Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля
Для усвоения студентами теоретического лекционного материала необходима аудитория, оснащенная для проведения соответствующих занятий. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ Учебный курс «История психоанализа в России» читается студентам очной, очно-заочной и заочной формы обучения, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование лекционной формы обучения. Информационное обеспечение курса достаточно высокое; основные литературные источники перечислены в разделе 1.3.1 настоящего учебно-методического комплекса. Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы дисциплины. При анализе программы следует обращать особое внимание на следующие моменты:
1. Связь между отдельными темами. Весь материал курса представляет связное изложение с разного рода детализациями и уточнениями. От ознакомления студентов с культурно-историческим контекстом, в котором идеи Фрейда впервые были внедрены в российскую науку, преподаватель переходит к истории развития психоаналитического движения в России вплоть до наших дней, после чего рассказывает об особенностях эволюции психоаналитических идей в России, объясняя, чем они были вызваны, и, наконец, показывает, как эти особенности влияют на развитие психоанализа в России на современном этапе.
2. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа курса строится согласно принципу «от простого к сложному».
3. Технология преподавания отдельных тем. Темы данного курса преподаются в форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами.
Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа: 1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их интереса к новому знанию, способности и возможности учебной группы в целом и в среднем. Также преподаватель определяет конкретные условия, в которых ему придется вести занятия: расстановка мебели, в случае необходимости – наличие аппаратуры и демонстрационного материала. 2. Этап прогнозирования: предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия. 3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации своей собственной деятельности и деятельности студентов. План учебного занятия может быть составлен, например, по следующей схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления деятельностью студентов в учебном процессе. Она может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования данная форма работы обеспечивается комплексом профессиональных навыков студентов, в частности, умением осуществлять планирование деятельности, искать ответы на непонятное, рационально организовывать свое рабочее место и время. Самостоятельная работа ведет студента к получению нового знания, упорядочиванию и углублению имеющихся знаний, формированию профессиональных навыков и умений.
В рамках курса «История психоанализа в России» обыкновенно используются такие виды самостоятельной работы, как работа с тестами и вопросами для самопроверки. Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории. При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой.
Вопросы к экзамену по дисциплине «История психоанализа в России»
1. Культурно-исторический фон внедрения психоаналитических идей в российскую науку на рубеже 19 и 20 веков. 2. Российская психиатрия на рубеже 19 и 20 веков. 3. Предпосылки для адаптации психоаналитических идей в российской науке и культуре. 4. Психоанализ и гипноз в России. 5. Первые российские психоаналитики. 6. Личность и судьба Н.Е.Осипова. 7. Личность и судьба Лу Андреас-Саломе. 8. Личность и судьба С.Н.Шпильрейн. 9. Личность и судьба И.Д.Ермакова. 10. Личность и судьба М.В.Вульфа. 11. Характеристики психоаналитического движения в России в 1904-1914 г.г. 12. Судьба теории либидо в российском психоанализе. 13. Причины уклона российских психоаналитиков в «индивидуальную психологию» Альфреда Адлера в 1911 – 1914 г.г. 14. Возрождение психоаналитического движения в Советской России в 1920 – 1923 г.г. 15. Проблема создания «нового человека» и деятельность дома-лаборатории «Международная Солидарность». 16. Трансформации психоаналитических концепций в советской науке и их причины. 17. Попытки синтеза теорий Фрейда, Маркса и Бехтерева-Павлова в советской науке. 18. Распад психоаналитического движения в Советской России и его причины. 19. Психоанализ в России с 1930 по 1986 г.г. 20. Современное состояние и перспективы психоаналитического движения в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|