с 1947 – доцент кафедры психиатрии Одесского медицинского института. В 1954 году организовал и возглавил кабинет судебной психиатрии в Одесском областном психоневрологическом диспансере, которым руководил до 1960 года включительно. В 20-е годы был инициатором издания и редактором серии книг «Вопросы теории и практики психоанализа» (Одесса), в которой публиковались труды Фрейда, Ференци, Шильдера и других психоаналитиков. В 1927 году на основе исследования параллелей филогенеза и онтогенеза в психической жизни предложил новое понимание биогенетического закона Мюллера – Геккеля, согласно которому онтогенетическое развитие субъекта повторяет в сокращенной форме фазы филогенетического развития. Исследовал проблемы проявления эдипова комплекса при шизофрении, маниакально-депрессивные психозы, шизофреническое мышление, типы аффективной лабильности и др. Автор книг «О структуре парафренических заболеваний» (1941), «Краткое руководство по психиатрии» (1947, в соавторстве с Л.И. Айхенвальдом) и около 30 других научных работ.

 

13. Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – российский философ.

Доктор философии (1907), профессор (1916), профессор филологии Братиславского университета (1942) и др. Один из создателей и лидеров интуитивизма и персонализма в России. Среднее образование получил в Берне (Швейцария), в 1891 году вернулся в Россию. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета (1898). С 1898 года проходил стажировку в университетах Швейцарии и Германии. В 1903 году – магистр философии, в 1907 году – доктор философии. С 1916 года – экстраординарный профессор Петроградского университета. В 1922 году арестован и принудительным порядком выслан из России. По приглашению президента Чехословацкой республики Т.Г. Масарика приехал в Прагу, где работал в Русском университете, затем – в других учебных заведениях Праги, Брно и Братиславы. В 20-е – 30-е годы – активный участник Русского психиатрического кружка в Праге, которым руководил Н.Е. Осипов. После смерти Осипова в 1934 году был одним из редакторов книги «Жизнь и смерть. Памяти доктора Н.Е. Осипова», в которой опубликовал статью «Н.Е. Осипов как философ». В 1945 году переехал во Францию, в 1946 – в США. С 1947 года – профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Исследовал комплекс фундаментальных проблем философии, особое внимание уделил изучению вопросов гносеологии, онтологии, антропологии и других наук. Предложил понимание интуиции как непосредственного сознавания субъектом процессов внутренней и внешней жизни. Создал концепцию множественности субстанций и ряд других. Автор книг «Обоснование интуитивизма» (1906), «Введение в философию» (1911), «Материя в системе органического мировоззрения» (1916), «Основные вопросы гносеологии» (1919), «Логика» (1923), «Свобода воли» (1927) и многих других.

 

14. Лурия Александр Романович (1902 — 1977) – российский психолог.

Академик АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921). Окончил 1-й Московский медицинский институт (1937). В начале 20-х г.г. увлекся психоаналитическими идеями З. Фрейда, А. Адлера и К.-Г. Юнга. В 1922 г. организовал и возглавил Казанскую психоаналитическую ассоциацию. В 1924 – 1925 г.г. одновременно состоял внештатным научным сотрудником, сверхштатным научным секретарем Государственного психоаналитического института (ГПАИ) и ученым секретарем Русского психоаналитического общества (РПСАО). В 1924 – 1926 г.г. совместно с Л.С. Выготским исследовал проблемы развития психики, а в 1930 г. в соавторстве с ним издал книгу «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок». В 1969 – 1972 г.г. был вице-президентом Международного союза научной психологии. Автор множества работ по различным проблемам психологии.

 

15. Осипов Николай Евграфович (1877 — 1934) – российский психиатр и психоаналитик.

Доктор медицины (1903), доцент (1911). Учился в Цюрихском университете у Ф.Ф. Эрисмана, университетах Базеля, Берна, Бонна и др. В 1904 – 1906 г.г. работал в Московской городской Преображенской больнице у Н.Н. Баженова и бывшей лечебнице Ф.И. Герцога (М.Ф. Беккер), где занимался психиатрией и психотерапией. В 1906 – 1911 г.г. работал в Психиатрической клинике Московского университета. Встречался с З. Фрейдом, Э. Блейером и К.-Г. Юнгом. В 1923 – 1931 г.г. работал доцентом Карлова университета в Праге. В 1925 г. организовал и возглавил «Русский психиатрический кружок» в Праге. Развивал и модифицировал некоторые идеи и концепции З. Фрейда (например, пересмотрел психоаналитические представления о любви). До конца жизни поддерживал профессиональные и человеческие отношения с З. Фрейдом. Автор книги «Внушение и его пределы» (1911) и ряда статей по различным проблемам психоанализа.

 

16. Певницкий Алексей Александрович (1866 —?) – российский врач и психоаналитик.

Доктор медицины (1902). Окончил Одесскую Ришельевскую гимназию (1885) и медицинский факультет Императорского университета Св. Владимира (1892). В 1893 г. работал сверхштатным ординатором Одесской городской больницы. В начале XX века изучал и использовал гипноз при лечении различных органических поражений. В 1909 г. эффективно использовал психоаналитическую терапию при лечении навязчивых состояний. В 1911 г добился положительных результатов при использовании психоанализа и рекомендовал его к широкому применению. Автор статей «Навязчивые состояния, леченные по психоаналитическому методу Брейера — Фрейда» (1909), «Несколько случаев психоанализа» (1911), «О психоанализе при лечении алкоголиков» (1912) и других работ по психоанализу и различным вопросам медицины.

 

17. Розенталь Татьяна К. (1885 — 1921) – российский психоаналитик.

Доктор медицины. Окончила медицинский факультет Цюрихского университета (1911), где специализировалась по психиатрии. С 1911 г. член и участник заседаний Венского психоаналитического общества. Работала ассистентом в Институте по изучению мозга и психической деятельности (Петроград), где осуществляла психоаналитические исследования неврозов и читала курс лекций «Психоанализ и педагогика». После революции 1917 г. работала в Детском обследовательском институте, где проводила психоаналитические исследования детей. В 1919 г. опубликовала статью «Страдание и творчество Достоевского». В 1921 году покончила с собой по неизвестным причинам.

 

18. Фельцман Осип Бенционович (1875 — 1919) – российский психиатр и психоаналитик.

Доктор медицины. Окончил медицинский факультет Московского университета (1900). С 1908 г. работал экстерном и ординатором в 1-й Московской городской психиатрической больнице. Интересовался психоаналитическими идеями. Изучал проблемы гипноза, внушения и самоубийства. Особое внимание уделял проблемам психического здоровья детей. В 1915 г. основал в Москве школу-лечебницу для психически больных детей. Автор книг «Вспомогательные школы для психически отсталых детей» (1912), «Нервные дети» (1915) и других работ.

 

19. Фридман Борис Давидович (1895 —?) – российский психиатр и психоаналитик.

Окончил гимназию (1915) и медицинский факультет Казанского университета (1922). С 1922 г. работал врачом в Казани. Был членом Казанской психоаналитической ассоциации. В 1924 – 1925 г.г. был научным сотрудником Государственного психоаналитического института в Москве. Вел в этом институте семинар по психоаналитическим проблемам характерологии. Принимал участие в работе Русского психоаналитического общества. Автор статей «Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма» (1925), «Основные принципы метода Фрейда и значение его в психопатологических исследованиях» (1926) и других работ по психоанализу и психиатрии.

 

20. Шпильрейн Сабина Николаевна (1885 — 1942) – российский психоаналитик, психотерапевт и врач-педолог.

Доктор медицины (1911). Ученица и сотрудница К.-Г. Юнга и З. Фрейда. Окончила 8 классов Екатерининской женской гимназии (Ростов-на-Дону) и медицинский факультет Цюрихского университета. Проходила психоаналитическую терапию у К.-Г. Юнга. Во время учебы и по окончании университета специализировалась по психотерапии, психоанализу и педологии. Занималась психоанализом сексуальных проблем. В 1911 г. принята в Венское психоаналитическое общество. Являлась членом Швейцарской психоаналитической ассоциации. С 1923 г. работала врачом-педологом в городке имени III Интернационала (Москва), заведовала секцией детской психологии в I-м Московском государственном университете и состояла научным сотрудником Государственного психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (ГПАИ). Вела семинар по детскому психоанализу, участвовала в работе Русского психоаналитического общества. До 1931 г. публиковала статьи по психоанализу в европейских журналах по проблемам детской души, материнской любви, сновидениях в жизни и художественной литературе, символики фобиям и др. Автор более 30 работ по различным проблемам психоанализа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...