Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с супружескими парами и семьями 5 глава




 

Супружеская пара или семья – это люди, создающие систему на долгое время. Такая общность может удовлетворить потребность продлить свою жизнь в будущих поколениях. Продолжение человека в последующих поколениях позволяет не прерывать культурные традиции.

Кроме того, члены семейного сообщества не только сосуществуют, они также выполняют общие задачи. Вместе они создают свое жилище, воспитывают детей и взаимодействуют с более крупными социальными системами - соседями, городом, страной и миром. Супружеская пара или семья – это социальная, культурная и экономическая ячейка общества.

В наше время такие ячейки стали очень многоликими. Существуют взрослые люди, которые живут вместе с детьми от одного или нескольких браков. Есть семьи, состоящие из взрослых людей, соединившихся после неудачных браков. Появились и гомосексуальные пары, которые тоже живут семейным укладом, и т.д. Чаще всего семья состоит из одного и более взрослых людей, живущих в различных комбинациях с одним и несколькими детьми. Такие конфигурации окружены определенными границами, которые отделяют их от других семьей и групп.

Внутри самой семьи существуют, образуются субсистемы. Они объединяют взрослых, детей и различные сочетания взрослых и детей. Каждая субсистема имеет свои отдельные границы. В идеальных условиях люди относятся друг к другу с уважением, позволяя каждому побыть в одиночестве и в то же время проявляя друг к другу интерес и заботу (рис. 3.4).

 

Внешний мир

Сообщество

У семьи должны быть ясные границы, не слишком жесткие и не слишком подвижные

Соседи, Церковь, школа

Семья

Члены семьи: А, Б или В

Взрослые

Дети

Сочетание взрослые-дети

Сочетание взрослые-дети

Друзья

В здоровых семьях это наиболее сильная и состоятельная субсистема.

 

Рис. 3.4. Здоровая семья

 

Границы постоянно меняются: иногда система открыта для общества и ее границы полупроницаемы, а иногда ей удобнее быть замкнутой. В здоровых семьях, где люди хорошо знают друг друга, они могут чувствовать, когда им надо объединиться, а когда побыть врозь. Субсистемы легко объединяют взрослых людей. Такие объединения являются мозговым трестом и центром управления семьи. Семейная система ждет от них принятия решений, связанных с ее повседневными проблемами. Дети соединяются, чтобы вместе играть, учиться и расти. Взаимодействие взрослых и детей в семье динамично. Пятилетний ребенок гораздо больше зависит от указаний родителей, чем пятнадцатилетний.

В здоровой семье субсистемы имеют подвижные и гибкие границы. Люди собираются вместе, чтобы поработать или развлечься. Отец может пойти погулять со своей дочерью-подростком, чтобы поговорить с ней о ее друге, который перешел в другую школу. В субботу дети идут в кино, а родители уходят в гости. В здоровой системе царят здравый смысл, солидарность, согласованность, ответственность и одновременно уважение к суверенитету и интересам каждого. В такой семье существует хорошая ритмичность – от объединения и близости к отделению и автономности. Когда в семье все в порядке, родственники могут оставить друг друга в покое, но когда у них возникают трудности – стресс, болезнь и другие сложности, – они оказывают друг другу усиленную поддержку. Члены семьи могут подойти друг к другу, обсуждают свои проблемы, помогают друг другу в их решении, получают удовольствие от общения и легко отходят в сторону. Здоровая семья похожа на хорошо сыгранную команду.

С одной стороны, семья может быть очень заботлива к своим членам, а с другой – в ней может не хватать взаимного внимания и чувства близости. В мире не существует такой семьи, которая постоянно могла бы находиться в идеальном равновесии. В семьях всегда бывает больше или меньше свободы и зависимости, и чуткий терапевт должен понять, что происходит именно в данной семье, он не должен руководствоваться каким-то незыблемым универсальным принципом.

Семьи с непроницаемыми границами слишком рьяно защищают свой союз. Границы вокруг таких объединений бывают плотными и вязкими (рис. 3.5).

 

Вязкая семейная граница. Семья изолирована от поддержки и контакта с окружающей средой.

Взрослые

Дети

Комбинации

Нет места для подвижности и изменений

 

Границы системы слишком свободны и позволяют членам семьи насильственно посягать на чужое личное пространство. Здесь нет места для личного роста.

 

Рис. 3.5. Конфлюентная система*

[[[[*Имеющая тенденцию к слиянию.]

 

В конфлюентных семьях не происходит легкого обмена информацией, активного общения с соседями или друзьями вне системы. Члены семьи не присоединяются к другим, чтобы посетить лекции, сходить в кино, совершить путешествие или сделать какую-нибудь совместную работу. Внутри таких семей мы часто обнаруживаем слабые индивидуальные границы. Родители “без стука” вторгаются в жизнь своих подрастающих или уже взрослых детей, а дети могут вмешиваться в дела взрослых. Одна женщина звонила своей невестке, чтобы проверить, что ел ее сын, и узнать, был ли у него стул. В таких семьях у взрослых не должно быть секретов друг от друга, взрослые могут в любую минуту входить в комнату без разрешения. В одной такой семье взрослые дошли до того, что сняли двери со всех спален и ванных комнат в своем доме. Аналогичная ситуация складывается и в их психологической жизни: члены семьи без колебаний вторгаются во внутреннюю жизнь свои близких. Обычно обладая жесткими внешними границами, подобные семьи имеют слишком свободные границы вокруг своих субсистем. Будучи слишком проницаемыми, такие внутренние границы не дают человеку или субгруппе ощущения независимости и автономности. Каждый член семьи все время беспокоится о другом.

Такой тип семьи можно назвать ретрофлективной семьей. Ретрофлексия – это “поворот назад, против себя”. Таким образом, ретрофлексия является сопротивлением, которое содержит энергию, но препятствует ее выражению. Накапливая энергию и не имея возможности адекватно выразить свои чувства, члены подобных семей часто страдают от астмы, ишиаса, миозита, запоров, аллергии, кожных заболеваний, мигрени и анорексии. Родители чрезмерно беспокоятся, когда дети начинают ходить в школу, и у детей нередки школьные фобии, а когда они женятся или поступают в колледж, им очень трудно покинуть родной дом. Родители и дети осуществляют бдительный контроль над жизнью друг друга. Семья концентрирует энергию внутри системы и почти не направляет ее вовне.

Другая крайность – дезорганизованные семьи со слишком свободными внешними границами (рис. 3.6.)

 

Отец

Облегченные инструкции сообщества

Социальные работники

Полиция

Соседи

Нет связанности; серьезные нарушения семейного контакта и взаимной поддержки

Мать

Незащищенные маленькие дети

Рис. 3.6. Ослабленная семейная система

 

В таких семьях люди живут, не обращая внимания друг на друга, дети и взрослые живут рядом, не соблюдая никаких правил и не проявляя теплых чувств друг к другу. Иногда здесь могут появляться случайные гости. Никто не интересуется проблемами других членов семьи, их работой, учебой или личной жизнью. Взрослые живут изолированно друг от друга и от детей, не оказывая им ни физической, ни психологической поддержки.

Когда семье недостает взаимной близости, а ее члены не просят друг друга о помощи, они нередко обращаются к алкоголю или к другим искусственным способам утешения, чтобы уйти от хаоса и заполнить брешь в душе. Детям не хватает внимания своих родных, учителей, соседей. В некоторых случаях, чтобы привлечь внимание окружающих, дети начинают воровать, нарушать дисциплину в школе или хулиганить на улице. Их чувства глубоко спрятаны, а к их личным границам подступиться нелегко. Они хорошо защищены от боли или возможного посягательства.

Однако большинство семей, живущих более или менее адекватно внутри и за пределами своих границ, располагаются в промежутке между описанными крайностями. Члены таких семей нередко чувствуют, что они любимы, что могут не только свободно прийти домой, но так же свободно выйти из дома в окружающий мир. Дети не ощущают чрезмерной опеки, но и не испытывают недостатка в ней, они получают защиту в соответствии со своим возрастом.

В рамках системы никто из членов семьи (звезды, молекулы, частицы) не может один быть в ответе за то, что происходит в семье. Траектория движения семьи обусловлена множеством факторов. И, как мы любим говорить, целое отличается от суммы его частей. Идея систем позволяет нам по достоинству оценить сложное эстетическое качество пары или семьи.

Используя понятие границ, мы получаем диагностическую картину семьи и ее взаимодействия с миром. Мы можем исследовать, до какой степени семья распространяется в мир и позволяет миру войти в нее. Можно проанализировать границы отдельных членов семьи и их взаимоотношения с другими.

Все системы, будь то Солнечная система или скопление бактерий, имеют свои границы и целостность. Процесс их существования включает в себя обмен информацией и изменения. Одна из форм изменения – энтропия*, [[[[*Физическая величина, характеризующая тепловое состояние тела или системы тел, мера вероятности осуществления данного состояния системы.] то есть стремление к разрушению. С другой стороны, негативная энтропия - это тенденция к порядку. Системы борются за стабильность или гомеостаз, то есть баланс порядка и хаоса. Системы могут быть более или менее открытыми или закрытыми, в зависимости от того, на каком этапе борьбы они находятся.

Внутри каждой системы или паттерна существует жизнь и движение; отдельные сущности обмениваются энергией друг с другом (общаются). Ни одна субсистема сама по себе ничего не “значит”. События внутри и вне систем обусловлены многими факторами. Нет двух вещей, у которых имелись бы прямые причинные связи. Процессы не могут быть просто линейными, они существуют спонтанно на различных уровнях. Мир систем похож на галактическую иерархию событий. Прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Действия происходят непоследовательно, возможно, в один и тот же момент, и ни одно событие не может быть целиком зависимым или независимым от другого.

В человеческой семье происходит то же самое. Ни один человек не может являться единственной причиной проблемы и один нести ответственность за любую данную ситуацию. К организации или дезорганизации своей жизни причастны все члены семьи.

 

От индивидуальной - к супружеской и семейной терапии

Терапевтам, которые привыкли заниматься индивидуальной терапией, придется перестраивать свое восприятие и познавательные процессы при переходе от работы с одним человеком к работе с супружеской парой или семьей16. Объект изучения становится намного больше, и для того чтобы не растеряться и разглядеть семью как единую конфигурацию, чуткому терапевту приходится отодвигать свой стул подальше. Вглядываясь в целое, а не в его отдельные части, мы сталкиваемся со сложным и многогранным явлением, а так как возможности нашего языка ограничены, мы прибегаем к помощи метафор, аналогий и других образов. Способность терапевта использовать метафоры и свое творческое воображение помогает ему найти способы воздействия на такой большой организм17. Терапевт переходит от анализа к синтезу, предпочитая выбирать целое, нежели расчленять его на части.

Семейный терапевт сталкивается с обширными неосознанными областями жизни семьи или супружеской пары. Семья может спорить по поводу места проведения отпуска, а терапевт в это время внимательно изучает их позы и жесты; супруги могут обсуждать проблему няни для маленького Джонни, а терапевт в этот момент прислушивается к интонациям голоса того или иного говорящего. Супруги пытаются выразить свой гнев, а терапевт замечает, что они по-прежнему продолжают сидеть, сцепив руки. Родители обсуждают, как Мэри ест, а терапевт зорко наблюдает за тем, как Мэри, Джон и их родители разговаривают или не разговаривают друг с другом, смотрят или не смотрят друг на друга, задают вопросы, отодвигаются или подсаживаются поближе, отвечают на вопросы или хранят молчание, выражают приятие или критикуют друг друга. Читатель заметил, что при таком подходе к малой системе мы фокусируем внимание на процессе, происходящем в системе, а не на содержании этого процесса18.

 

Заключение

 

Терапевт, ориентированный на системный подход, будет заниматься синтезом, а не анализом. Он станет искать взаимодополняющие силы, а не конфликт; избегать полемики. Он будет использовать метафоры и творческое воображение, чтобы найти обобщающие образы и целое; находить эстетические формы в пространстве между людьми и вокруг них, а не фокусироваться на отдельных обстоятельствах и содержании проблемы. Системы не существуют линейно, поэтому терапевту не так важно, что происходит, он наблюдает за феноменом, находясь в процессе и подчиняясь его течению. Такое отношение связано с принципом “равного действия”, который предполагает “эквивалентность одной формы поведения другой при достижении определенной цели”19. Поиски причин и следствий так же бесполезны, как преследование собственной тени. Терапевту лучше всего спросить себя: “Что они делают? Как им удается строить препятствия самим себе? Какие процессы в семье повторяются, несмотря на их полную бесполезность? Что утрачено?” Ответы на эти вопросы становятся основой для интервенции.

В конце этой главы я хочу перечислить тринадцать принципов, которые могут помочь читателю сориентироваться в гештальт-подходе к семейной терапии. В основе этих принципов лежит теория систем, а также мой опыт работы в этой области.

 

1. В человеческих взаимоотношениях не существует линейной прогрессии. Здесь также не существует прямых причинно-следственных связей, а есть сложный комплекс взаимодействий.

2. Все события, включая человеческие взаимоотношения, находятся в постоянном процессе.

3. Отношения стремятся к треугольной конфигурации.

4. “Идентифицированного пациента” (identified patient) не существует, если нет паттерна “неидентифицированного пациента” (unidentified patient).

5. История семьи или культуры не является историей. Это множество событий, происходящих одновременно. Это паттерн.

6. Содержание всегда заманчиво, а процесс требует тщательного наблюдения и обратной связи.

7. Даже в полной изоляции каждый человек существует во взаимосвязи с другими людьми.

8. Любое маленькое или большое событие, происходящее в системе, оказывает влияние на все другие. Ни одно событие нельзя рассматривать в отрыве от остальных.

9. Супружеские пары или семьи взаимно дополняют друг друга: если меняется настроение одного, меняется настроение и остальных20.

10. Снижение значимости происходящего опасно, так как имеет тенденцию к сокрытию проблем или стимулирует поляризацию и стремление разрушить Другого.

11. Мы не должны уходить от очевидного парадокса взаимосвязи между автономностью и близостью. Только люди, достигшие автономности, способны иметь крепкие взаимоотношения с другими людьми. (Конфлюентные отношения (слияние) разрушают дух).

12. Мир представляет собой единственное (паттерн) и одновременно множественное число. События, происходящие в мире, следует рассматривать как взаимодействие между целым и частями. Мир состоит из разнообразных голосов, которые кричат: “Мы все Одно Целое”.

13. Супружеская пара и семья – это “рассеивающаяся структура”, так как на определенном этапе своего развития она стремится истощить запас своей энергии. Идеальное изменение структуры данных этапов включает в себя движение вверх на более высокий уровень функционирования (представьте себе спиралевидную структуру ДНК).

 

Задача терапевта состоит в том, чтобы помочь супружеской паре или семье осознать, как и где система “тормозит” свое движение и как использовать коллективное осознавание и энергию, чтобы преодолеть место торможения ее взаимодействия. Наша задача может считаться в основном выполненной, если пара или семья может снова и снова начинать, развивать и успешно завершать свои взаимодействия.

После перечисления этих фундаментальных принципов, давайте продолжим развитие этой темы в следующей главе, посвященной Интерактивному циклу опыта.

4. Интерактивный цикл*

 

[[[[*Первоначально эта глава была написана Соней Невис, а затем переработана мной. Этот материал опубликован как рабочая статья Гештальт институтом Кливленда в 1981 году. – Примеч. автора. ]

 

Нет ничего практичнее хорошей теории.

Курт Левин

 

Семейные терапевты испытывают трепет перед сложностями семейных взаимоотношений и перед широким кругом интервенций, которые можно применить, чтобы улучшить жизнь людей, обратившихся к ним за помощью. Семейные сложности и большой выбор терапевтического поведения часто настолько переплетаются, что терапевт рискует запутаться во всем этом. К счастью, с помощью теории взаимодействий все эти сложности можно организовать, сделать видимыми и понятными.

Объект наблюдения у всех терапевтов один, и лишь их теоретическая ориентация определяет, что привлечет их внимание, а что они будут игнорировать. Теория хороша, если она позволяет терапевту увидеть, что происходит, и помогает ему решить, когда проводить интервенцию. Сила теории состоит в том, насколько она полезна не только для наблюдения, но и для интервенции.

Гештальт-теория совершенствовалась и разрабатывалась в течение последних тридцати лет. Среди разработчиков этой теории был и Гештальт-институт Кливленда. Наши феноменологические описания интрапсихического процесса обращаются к Гештальт-циклу опыта 1 (рис. 4.1).

Рис. 4.1.Гештальт-цикл опыта

Осознавание

Энергия/действие

Контакт

Разрешение/завершение

Выход

“Новое” осознавание

 

Это “нормальный” цикл, при котором осознавание обусловливает действие... выход находится в самом низу (тут энергия находится на соответственно низком уровне, здесь можно отдохнуть одному).

 

На интрапсихическом уровне мы опираемся на осознавание того, что соответствует моменту, захватывает наше внимание и проявляется интеллектуально или двигательно. Это внимание сопровождается выделением энергии, без которой мы не могли бы действовать. В идеале наше осознавание должно быть ясным и отчетливым. Когда осознавание подкрепляется достаточной энергией, мы можем прямо двигаться к тому, чего хотим. Действия ведут к контакту с окружающей средой и сопровождаются чувством удовлетворения, разрешением и завершением. Мы можем выйти из ситуации, расслабиться и уйти. Ясный и завершенный выход дает нам свежий опыт и не сопровождается тягостным ощущением незавершенности. Затем наступает новое осознавание, и цикл начинается снова.

Такая модель работы с парой или семьей расширяет интрапсихический цикл опыта, а расширение позволяет описать глубокие взаимодействия в малых системах. Принципы здесь те же: полное осознавание ведет к ясному контакту на границе между “я” и окружающей средой. Тем не менее интерактивный гештальт-цикл фокусирует внимание на взаимодействиях между двумя и более людьми (рис. 4.2.).

 

Рис. 4.2. Интерактивный гештальт-цикл

ПРОЦЕСС

Отец

Мать

Сестра

Брат

Осознавание

Энергия/действие

Контакт

Разрешение/завершение

Выход

“Новое” осознавание

 

Фазы цикла

 

Фазы этого цикла могут перекрывать друг друга. Чтобы показать течение внутри отдельного соединения опыта, цикл искусственно поделен на пять фаз, которые описаны ниже. Фазы организованы в последовательности, которая образует как логический, так и интуитивный смысл. В то же время мы знаем, что каждая фаза содержит в себе элементы всех других фаз2.

Наблюдение за взаимодействием между членами семьи или двумя индивидуумами, составляющими пару, дает терапевту ясное представление о системе. Кроме того, наблюдение выявляет те способности системы, которые позволяют ей хорошо функционировать. Умение использовать способности, необходимые при прохождении через каждую фазу данного процесса, могут принести удовлетворение. Завершенный цикл, при котором хорошо проговорена каждая фаза, создает ощущение полноценного существования. При незавершенном цикле возникает ощущение неудовлетворенности и “тяжести”. Наблюдение за цикличным функционированием выявляет сопротивление системы, прерывающее плавное разрешение, а это, в свою очередь, связано с нарушением функционирования3. Когда терапевт выявляет сопротивление или торможение и помогает его преодолеть, процесс восстанавливается.

 

Осознавание

 

“Осознавание характеризуется следующими признаками: контактом, чувствительностью, возбуждением и формированием гештальта. Его адекватное функционирование – область нормальной психологии; любое нарушение попадает в ведение психопатологии”4.

Межличностное, или интрапсихическое, осознавание существует до взаимодействия. Люди, объединенные в систему, живут по отдельности, со своими собственными ощущениями, эмоциями, мыслями, воспоминаниями и надеждами5. Каждый человек живет в своем собственном мире. Некоторые ощущения, мысли и чувства довольно легко высказать; другие могут быть неясными, и человеку стоит немалого труда выразить их словами; некоторые переживания могут быть понятны одному и непонятны другим.

Переход одного человека к системе людей знаменует начало фазы осознавания интерактивного цикла. Одному человеку не всегда нужно вслух выражать свои чувства: если ему хочется чихнуть, он чихает, для этого ему не обязательно говорить: “Сейчас я чихну”.

Иногда люди все-таки говорят сами с собой, например, когда ведут дневник, но в данном случае мнение другого им знать необязательно. Взаимодействие требует от человека дополнительных усилий, ему приходится высказывать вслух то, что очевидно для него, но, возможно, не очевидно для других. “Я устала”, или “Я бы съел пиццу”, или “Хорошо бы вечером сыграть в бридж”, или “Пойду погуляю перед сном” – такие высказывания не предполагают сложного осмысления. Гораздо больше усилий требуется для того, чтобы понять более сложные или неясные переживания: “Мне как-то не по себе, я не знаю, что со мной”, или “Чем бы мне заняться сегодня вечером”, или “Если ты не перестанешь приставать ко мне, я не знаю, что сделаю”.

Говорящему нужно ясно выражать свои чувства, а слушающему необходима работа, чтобы не просто услышать другого человека, но разобраться в его внутренних переживаниях. Такая работа предполагает внимание к другому и возможность сказать, например: “Ты выглядишь усталым. Почему бы тебе не отдохнуть сегодня?”, или “Ты случайно не ушибся? Ты прихрамываешь на правую ногу”. Человека должны заботить дела и желания другого, если он спрашивает: “Что произошло на сегодняшней встрече?”, или “Чем мы займемся в воскресенье?”, или “Что ты думаешь о том, что я рассказала тебе?”

Взаимосвязь между говорящим и слушающим, чувствующим и сочувствующим, знающим и тем, кто хочет знать, дает нам ясное представление о нашем сходстве и различии. Растущее осознавание другого стимулирует необходимую для этого энергию. Таким образом, из фона появляется фигура.

Опытный наблюдатель может распознать способность супружеской пары или семьи присоединяться к подобной исследовательской деятельности. Если осознавание происходит редко и носит дискретный характер, фаза ограниченного осознавания либо будет производить мало энергии для действия, либо полученный контакт будет поверхностным или стереотипным (узкие рамки взаимодействия типичны для семейной системы). Эта фаза также будет стереотипной или суженной. В таких семьях мы слышим, как родственники постоянно обсуждают одни и те же проблемы, и видим, как они снова и снова совершают одни и те же действия (рис.4.3.).

 

Рис. 4.3. Фаза ограниченного осознавания

“Неявное” осознавание

Преждевременная энергия/действие

Слабый, асинхронный контакт

Неудовлетворительное завершение

 

Фаза ограниченного осознавания либо будет производить недостаточно энергии для действия, либо полученный контакт окажется стереотипным.

 

Разнообразие информации, которой обмениваются члены семьи, зависит от того, насколько разнообразна и интересна жизнь самой семьи. Однако если в семье существует серьезный конфликт, ей необходимо приобрести навык для участия в долгой фазе исследования. Способность путем проб и ошибок достигать завершения и выполнять поставленную задачу является одним из решающих критериев, определяющих “хорошую форму”.

Первая терапевтическая задача в фазе осознавания – побудить пациентов полностью высказать то, что они осознали. Далее терапевт обучает пациентов замечать, видеть и слышать другого. Кроме того, терапевту необходимо сфокусировать внимание участников на сильных сторонах системы, а также на прерывании контакта или на сопротивлении.

Способы сопротивления весьма разнообразны, и мы еще будем рассматривать их детально, однако на этой фазе наиболее распространены такие виды сопротивления, как интроекция и проекция. Чаще всего сопротивление рассматривается как интрапсихический процесс и оценивается как внутренняя противоборствующая сила (потребности против желаний), тем не менее, сопротивление становится явным во взаимоотношениях человека со значимыми для него людьми. Наблюдая за супружеской или семейной системой, терапевт получает первое впечатление о том, как ее члены заучивают определенные реакции и как они повторяют их. Такие стереотипы в поведении, безусловно, могут привести к торможению осознавания, что характерно для сопротивления.

Интроекция – результат “заглатывания” инородного тела целиком, без всякой его ассимиляции. Для возникновения интроекции должно существовать по крайней мере два партнера.

Первый (кормящий насильно) человек, который считает, что пища, мнения или информация должны быть проглочены как таковые, без осознавания.

Второй (глотающий) человек, который принимает все, что ему дают, не отбирая, не прожевывая и не выплевывая того, что ему не подходит.

Интроекция и другие виды сопротивления контакту существуют только во взаимоотношениях между людьми: глотающий не может существовать без кормящего насильно, и наоборот.

Проекция – бессознательный перенос собственных неприемлемых качеств на других – также может проявляться в фазе осознавания. Для проекции нужен человек, который дает о себе слишком мало информации и уходит от вопросов; другой человек, пытающийся что-то узнать и заполнить пробел в общении; сторонние люди, не вмешивающиеся в эти отношения. При таких условиях разговор между людьми может содержать примерно такие фразы: “Ты хочешь есть”; “Тебе не понравится то, что я хочу сказать”; “Тебе понравится в школе”.

Такие прерывания осознавания совокупности информации, проявляющиеся у супругов или семей, являются ключом для терапевтических интервенций в систему. Главная цель таких интервенций состоит в том, чтобы захватить внимание системы и направить его на движение внутри цикла. Интервенция должна фокусироваться на сильных сторонах системы и на ее способах сопротивления, а не на том, что делает или не делает один человек. Осознавание само по себе позволяет супругам или семье заинтересоваться тем, как они взаимодействуют, а не просто искать виновного в своих трудностях. Когда такие интервенции проводятся осторожно, с сочувствием к членам системы, у них появляется желание побольше узнать о трудностях своих собственных взаимоотношений6.

 

Энергия/действие

В этой фазе цикла возбуждение, или энергия, продолжает нарастать и организовывать осознавание таким образом, чтобы желания или намерения участников проявлялись ясно. На этом этапе гештальт формируется и становится фигурой внимания. Энергия вкладывается в доминирующий интерес, а соперничающий с ним интерес или желания уходят в фон. Здоровый человек может формировать четкие фигуры, которые появляются из разнообразия фоновых фигур, и фокусировать на них свое внимание.

Похожий процесс происходит у супружеских пар или в семье. От общего осознавания возникает заинтересованность во взаимной заботе друг о друге. Интерес привлекает всеобщее внимание. Это межличностный процесс: у людей различные потребности, они заинтересованы друг в друге по-разному и свою заботу проявляют по-разному. Задача терапевта в данной фазе цикла состоит в том, чтобы управлять этим комплексом различий: получившаяся в результате фигура (желания, забота, интерес) должна быть ясной, живой и сопровождаться достаточной энергией для движения вперед к контакту и разрешению проблемы.

“Продвинутые” супружеские пары и семьи могут работать над своими желаниями, развивая общую фигуру, сочетая напористость и терпение одновременно. Трудности в достижении такой комбинации возникают, когда система проявляет нетерпение либо когда ей не хватает энергии.

Для работы в этой фазе требуется определенная активность – внушение, работа воображения, способность влиять и даже обольщать. Здесь необходима открытость к воздействию или влиянию, нужно иметь желание быть соблазненным, необходим интерес к предложениям и расположенность к поддержке. Эту фазу характеризуют полярные способности – умение давать и брать, серьезность и легкость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...