Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие образовательная программа





Понятие образовательная программа невозможно рассматривать изолированно от категории образование. Образование как категориальное понятие входит в понятийный аппарат социальных и гуманитарных наук (философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии и др.), создавая и образуя в каждой из указанных наук свои смыслы и контексты. Кроме этого образование рассматривается как социальная практика.

«Существенный интерес представляет понимание этих процессов А.Г. Асмоловым, который рассматривает образование как механизм социогенеза, поддерживающий или элиминирующий проявление индивидуальности личности.

Отсюда вытекает то важное обстоятельство, что социокультурная образовательная реальность, являющаяся объектом гуманитарного познания, может и должна периодически переосмысливаться с точки зрения иной системы интересов человечества, сложившихся в новых социально-исторических условиях его существования с целью расширения возможностей компетентностного выбора личностью своего жизненного пути».[8]

Такая постановка вопроса применительно к дошкольному образованию обусловливает необходимость видения образовательной программы не только и не столько со стороны ее предметно-технического оснащения, а как некой целостности, полагающей всю совокупность педагогического взаимодействияв процессе развития ребенка как становящейся личности.

Рассмотрим понятие «программа» с точки зрения теории деятельности и программирования.

«Программа» (греч. Programma – объявление, предписание) – способ пошаговой, поэтапной организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать программа, всегда формируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости.[9]



Впервые понятие «образовательная программа» было представлено в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году, где, наряду с государственными образовательными стандартами, образовательными учреждениями и органами управления образованием, образовательная программа является составной частью системы образования Российской Федерации. Ведётся активная научно-исследовательская и практическая деятельность по осмыслению сущности и свойств образовательной программы, как педагогической проблемы, ее создания и реализации в различных образовательных организациях. В практике деятельности развивающейся системы образования, в научных исследованиях, отражающих российский и зарубежный опыт, образовательная программа определяет не только содержание педагогической деятельности, но и описание системы адекватных методов, средств, приёмов, а также систему оценки достижений, образовательных результатов, информационное обеспечение. Это совпадает с выводами теориидеятельности, где программа определяет не только содержание деятельности, но и процессуальную организацию.

Согласно статьи 12. вЗаконе Российской Федерации «Об образовании» (2013) указано что «образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».[10]

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Основные общеобразовательные программы, в том числе и дошкольного образования, направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ».[11]

В соответствии с нормативными документами (Закон Российской Федерации «Об образовании», письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования») мы понимаем под основной общеобразовательной программой дошкольного образования нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Согласно методических рекомендаций о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования «образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.[12]

Изучение теоретических подходов к понятию «образовательная программа» позволяет сделать вывод, что образовательные программы, в том числе дошкольного образования, подчинены общим целям формирования культуры личности. Соответственно, решают важнейшие задачи образования и развития личности ребенка. Такие, как трансляция и интериоризация культурных образцов, норм, ценностей, овладение различными культурными способами деятельности в социальной сфере, осознание связи собственного развития с развитием культуры и общества, формирование отношения к себе как существу культурному.

Таким образом, образовательные программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным по направлению, так как решают задачи формирования культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, т. е. социализации. Категория «содержание образования» выступает как ключевой термин при определении смыслового пространства понятия «образовательная программа», а категории «уровень» и «направленность» есть количественные и качественные признаки категории «содержание образования».


2.2. Виды образовательных программ
дошкольного образования

Среди факторов, влияющих на качество образования детей в дошкольной образовательной организации, важная роль принадлежит образовательной программе. Демократизация и гуманизация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных организаций, индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании дошкольников предполагают значительную вариативность в использовании программ, а также образовательных технологий. Как уже указывалось ранее в соответствии законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольного образовательного учреждения. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных образовательных программ нового поколения с учетом требований федеральных государственных требований. Разработанные программы предусматривают разные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Все программы дошкольного образования подразделяются на комплексные и парциальные.

Комплексные (общеразвивающие) – включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) – включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

В дошкольной образовательной организации может быть реализованы как комплексные (общеразвивающие), так и одна или несколько парциальных (специализированных) программ.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

2.3. Требования к образовательным программам
дошкольного образования

Анализ нормативных документов и педагогических работ по проблеме выделить общие и региональные требования к образовательным программам, а также требования к сочетанию программ.

Общие требования к образовательным программам дошкольного образования:

1. Комплексные и парциальные программы для ДОО должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении и Федеральным государственным требованиям.

2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3. Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать: развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие и т. д.

5. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности.

6. Программы должны обеспечивать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

- занятия как специально организованная форма обучения;

- нерегламентированные виды деятельности;

- свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.