Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экспертиза программ дошкольного образования




До 2005 года существовала процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования. С 2005 года в соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 г. № 107 «Об экспертизе учебников» процедура экспертизы изменилась. Экспертизе подлежат только учебники, используемые в образовательном процессе общеобразовательных учреждений. Прочие учебные издания (хрестоматии, атласы, наглядные пособия), а также программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и методические пособия, используются в образовательном процессе образовательных учреждений без рекомендаций Минобрнауки России.

Таким образом, повышается ответственность органов управления образованием и муниципальных методических служб, которые рекомендуют дошкольным образовательным учреждениям программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. На них же возлагается обязанность организации обучения педагогов по вопросам введения в действие ФГТ, а также разработки и реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, конференциях, консультациях и др.

На текущий момент утверждены следующие примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех».

Вопросы для самоконтроля:

1. Как можно охарактеризовать понятие «вариативность дошкольного образования» с позиций современной гуманитарной науки? Какова цель вариативного образования?

2. Что такое «программа» с точки зрения теории деятельности и программирования?

3. В каком государственном документе впервые было предоставлено понятие «образовательная программа»? Каким образом оно трактовалось?

4. Какие педагогические феномены определяет образовательная программа? Как это соотносится с выводами теории деятельности?

5. Каким целям подчинены образовательные программы?

6. Какие виды образовательных программ традиционно выделяют с Российской системе дошкольного образования?

7. В чем отличие комплексных программ от парциальных?

8. В чем заключается основополагающее значение направленности образовательной программы?

5. Какими объективными условиями объясняется в настоящее время актуальность проблемы анализа, экспертизы образовательных программ?

6. Какое значение в условиях вариативного образования имеет разработка требований к содержанию дошкольного образования, воспитания и развития?

 

 


РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



ТЕМА 1

Программа «Радуга»

План

1.1. Концептуальные положения.

1.2. Принципы построения программы.

1.3. Педагогические установки.

Концептуальные положения

Образовательная программа «Радуга» является первой инновационной программой дошкольного образования, получившей рекомендацию Министерства образования. Программа разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста (2-7 лет) и охватывает все сферы жизнедеятельности дошкольников.

Концептуальной основой данной программы служит теория А.Н. Леонтьева, в которой основными категориями анализа психики являются:

- деятельность;

- сознание;

- личность.

Как и в других образовательных программах в «Радуге» для каждого возрастного периода определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника. «К задачам развития деятельности относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т. д. Задачи развития сознания – это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т. д.».[18]

По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ориентирами программы являются охрана и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной.

Основные цели программы:

- обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

- обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

- всестороннее и своевременное психическое развитие;

- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

- приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Программа построена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Например, для младшей группы (два-три года) таким новообразованием является развитие способности к целеполаганию, т. е. формирование представлений, предвосхищающих результат деятельности; для детей старшего дошкольного возраста (пять-шесть лет) – это умение владеть своим поведением и собственными психическими процессами (формирование произвольного внимания, памяти и т. д.). Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы).[19]

Остановимся на характеристике видов деятельности дошкольников представленных в образовательной программе.

Красный цвет радуги символизирует физическое воспитание. Авторы считают, что физкультура обеспечивает здоровье ребенка и его радостное самоощущение. Дошкольник должен почувствовать радость от мышечных упражнений, полюбить двигательную активность и приобщиться к здоровому образу жизни. В специальном разделе программы содержатся рекомендации по закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, формированию двигательных навыков. Предлагается примерный комплекс физических упражнений, соответствующий возрастным возможностям детей и обеспечивающий освоение двигательных навыков.

Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника – игру. Ориентация на мотивы игры и преобладание в жизни детей игровой деятельности – такие акценты отличают эту программу. Активность и интерес детей к занятиям рекомендуется стимулировать игровыми мотивами: вводятся игровые кукольные персонажи, создаются воображаемые ситуации, проигрываются различные сюжеты и т. д. В специальном разделе программы «Играем с детьми» раскрывается важнейшее значение игровой деятельности для развития дошкольника, для формирования его положительного эмоционального самоощущения и даются методические рекомендации по организации игры детей.

Желтым цветом обозначены такие важные для дошкольного возраста виды деятельности, как рисование и творческий труд. Основу разделов по изобразительной деятельности составляет изучение народного творчества. Дети рассматривают и пытаются создавать деревянные и глиняные игрушки, керамическую посуду и др.

С зеленым цветом соотносится конструирование, которое открывает большие возможности для развития воображения, фантазии, целенаправленности и произвольности действий дошкольника. Дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании.

Голубой цвет символизирует занятия музыкального и пластического цикла. Данные занятия позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально-сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию.

Синий цвет символизирует занятия по развитию речи. В разделах «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и иностранному языку» занятия по развитию речи для разных возрастных групп составлены особенно тщательно и детально методически проработаны. Программа содержит множество интересных и полезных игр и занятий, направленных на развитие речи дошкольников. На этих занятиях необходимо не только расширять словарный запас и учить грамматически правильно строить речь, но и овладевать языком как средством общения (учить общаться со взрослыми и сверстниками, понятно излагать собственные мысли, уметь выслушать и понять другого).

Фиолетовый цвет символизирует занятия по развитию математических представлений. Авторы программы рекомендуют педагогам создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку, высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения».[20]

Кроме рекомендаций по содержанию деятельности и организации занятий, программа огромное внимание уделяет формированию взаимоотношений и общения детей со взрослыми. Опираясь на концепцию М.И. Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности.

Таким образом, программа «Радуга» является:

- комплексной, т. к. охватывает все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте;

- массовой, т. к. предназначена для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;

- личностно-ориентированной, т. к. основана на принципах приоритета развития личности ребенка.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.