Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация жизнедеятельности детей




Большое внимание в образовательной программе уделено организация жизнедеятельности детей. Авторы детально останавливаются на формах работы с детьми, характеризуют виды детской деятельности, организации педагогических условий для самостоятельной деятельности детей.

Е.О. Смирнова указывает, что в плане организации педагогического процесса программа «Детство» рекомендует воспитателям сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Авторы программы нацеливают воспитателей проявлять творческое отношение к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано через самостоятельную детскую деятельность, через совместную деятельность с педагогом, а что целесообразно включить в содержание игр, занятий, развлечений. Поставленные педагогические задачи решаются на основе накопления ребенком эмоционально-практического опыта в игре, в общении, экспериментировании, предметной, речевой, изобразительной и театральной деятельности. Авторы программы подчеркивают неоднократно, что деятельность воспитателя постоянно должна быть направлена на развитие максимальной активности детей [там же].

«Программа предусматривает организацию:

- образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей;

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова отмечают, что «обучение детей должно строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей».[34]

Важной особенностью программы является тот факт, что большое внимание в образовательном процессе уделяется организации педагогических условий для самостоятельной деятельности детей. Причем приоритетной является то, что детям предоставляется право выбора приоритетного для них вида деятельности в соответствии с их интересам и потребностями. Для достижения поставленной цели создается предметно-развивающая среда, организуется личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка. Деятельность педагога направлена на развитие интересов, способностей дошкольников, стимулирование их активности, самостоятельности. В правильно организованной предметно-развивающей среде каждый ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение воспитательно-образовательного процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловаподчеркивают: «Программа «Детство» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой возрастной группы.

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения».[35]

3.4. Методическое обеспечение
образовательной программы

Положительной стороной образовательной программы «Детство» является ее научно-методическая обеспеченность. Данную программу сопровождают более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

Как отмечают О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,
З.А. Михайлова на современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс,включающий:

- комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

- методическое обеспечение программы;

- методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»;

- мониторинг развития ребенка и педагогического процесса в условиях реализации программы «Детство».

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите методологический подход, который является основой для программы «Детство».

2. На какие исследования опирались авторы, разрабатывая программу.

3. Назовите девиз программы «Детство», который определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка.

4. Укажите основные цели программы «Детство».

5. Дайте характеристику основной и дополнительной частей программы.

6. Назовите формы организации деятельности дошкольников.

7. В чем состоит новизна программы «Детство»?

8. Какое направление программы обеспечивает эмоциональное развитие дошкольника, его эмоционально-комфортное состояние и гармонию взаимодействия с окружающими?

9. На чем основывается линия познания в программе?

10. Дайте характеристику линии развития самостоятельности и творчества детей.

Задания для самоконтроля:

1. Разработать план-конспект занятия на основе изученной образовательный программы «Детство».

2. Законспектируйте разделы из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (http://do.gendocs.ru/docs/index-48443.html):

- Взаимодействие педагога с семьей.

- Мониторинг результатов воспитания.

 

 


ТЕМА 4

Программа «Истоки»

План

4.1. Концептуальные положения программы.

4.2. Задачи и содержание программы.

4.3. Организация жизнедеятельности детей.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.