Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с супружескими парами и семьями 4 глава




Когда терапевт рассматривает межличностные процессы системы, у него возникают собственные переживания и он тоже движется внутри собственного цикла. Терапевт отслеживает развитие осознавания и контакта в системе и одновременно испытывает собственные чувства, связанные с его позицией на данный момент. Отталкиваясь от этого внутреннего фона переживаний, он получает феноменологический ключ не только к собственной внутренней реальности, но и к тому, что может произойти “снаружи”. Семейный гештальт-терапевт фокусирует свое внимание на своих внутренний реакциях в терапевтической ситуации. Он обращается к своим чувствам, инстинктам, движениям, метафоричности и эстетическому восприятию системы, так же как и к тому, что он видит и слышит снаружи. Он может отметить разные свойства происходящего процесса, что, с его точки зрения, глубоко или поверхностно, неподвижно или изменчиво, энергично или вяло.

Представьте себе, что вы наблюдаете за членами семьи в их взаимодействии. Если уровень их энергии возрастает, в то время как вы еще “разогреваетесь”, это может означать, что семейная система слишком быстро проходит свой цикл. Кроме того, такое явление может быть вызвано их неспособностью к поступательному неторопливому движению вперед, стремлением к “быстрому” контакту, простым нетерпением, фрустрацией или даже сбоем во взаимоотношениях. В этом случае ваши собственные переживания могут стать материалом для возможной интервенции. Терапевту очень важно прислушиваться к собственным ощущениям, так как его переживания могут послужить инструментом для “терапевтического присутствия”.

 

Личное присутствие и управление на границе контакта

 

Свобода, которую получает терапевт, наблюдая за семьей или супружеской парой, дает ему творческую возможность понять, что происходит, распознать и назвать основные темы для работы, организовать эксперименты, которые могут обогатить их осознавание8. В результате, наряду с новым осознаванием, у системы рождается и новый интерес к себе. Чтобы ни происходило между ними, члены системы могут двигаться дальше, не страдая от прерывания контакта. Терапевт постоянно получает новый материал для наблюдения. Он становится чем-то вроде “зеркала”, предоставляя обратную связь и сообщая ей о том, что происходит с ним самим. Если же изображение перед ним меняется, меняется и отражение в нем.

Достижение такого “зеркального” присутствия терапевта предполагает наличие четко очерченных границ в его общении с системой. С другой стороны, терапевт едва ли является лишь сторонним наблюдателем, так как порой позволяет себе делать короткие комментарии. Его присутствие – настоящее, реальное – содержит в себе гораздо больше, чем просто присутствие с хорошо очерченными границами. Присутствие означает “быть здесь” – не больше и не меньше. Подлинное присутствие не следует смешивать с харизмой, стилем или властью. "Быть здесь" – значит присутствовать так, чтобы другие могли ярко, заинтересовано и полноценно заявить о себе. Такое присутствие легко почувствовать в любой момент, но его очень сложно описать словами. Это одновременно и физическое состояние, и духовная открытость; не только широко открытые глаза и “уши на макушке”, но и открытое сердце. Будучи свидетелями, мы используем все свои чувства, мысли и ощущения.

 

Феноменологическое восприятие и интуиция

Латинское слово “ex-ists*” [[[[*Exist – существовать (англ.).] означает “выделяться”. Глядя на супружескую пару или семью, мы ищем то, что выделяется в нашем собственном осознавании происходящего. По мере возможности избегая фиксации на содержании, мы стараемся непосредственно воспринимать то, что происходит. Как только различные аспекты поведения системы становятся очевидными для нас, мы делаем обзор-интервенцию, основанную исключительно на этих феноменологических данных. Здесь нет точного соответствия тому, что Гуссерль [[[[*Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль (1859–1938) — известный немецкий философ.] определял как “феноменологическое сужение”. Это интервенция, основанная на описательном анализе целостного феномена.

 

“На префилософской стадии эта “феноменологическая редукция” является описательным анализом рассматриваемого феномена. Такой описательный анализ, однако, должен резко отличаться от редуктивного анализа в естественных науках, при котором материал расчленяется на элементарные части и сужается едва ли не до количественных данных. С другой стороны, описательный анализ феноменологической редукции происходит в рамках акта интуитивного постижения всего феномена и его взаимосвязей. Описательный анализ ставит целью выявлять феномен в его естественной “данности” или нередуцируемой общности его структурных характеристик. На первый взгляд это может прозвучать на удивление просто, но правда в том, что все это на удивление сложно”9.

 

Феноменологическое понимание (“схватывание на лету”) заложено в восприятии, особенно зрительном. Взгляд – это центральный компонент эстетики, ведь эстетика (“aesthetics”) происходит от греческого слова “aisthanesthai” – “воспринимать”. Несомненно, зрение – в буквальном или переносном смысле – рассматривали как конечную меру любой теории познания.

 

“Для Гуссерля “конечной мерой” любой теории является то, что первоначально дано в простом видении. Термин “первоначально” касается того, что можно ощущать при прямом наблюдении; “первоначально дано” - нечто, что “наивно” по значению и, возможно, дано как существующее. Основным для всей теории, включая и теорию познания, является то, что может быть “схвачено” просто взглядом. Последователя феноменологии не беспокоят сомнения по поводу любой реальности объекта его переживания или эпистемологических теорий, согласно которым мы ограничены имманентным содержанием сознания... Феноменолога интересует то, что имеет смысл как таковое и что может быть “схвачено безусловно”. То, что можно увидеть, не нуждается в оправдании, и это конечный стандарт для любой истинно философской мысли”10.

 

Феноменологический подход опирается не на “анализ”, а на “синтез”. Мы используем феноменологические данные, чтобы понять поведение системы в целом. В процессе нашего присутствия переживания семейной системы могут пробуждать в нас образы, метафоры и фигуры внимания. Таким образом мы и проявляем интуицию к познанию системы в целом. В основном это работа правого полушария, которое полагается на данные, собранные левым полушарием. Но откуда же появляются эти метафоры и образы? Они возникают из того, что мы называем апперцептивной массой.

Апперцептивная масса

Апперцептивная масса – основа опыта всей жизненной истории человека, все переживания, которые и делают нас тем, что мы есть. Это наша база, “фактичность”11 и наш личный структурированный фон жизни. Апперцептивная масса состоит из воспоминаний, образов, снов, бессознательных побуждений, спонтанных телесных ощущений и т.п. Наблюдая за семейным процессом, терапевт переживает собственные спонтанно возникающие чувства, образы и метафоры и преобразует их в интервенции, усиливая осознавание. Материал, поступающий от апперцептивной массы, вызывает к жизни сиюминутный творческий процесс, а терапевт выражает его в метафорической форме, которая создает трансцендентный смысл, или в форме эксперимента, чтобы поддержать дальнейшее развитие контакта и осознавания. Все представленные здесь идеи – цикл опыта, присутствие, феноменологическое наблюдение и апперцептивная интуиция – призваны помочь терапевту обрести собственную хорошую форму для поиска хорошей формы клиентов.

Концепция хорошей формы будет изложена в следующих главах, однако подробно она будет обсуждаться только в последней главе. Детальное изложение я намеренно поместил в конец, чтобы позволить читателю сначала разобраться в принципах, техниках и примерах из практики. Между тем, для того чтобы сориентировать читателя и коротко проиллюстрировать то, что я имею в виду, когда говорю о “поиске хорошей формы”, я приведу запись сессии с семьей Хьютонов.

 

Семья Хьютонов: в поисках хорошей формы

Надин и Джерри Хьютон примерно около сорока лет. Надин выглядит напряженной и скованной, все время смотрит исподлобья. Джерри тоже чувствует себя неудобно, он отсаживается подальше от жены и сына Реджи. Реджи – долговязый четырнадцатилетний подросток. Он принес с собой новый футбольный мяч, который то и дело подкидывает и ловит. Реджи ерзает на стуле и поглядывает в окно с отсутствующим видом.

На предыдущей сессии семья Хьютонов представила следующие проблемы, которые привели их в кабинет терапевта: ревность Джерри к Надин из-за ее чрезмерного внимания к Реджи; равнодушное отношение Надин к мужу и растущая дистанция между супругами; беспокойство Надин и Джерри по поводу трещины в их браке; тревога родителей по поводу сына и особенно его увлечения спортом в ущерб учебе.

Во время беседы с Джерри Надин без всякой видимой причины поворачивается к Реджи. Джерри обвиняет Надин в эгоизме, на это Надин говорит мужу, что он “потерял голову”. Терапевт не столько фокусирует свое внимание на динамике происходящего, сколько собирает сырой материал. Его задача состоит в том, чтобы оказать поддержку и сочувствие всем трем членам семьи.

 

Терапевт: Просто удивительно, как хорошо вы знаете друг друга – как бы вы это ни называли – “эгоизм” или “потеря головы”. Но я подозреваю, что, когда вы слишком увлекаетесь, то перестаете интересоваться друг другом. Вы просто говорите, что думаете, а свои чувства друг к другу упускаете из виду. Скажи, Реджи, тебе это интересно?

 

Далее в русле феноменологического выражения “то, что дано” терапевт определяет, каким образом члены семьи утрачивают взаимный интерес, а в результате и эстетические ценности.

 

Джерри: Но она все время поворачивается к Реджи. Она всегда больше обращается к нему, чем ко мне, – это эгоистично с ее стороны.

Надин: А он всегда теряет голову, его не заботит, что я на самом деле чувствую... Никогда не спросит.

Реджи: Иногда, ребята, мне хочется, чтобы вы избавили меня от этого.

 

Вы можете заметить, что участники сессии делают попытки преодолеть “застревание”, произнося вслух то, что чувствуют. “Называя” поведение друг друга, они предполагают, что оно может измениться, что каким-нибудь волшебным образом кто-то перестанет быть “эгоистичным” или сможет “трезво рассуждать”. Тем не менее эта форма поведения слаба, потому что предлагает участникам согласиться с полученными нелестными характеристиками. Такой способ лишь мобилизует сопротивление. У членов семьи возникает желание отвергнуть эти характеристики и не пробуждается интерес к тому, что происходит. Терапевт ищет пути, которые могут ослабить давление и обвинительный тон, и предложить простой способ творческого отношения к терапии.

 

Терапевт: Складывается впечатление, что на самом деле вам неизвестно, что у каждого на уме. Может быть, вы спросите друг друга о том, почему все пошло вкривь и вкось? Хотите начать, Джерри?

Джерри: Хорошо. О чем ты думаешь, Надин, когда поворачиваешься к Реджи и отворачиваешься от меня?

Надин: Он ерзал на стуле, и я просто нервничала по этому поводу! Я не знаю, нравится ли ему здесь.

Джерри: Правда?

Надин: Да, я думала: “Не знаю, зачем мы притащили Реджи сюда? Если мы с тобой действовали совместно, может быть, и у него не было бы неприятностей в школе...”

Джерри: Прости меня. Может быть, я действительно погорячился, когда назвал тебя эгоистичной...

Реджи: Но я же ничего не делал!

Терапевт: Все в порядке, Реджи. А теперь, Надин, может быть, вы спросите Джерри, о чем он думал, когда вы повернулись к Реджи?

 

Терапевт ищет хорошую форму, расспрашивая членов семьи, чтобы открыть поле для действия. Собирая сырой материал, он пытается найти равновесие в системе. Обращаясь к Надин, а позже к Джерри, он дает им понять, что любознательность и упорство придают ценность опыту семьи, не давая увязнуть в ярлыках и интерпретациях.

 

Надин (впервые за все это время выражение ее лица смягчилось): Джерри, что происходило с тобой, когда я повернулась к Реджи? Что ты почувствовал?

Джерри: Я подумал: “Снова она в своем репертуаре: заботится только о нем, а не обо мне – так же, как моя мама”. Отец сидел в своем огромном кресле и читал газету, а она всегда была где-то рядом с Джеком.

Надин: Но со мной все совсем не так. Мне было очень важно прийти сюда. Ведь меня беспокоит именно наш брак. Я люблю тебя, Джерри.

Реджи: Мне так трудно усидеть на месте, потому что полчаса назад я пришел с футбольной тренировки. И вообще, ребята, мне бы хотелось, чтобы вы меня не трогали. (Он на мгновение замолчал и тихо добавил.) Я не хотел тебя раздражать, мама.

Терапевт: Вы проявили интерес друг к другу и узнали что-то новое для себя – ведь вам важно выразить свои чувства. Давайте продолжим.

Надин: Как ты думаешь, Джерри, что если в следующий раз мы не возьмем с собой Реджи?

Джерри: Я думаю, это хорошая идея, по крайней мере, пару сессий мы можем поработать вдвоем. А потом мне все-таки хотелось бы позвать Реджи (поворачивается к Реджи), чтобы поговорить с тобой о наших отношениях и о твоей учебе.

Реджи: Меня это устраивает, папа.

Джерри: Вы согласны, док?

Терапевт: Да, конечно. Вы начинаете мне нравиться. Вы ребята, начинаете проявлять интерес друг к другу. Последний разговор показывает вашу целеустремленность и даже смелость. Вы все стали лучше понимать, зачем пришли сюда.

Надин: Да, наконец мы приняли правильное решение и не отступимся от него!

Джерри: Мы хорошо работаем с вашей помощью.

Терапевт: Мне кажется, у вас могли появиться и новые вопросы друг к другу. Прав ли я?

Реджи (поворачиваясь к Джерри): Надо продолжать выяснять, что происходит? Да?

Джерри: Да, сынок.

 

В конце сессии формируется ясное представление о том, как семья Хьютонов может перейти от привычного, не удовлетворяющего их поведения к ощущению “хорошей формы” и баланса. Каждый внес свою лепту в общий процесс, никто не стал ни "козлом отпущения", ни героем, ни “идентифицированным пациентом”. Каждый получил, что хотел: хороший контакт и близость, то есть то, к чему обычно и стремимся мы, терапевты.

 

Заключение

 

Хорошую форму терапевтических интервенций и семейных взаимоотношений можно было бы представить как “живую скульптуру”, изображающую семейный процесс. В случае с семьей Хьютонов мы видим, как, отвернувшись от сына к мужу, женщине удалось не обидеть сына. Отец смог перейти от довольно грубого контакта с сыном к близости и вниманию. Он сохранил чувства к жене, оставаясь отцом своего сына. И, наконец, мы видим, как снижается общий уровень тревоги во всей семейной системе. Этот маленький эксперимент показал Хьютонам, что они вовсе не так хорошо знали друг друга, как им казалось. Новое взаимодействие помогло им стать ближе друг к другу.

Модель семейных взаимодействий усваивается человеком в раннем детстве и часто отыгрывается бессознательно. И хотя мы фокусируемся на актуальных моделях прерывания контакта, мы не игнорируем и прошлый опыт. Каждый думающий человек хочет понять, как он живет, стремится повернуться к своему прошлому, поговорить с об этом, рассказать историю своей жизни другим и понять, какое положение в семье он занимает. Семья пытается узнать свои корни, своих предков, свою историю.

Опыт переживания прошлого и будущего – признак хорошего психологического здоровья. Прошлое и будущее лучше всего изучать на стадии завершения. Размышляя о том, что было освоено или пережито в настоящем, можно внезапно осознать некоторые “почему”, пришедшие из прошлого. В нас существует множество таких “почему”, а наше поведение определяется таким разнообразием факторов, что поиски причин и следствий продолжают волновать и преследовать всех нас в течение всей жизни. Мы по-прежнему привержены идее линейных причинно-следственных связей, между тем как современный мир сильно изменился с появлением теории относительности и системного подхода к психотерапии. Как же меняется мир и как меняемся мы? Поговорим об этом в следующей главе.

3. Системы: супружеские пары и семьи

как целостное явление

 

Выпущенная на свободу сила атома изменила все,

что сохраняло наш образ мысли, и мы медленно

приближаемся к беспримерным катастрофам.

Альберт Эйнштейн

 

До Эйнштейна мир имел свой порядок. Все было просто. С появлением Эйнштейна мы обнаружили искривления пространства, черные дыры, скорости, которые заставляют останавливаться время, новую геометрию, где параллельные линии пересекаются. Вся простота мира полетела к чертям. Числа не обязательно заключают в себе равное пространство между ними. Пространство между двойкой и тройкой может отличаться от пространства между двадцатью двумя и тридцатью тремя. Существуют книги о дзэн в математике и дзэн в ядерной физике. Никого уже не удивляют такие издания, как “Дзэн и искусство вождения мотоцикла”1. С тех пор, как Фрейду удалось совместить самые разные идеи о Боге в книге “Моисей и монотеизм”2, Бог перестал сидеть на облаке (если он вообще был там раньше), а Земля находиться в центре всего сущего.

Возьмем, к примеру, проблему общения. Если Мэри одна и Пол один, мы имеем двоих. Если Мэри думает только о себе (одна), а Пол думает только о себе (один) и между ними не существует “магнитного притяжения”, они, несомненно, представляют собой двух человек (рис.3.1).

 

Рис. 3.1. “Незначимые” взаимоотношения

 

В соответствии с теорией систем, существует объективная реальность существования Мэри, объективная реальность существования Пола, а также третья объективная реальность - их взаимоотношения. В таком случае мы говорим, что “целое больше, чем сумма его частей”.

Итак, в чем же тут дело? Взаимоотношения не подвластны произволу. Для того чтобы постичь их сложность, необходимо обозначить границы вещей, явлений или событий. Когда вы смотрите на темное небо в ясную ночь, вы видите безграничную панораму, заполненную звездами. Но небо перестает быть безграничным, когда вы организуете свое видение звезд (рис. 3.2). Вы говорите: “Это Полярная звезда” или “Это Большая Медведица”. Такой процесс организации звезд рисует воображаемые границы, и тогда мы получаем возможность четко воспринимать их. Мы рисуем границы определенных туманностей, ярких скоплений звезд и называем их Млечным Путем. Эти-то границы вместе с их внутренним содержанием и являются системой. Границы системы обозначают их взаимоотношения с окружающей средой. Таким образом, давая имя какой-либо субстанции, мы выстраиваем ее границы, будь то Большая Медведица, Млечный Путь или семья. Очерчивая границы явления, мы придаем ему смысл, чтобы отличить его от других вещей и явлений.

 

Рис. 3.2. Границы, придающие смысл

 

Теория систем больше не позволяет нам думать, что Алкоголик А или Шизофреник Х появились от родителей Z и R или субстанции под названием “водка”. Алкоголик А является продуктом множества взаимосвязанных факторов:

1. Генетическая предрасположенность L

2. Обстоятельства жизни M, J, B

3. Дух времени B

4. Потомственный алкоголизм K

5. Другие факторы Y

6. Уровень зависимости Z

Эти взаимосвязи не всегда равноценны, сопоставимы или зависимы друг от друга. На рисунке 3.3 показано, как свободно может быть организовано их взаимодействие. Обстоятельства жизни и развитие событий не выстраиваются по одной линии или по порядку, двигаясь от пункта А к пункту В. Изучая гештальт, мы распознаем паттерны событий. Постепенно мы начинаем понимать сложные структуры малой и большой систем, что бы это ни было – семья или большая корпорация. И тогда такие многозначительные выражения, как “мать шизофреника” или “преступная семья”, теряют всякий смысл.

 

Рис. 3.3. Алкоголик А

 

Наивно думать, что за конфликт в браке отвечает кто-то один – некий виновник всех несчастий. Безусловно, мы можем столкнуться с чьим-то оскорбительным или грубым поведением и препятствовать ему, но нет никакого смысла работать только с одним участником конфликта – это не поможет терапевту понять его причину. Осуществляя клиническое исследование всей системы, мы можем обнаружить различные влияния – родителей, тети, дяди, детей и многих других. Перед нами, как правило, проходит не меньше двух поколений. Но для того чтобы объединить всех в нашем кабинете, мы говорим себе: “В данной ситуации я выстрою границы вокруг родителей и их детей, и это будет система, которую я стану изучать и пытаться влиять на нее сегодня”.

 

Теория систем, теория поля и гештальт-психология

 

Прежде чем двигаться дальше, читатель должен увидеть взаимосвязь между теорией систем, теорией поля и гештальт-психологией. Понятия системы и поля пришли из физики. Концепция поля в физике разрабатывалась в XIX веке в работах Фарадея, Максвелла и Герца на примере электромагнитных полей. Вслед за ними уже в XX веке Эйнштейн создал революционную теорию относительности. Постепенно теория поля перестала принадлежать только физической науке, ее взяли на вооружение социологи, а затем и гештальт-психологи. Три немецких психолога положили начало гештальт-психологии3 – Курт Коффка4, Макс Вертхаймер5 и Вольфганг Кёлер6. Свои ранние работы они написали перед Первой мировой войной в Германии, а опубликовали уже в 30-е и 40-е годы в Англии. Они показали, что наше восприятие объекта зависит от общей конфигурации, в которую он помещен. Восприятие определяется не стойкими характеристиками отдельных компонентов, а скорее их взаимосвязью.

Курт Левин сотрудничал с Вертхаймером и Кёлером в Берлинском университете еще до Первой мировой войны. Левин создал психологическую теорию, основанную на идее поля, и многие считают его одним из самых новаторских и оригинальных ученых в современной психологии7. Именно Левин впервые ввел понятие психологических границ применительно к интрапсихическим процессам, взаимоотношениям людей с окружающей их средой и друг с другом. В своей первой концептуальной статье он описывает свои впечатления от сражения, в котором он принял участие, будучи солдатом8. Он также описал разные характеристики границ, включая твердость-мягкость и изменчивость-вязкость.

Годы между двумя войнами были чрезвычайно интеллектуально насыщенными. В это время появились работы немецкого биолога Людвига фон Берталанфи. Между 1929 и 1941 годами он написал ряд статей о теории систем в физике и биологии. В своем наиболее выдающемся (на наш взгляд) труде он заявляет, что “система бывает закрытой, если никакая информация не поступает в нее или не исходит от нее; открытой она может считаться, если существует экспорт и импорт и при этом происходит изменение компонентов”9. Мысли, которые высказывал фон Берталанфи о системах, схожи с теорией психологических полей Левина. Здесь мы также находим идеи границ и их роли в разделении организма и окружающей его среды. Природа границ определяет, например, различия между открытыми и закрытыми системами. Говоря языком Левина, закрытые системы имеют неподвижные, жесткие границы, в то время как у открытых систем границы более слабые и изменчивые. Фон Берталанфи говорил, что “живыми могут быть только открытые системы, поддерживая себя обменом информацией с окружающей средой, постоянно достраивая и разрушая свои компоненты”10. Социологи и психотерапевты распространили понятие открытых и закрытых систем на социальные институты, включая и семью. Возможно, фон Берталанфи не согласился бы с тем, что социальные системы всегда открыты, так как единственным способом выживания является их взаимодействие с окружающей средой. Однако терапевты все же использовали понятие закрытых систем, пропустив за относительно непроницаемые границы определенные социальные процессы.

Но вернемся к гештальт-психологам. Коффка и Кёлер выявили стойкие принципы работы восприятия. Они обнаружили следующее: когда мы смотрим на определенное скопление точек, мы компонуем их. Глядя на скопление точек ... мы не говорим, что видим три точки. Как правило, мы видим уже законченный гештальт – цельную фигуру, называемую треугольником. Человеческая культура создала образцы, существующие у нас в голове, и мы стремимся к их завершенному восприятию. Безусловно, это открытие можно считать одной из главных характеристик homo sapiens – двуногого животного, обладающего самой большой корой головного мозга, противопоставленными большими пальцами конечностей, речью и длительным внутриутробным периодом развития.

Итак, физическое поле стало полем человеческого опыта. Мы организуем мир внутри нас и стремимся соединить опыт в единое целое. Когда нам это удается, мы испытываем чувство завершенности, удовлетворенность или озарение. Когда ощущения трудно организовать и завершить, мы чувствуем дискомфорт и неудовлетворенность.

Лаура и Фриц Перлз встретились в Берлинском университете. Они оба находились под большим влиянием Левина, Кофки и Кёлера. Лаура и Фриц сумели связать гештальт-психологию с гештальт-терапией11. Так же, как Вертхаймер, Левин и Гольдштейн хотели распространить принципы восприятия на психологическое здоровье, выдвинув версию о том, что психологическое здоровье поддерживается постоянными переживаниями завершенности, тогда как “болезнь” характеризуется хронической незавершенностью. Понятие гештальта вышло из области восприятия и распространилось на психологический, эмоциональный и познавательный опыт на примере орально-пищевой модели. Если взрослый человек не смог нормально усвоить свой детский опыт, то есть “прожевать” и “проглотить” его, эти “непереваренные” переживания могут навсегда стать причиной его страданий. Это “нарушение” его поля мы называем “незавершенным действием”, или “эффектом Зейгарник”. Лаура и Фриц Перлз создали особую терапию незавершенных переживаний, которая, сделав их завершенными, дает человеку возможность испытывать чувство удовлетворения и жить дальше.

На индивидуальном уровне такая терапия позволяет перенести незавершенное или неясное событие в настоящее время с помощью ощущений, осознавания, энергии и воображения. Чувство завершенности венчает контакт с этими обстоятельствами или переживаниями прошлого и разрешает нам двигаться дальше к новому живому контакту. Как определили Перлз, Хефферлайн и Гудман:

 

“Контакт – это осознавание поля или двигательной реакции в поле. А потому может сообщить больше, чем простые реакции возбуждения и торможения. Давайте представим себе контакт, осознавание и двигательные реакции в более широком контексте, включив сюда аппетит и отказ, приближение и избегание, чувства, ощущения, манипуляции, оценки, коммуникации, борьбу и т.д. – все варианты жизненных связей, происходящих на границе взаимодействия организма со средой. Все такие контакты являются объектами изучения психологии”13.

Перлз рассуждал обо всем, что связано с процессом нашего развития и его задержками. Его волновало происходящее на границах контакта между людьми: контакт происходит именно на границе; на границе происходит рост; на границе происходит формирование фигуры внимания и ее разрушение, а также спонтанные реакции. Взаимоотношения на границе включают для Перлза контакт, организм, среду, новизну, возбуждение, собственное "я", сознание, чрезвычайные ситуации, невротические возможности, сопротивление и “человеческую природу”.

В норме организм легко переходит от состояния возбуждения потребности к состоянию удовлетворения потребности, от напряжения к расслаблению, от фигуры внимания к отстраненности. Психически здоровые люди постоянно находятся в активности и не испытывают состояние неподвижности. В патологических случаях и при неблагоприятных обстоятельствах люди прерывают свою активность, их поведение непоследовательно, подвижность скована, поведение и осознавание не согласованы друг с другом.

Цикл опыта начинается с неясных ощущений, затем мы осознаем свою потребность, ищем то, в чем нуждаемся, и, наконец, движемся к тому, чего хотим. Если на этом пути нет препятствий, наступает завершение. Тот же феномен существует в супружестве и семье: обнаруживаются взаимные потребности, а затем действия и контакт приводят к взаимному удовлетворению членов семьи. Интерперсональные циклы не имеют завершения или постоянно прерываются, супружеская пара или семья страдает14. Таким образом, открытие поля в физике стало применимым к восприятию человека, а затем было расширено до модели поля удовлетворения индивидуальных потребностей и, наконец, до феномена супружеской пары и семьи.

Моя философия интервенции в малую группу базируется на двух принципах – успешного завершения ситуации и работы системы. А теперь я опишу эти принципы подробнее.

 

Супружеская пара или семья как система

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...