Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных разделов программы




Программа «Развитие» является комплексной, а, следовательно, включает все основные направления развития ребенка. Приведем краткую характеристику основных разделов этой программы.

Сенсорное воспитание занимает центральное место в работе с младшими дошкольниками (три-четыре года). Оно направлено на формирование представлений о внешних свойствах предметов – их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развитие умения пользоваться элементарной формой опосредования, т. е. использование сенсорных эталонов. Под сенсорными эталонами понимают общепринятые в культуре образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают хроматические и ахроматические (белый, серый, черный) цвета; эталонами формы являются геометрические фигуры и т. д. На первом этапе обучения дети знакомятся с сенсорными эталонами, сопоставляют их, сравнивают, подбирают одинаковые. Следующая ступень – более тонкая их дифференциация: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм и т. д. После этого становится возможным использовать данные представления для того, чтобы проанализировать и выделить различные свойства предметов. Все занятия построены так, что, только овладев представлениями об эталонах цвета, формы и величины, дети смогут выполнить интересные для них игровые и практические задания.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Данный раздел включает три основных направления:

- Ознакомление с художественной литературой (чтение рассказов, стихов, сказок, обсуждение прочитанного и т. д.).

- Знакомство со средствами художественной выразительности литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения; игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной выразительности и т. д.

- Развитие познавательных способностей на материале детской литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки, использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.

Конструирование. Этот раздел является важным разделом для овладения средствами умственной деятельности. Он содержит разные типы задач, для решения которых необходимы соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети учатся не только использовать готовую схему для собственной конструкции, но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции и по словесному описанию.

Развитие элементарных математических представлений. Данный раздел ориентирован на развитие математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей. Основные задачи раздела – обучить детей умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать представления о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т. д. Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зрительно представить количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки, числовая ось и т. д.).

Ознакомление с пространственными отношениями. Задача этого раздела программы – формировать умение хорошо ориентироваться в пространстве. Для этого необходимо учиться понимать и использовать планы в разных пространственных ситуациях. План представляет собой общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане, учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией самого ребенка.

Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте. Этот раздел предполагает научить ребенка хорошо ориентироваться в звуковой сфере речи. Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую. В процессе реализации программы дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек, выполняющих роль заместителей звуков. Дети знакомятся со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение чтению.

Изобразительная деятельность. В этом разделе ставится задача – научить передавать средствами изобразительной деятельности различные отношения (между человеком и окружающим его миром, между предметами, между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования, передающим различные свойства предметов и их отношения.

В программе подчеркивается, что овладение техническими приемами не должно мешать творческому процессу – созданию художественного образа. Важнейшая задача – развивать творческую фантазию и способность выразить средствами живописи свое отношение.

Развитие игровой деятельности детей – одна из главных задач программы «Развитие» для всех возрастных групп. Внимание воспитателя направляется на два основных вида игры дошкольника – сюжетно-ролевую игру и игру с правилами. Учитывая специфические особенности этих видов игр, воспитатель организует совместную игру в небольших подгруппах, чтобы не нарушать замысел партнеров и общие правила игры. Основная задача воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы постепенно усложнять ролевое поведение, а для этого необходимо учить изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить согласовывать свои действия, распределять и перераспределять роли и т. д. В играх с правилами воспитатель учит детей действовать произвольно, но соблюдая все правила игры. В младших группах специально формируются общие схемы совместных действий с партнерами, чтобы усвоить правила одновременного с другими или поочередного действия. Особое внимание уделяется усвоению правила очередности.

Достоинствам программы является четкая выстроенность, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.


2.3. Задачи и организация работы в различных
возрастных группах

Согласно концептуальным положениям, представленным в программе, ведущим в образовании дошкольника является организация его собственного опыта.

Н.Е. Веракса характеризую специфику образовательной программы подчеркивает «первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого – создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ ознакомления не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представления о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики, и т. п. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.[25]

Для понимания сущности познавательных способностей важно учитывать способы регуляции поведения ребенка при решении им задач разных классов. Было выявлено три основных позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.

Первый способ взаимодействия с реальностью – нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и использование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.

Второй способ – смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А.В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.

Третий способ – преобразующий (диалектический), направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект, проявляется в следующем:

- возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);

- развитии децентрации – умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);

- развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.

Согласно программе «обучение построено по принципу поступательного движения от одного возраста к другому и рассчитано на четыре года (от трех до семи лет). Центральная задача в младшей группе (три-четыре года) – развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Программа средней группы (четыре-пять лет) направлена на развитие умственных и художественных способностей с помощью наглядного моделирования (планы, изображения, графические модели). В старшей группе (пять-шесть лет) расширяются и обобщаются моделируемые отношения, вводятся новые, чисто условные формы моделирования. В подготовительной группе (шесть-семь лет) происходит интериоризация (от лат. interior – внутренний) действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план».[26]

Организация воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах предусматривает занятия с детьми в небольших подгруппах. Численность подгрупп составляет 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Наряду с указанным выше выделим характерные особенности образовательной программы «Развитие»:

- реализация личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности;

- развитие собственной активной позиции у ребенка посредством предоставления ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;

- развитие личности ребенка, формирование значимых качеств осуществляется в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми;

- направленность программы на развивающее обучение;

- реализация задач социального или нравственного воспитания детей достигается посредством «общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям между собой»;

- реализация задач развития эмоционально-личностных отношений между детьми, осуществляется через включение ребенка в совместную игру, общую изобразительную деятельность, ознакомление с художественной литературой и т. д.

Альтернативой образовательной программе «Развитие» является программа «Одаренный ребенок». Однако, указанная программа предназначена для работы с одаренными дошкольниками шести и семи лет и рассчитана на 2 года. Положительным является то, что обе программы имеют общую концептуальную основу и базируются на теоретических положениях научной школы Л.А. Венгера о развитии детских способностей. Отличительной чертой программы «Одаренный ребенок» является то, что она предусматривает более высокий уровень сложности задач и рассчитана на одаренных дошкольников в плане их общих способностей. Она содержит материал, направленный на эффективное развитие способностей (интеллектуальных и художественных) умственно одаренных детей, а также предлагает уникальную технологию их обучения. В целом по методическим подходам программы «Одаренный ребенок» и «Развитие» совпадают.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите теоретических положения, которые составили основу программы «Развитие».

2. На развитие каких способностей детей дошкольного возраста направлена программа?

3. Укажите основные разделы программы.

4. Охарактеризуйте сенсорное воспитание дошкольников.

5. Каково содержание раздела программы «Конструирование».

6. Какие основные направления включает раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»?

7. На что ориентирован раздел «Развитие элементарных математических представлений»?

8. Каково содержание раздела программы «Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте»?

9. На что ориентирован раздел «Изобразительная деятельность»?

10. Назовите основные виды игры дошкольника.

11. Назовите основные позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.

12. Назовите основные общеразвивающие эффекты программы «Развитие».

13. Укажите центральные задачи развития дошкольника на различных возрастных этапах.

14. Назовите образовательную программу, которая по методическим принципам совпадает с программой «Развитие».

 


ТЕМА 3

Программа «Детство»

План

3.1. Концептуальные положения программы.

3.2. Содержание программы.

3.3. Организация жизнедеятельности детей.

3.4. Методическое обеспечение образовательной программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...