Концептуальные положения программы.
Образовательная программа «Истоки» разрабатывалась научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. В ней представлено базисное содержание образования детей от рождения до 7 лет. Программа « Истоки» позволяет осуществлять целостное разностороннее развитие дошкольника в соответствии с его возрастным и индивидуальными возможностям, а также требованиям современного общества. Реализация указанной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие и равные возможности. Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической наук, вобравшей в себя критически переосмысленный мировой опыт и создавшей собственные фундаментальные теории. В ее основе – деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности», возрастная периодизация Д.Б. Эльконина и др. Разрабатывая программу, авторы опирались также на результаты работ М.И. Лисиной (проблемы общения), Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные многолетних исследований (С.Л. Новосёлова, Т.И. Осокина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова и др.). Коллектив авторов развивает идеи: Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Х. Сакулиной, Ф.А. Сохина, А.П. Усовой, А.М. Фонарёва и др. «В основу программы положена концепция психологического возраста какэтапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя:
- качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); - определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; - основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности».[36] Целями программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья.[37] «Вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным авторы рассматривают психологический возраст как относительно замкнутый цикл детского развития, своеобразие которого обусловливают: - социальная ситуация развития, т. е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками), которая характерна для данного возрастного периода; - ведущий тип деятельности, в рамках которого наиболее интенсивно происходит психическое развитие; - психологические новообразования (достижения в развитии ребенка в данный период); - кризис развития, перестройка системы отношений ребенка со взрослыми, которая происходит в конце данного периода».[38] Для каждого возраста авторы определяют свою генетическую задачу, решение которой жизненно важно для полноценного психического развития в этот период. В соответствии с принятой периодизацией психического развития выделяют следующие возрастные периоды. Раннее детство: - младенческий возраст (от рождения до одного года); - ранний возраст (от года до трех лет). Дошкольное детство: - младший дошкольный возраст (три-пять лет); - старший дошкольный возраст (пять-семь лет). В соответствии с программой, опубликованной в 2011 году задачи психолого-педагогической работы представлены для семи групп детского сада (от первой группы раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание – по четырем возрастам. Данная особенность дает возможность воспитателям проектировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей дошкольников и добиваться достижения у них планируемых результатов к концу каждого психологического возраста.
Таким образом, программа «Истоки»: - задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания дошкольников, однако создает возможность для творческой деятельности педагогов и создания развивающей и воспитывающей среды для детей; - раскрывает значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека; - направлена на обогащение психического развития дошкольника. 4.2. Задачи и содержание программы Задачи каждого периода развития ребенка представлены по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. По этим же линиям для каждого возраста определены содержание и условия педагогической работы и даны показатели развития детей данного возраста. Коротко остановимся на главных задачах развития по выделенным линиям. Социальное развитие В младенческом возрасте: - формирование интереса и внимания к близким взрослым; - становление вербальных и невербальных способов общения; - развитие поисковых движений. В раннем возрасте: - поддержка потребности в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним; - развитие способности различать эмоциональные состояния других людей и выражать им сочувствие; - формирование элементарных навыков вежливого общения со взрослыми и сверстниками; - понимание речи окружающих, развитие активной речи в общении с другими людьми, обогащение словаря ребенка. В младшем дошкольном возрасте: - воспитание интереса, внимания и доброжелательного отношения к окружающим; - развитие речи и речевого общения. В старшем дошкольном возрасте: - воспитание у ребенка культуры общения со взрослыми и сверстниками; - развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих гуманным отношениям;
- развитие самопознания; - воспитание уважения к себе; - развитие речи и речевого диалогического общения. Познавательное развитие В раннем возрасте: - освоение азов сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете); - овладение основами наглядно-действенного мышления (развитие практического экспериментирования, воспитание интереса к поиску новых способов решения практических задач); - формирование элементарных представлений об окружающем мире; - конструирование (умение создавать простые конструкции, знакомство с разными видами материала). В младшем дошкольном возрасте: - познание окружающего (связи между природными явлениями, понятие о живых и неживых предметах и др.); - формирование культуры быта (знания об устройстве жилья человека, о назначении бытовых предметов, умение пользоваться ими); - развитие математических представлений (о количестве, величине, времени, пространстве); - конструирование (умение различать и учитывать сенсорные и пространственные характеристики предметов, осуществлять поисковые и планирующие действия). В старшем дошкольном возрасте при сохранении и расширении названных задач вводятся новые задачи познавательного развития: - формирование элементарных историко-географических представлений (приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, воспитание чувства любви к Родине; умение составлять карты и прослеживать связь исторических событий); - обучение грамоте как единому процессу чтения, письма и счета (умение соотносить звуки и буквы, навыки счета и письма). Эстетическое развитие В младенческом возраст е задачи эстетического развития предусматривают: - развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку; - развивать устойчивость слухового внимания, пробуждать чувство радости от пения и музыкальной игры. В раннем возрасте линия эстетического развития конкретно представлена в следующих блоках: - художественная литература (умение слушать и понимать сказки и стихи, повторять их отдельные слова);
- изобразительная деятельность (обучение простейшим навыкам рисования, лепки); - музыка (формирование эмоционального отклика на музыку, умение воспроизводить отдельные музыкальные интонации и плясовые движения). В младшем дошкольном возрасте те же блоки расширяются и обогащаются более сложными задачами эстетического развития, а именно: - художественная литература – развивать у детей способность адекватно воспринимать литературные произведения, различать их жанры и тематику, рассказывать и проигрывать содержание произведений; - изобразительное искусство – научить детей использовать доступные изобразительные средства, передавать образы предметов, создавать простейшие изображения; - музыка – научить детей слушать и понимать музыку (внимательное прослушивание, определение элементарных жанров произведения, различение тембров инструментов); научить детей двигаться под музыку (двигательные музыкальные этюды, образные танцы, пластические, ритмические движения); научить детей правильно петь и играть на детских музыкальных инструментах. В старшем дошкольном возрасте те же блоки эстетического развития расширяются и обогащаются. Кроме того, добавляются новые формы эстетической деятельности: - художественная декоративная деятельность, детский дизайн (приобщение детей к декоративному оформлению помещений, создание композиций из природных и искусственных материалов, украшение ими одежды и комнат); - знакомство детей с музеями изобразительного искусства, что способствует воспитанию ценностного отношения к искусству, развитию художественного восприятия и пониманию языка искусства. В разделах, посвященных эстетическому развитию, рекомендуются примерные репертуары музыкальных произведений для прослушивания, для занятий по ритмике и для физкультурных упражнений, приводится перечень художественных литературных произведений разных жанров. Физическое развитие направлено на охрану и укрепление здоровья детей, на обогащение их двигательного опыта, на умение ориентироваться в пространстве. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию произвольных движений и двигательных способностей (ловкости, выносливости, силы и т. д.).[39] Для каждого возрастного периода в специальном разделе «Здоровье» представлен примерный режим дня и даны рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям, к безопасности в ДОУ и общественных местах и др.). Направления программы В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».
В содержании направления «Познавательно речевое развитие» главными задачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных интересов, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной области «Познание» раскрывается содержание работы по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора, развитию познавательно-исследовательской деятельности, конструирования. Особое внимание на протяжении всего дошкольного возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связанному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержательной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предметной деятельности, вторая – в дошкольном возрасте, в продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании и др.). Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи – общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи. Представлены игровые формы обучения общению – словесные, сюжетно-дидактические, игры-драматизации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека» и др. Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе – развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграцияразличных видов художественной деятельности. Это направление составляют образовательные области «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». В образовательную область «Художественное творчество» введен раздел «Дети в музее изобразительного искусства», что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного восприятия. Раздел «Художественный труд» вбирает в себя детскую дизайн-деятельность и базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает результатам детского художественного труда яркость и особый колорит. В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детейспособности адекватно реагировать на изменения окружающей среды, представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности».[40] Особенности образовательной программы «Истоки» является то, что в ней выделены базисные характеристики личности ребенка, к которым относятся компетентность (в плане социального, интеллектуального и физическом развития), эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения. Они представлены по психологическим возрастам. Эти характеристики складываются в дошкольном детстве неодновременно и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. Анализ содержания позволяет сделать вывод о том, что программа имеет общие точки пересечения с традиционной системой. Однако в ней нет столь очевидной стандартности и единообразия в способах работы с детьми. Программа дополнена тем, что в ней имеются базисные характеристики личностидошкольника, к которым относятся компетентность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|