Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация жизнедеятельности детей.





Программа «Истоки» выстраивается в соответствии с требованиями деятельностного подхода. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

В соответствии с требованиями программы, при организации жизнедеятельности дошкольников необходимо учитывать:

- возрастные особенности и возможности детей и вытекающие отсюда задачи воспитания, обучения и развития;

- интересы и потребности детей и их родителей;

- специфику учреждения (оснащенность, природное и культурно-историческое окружение и др.);

- потребность ребенка в психологической защищенности;

- потребность детей в свободном общении.

Важное значение в организации жизни ребенка играет игра. Согласно программы, «ведущая деятельность – это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений, должна занимать достойное место и выступать именно в этой роли. Для ее развития необходима многоаспектная поддержка.

Сюжетно-ролевая игра, происходящая по инициативе детей, – вид деятельности, в котором дети осваивают (присваивают) представления об окружающем мире, отношениях людей. «Проживание» ребенком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, представленной вначале как сюжетно-дидактическая игра (выступает одним из условий становления самодеятельной игры), а затем и как собственно самодеятельная игра, благодаря которой решается основная генетическая задача, о чем свидетельствует возникновение качественно новых психических и социальных изменений, определяющих весь ход его развития в данный и последующий периоды».[41]

Реализация программы позволяет формировать у дошкольников социальный опыт не только на регламентируемых занятиях, но и на экскурсиях, в игре, детском экспериментировании, проектной деятельности.

В работе с детьми дошкольного возраста могут быть использованы различные приемы организации деятельности детей:



- игровые и сюрпризные моменты с использованием игрушек, кукол;

- сотрудничество со взрослыми и другими детьми;

Необходимо отметить, что традиционное занятие не потеряло своей актуальности. Оно перестало быть моноформой педагогического процесса и гармонично сочетается с другими формами. Значение традиционного занятия по-прежнему остается высоким на этапе изучения нового материала, когда идет процесс активного обучения детей. В свою очередь на этапе усвоения в образовательном процессе используется такая форма работы, как самостоятельная творческая деятельность детей.

В процессе занятия дошкольники должны свободно общаться: высказываться, задавать вопросы, общаться в малой группе и др. Для организации свободного общения необходимо помнить о значение предметно-развивающей среды. Дети могут сидеть за столами, на ковре, лавочке, стоять за мольбертами.

При организации занятий необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. В соответствии с требованиями программы «обучение в форме организованных занятий начинается со второго года жизни. На занятии предлагается такое содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно в свободной деятельности без помощи взрослого. На фронтальные обучающие занятия отводится:

- для детей младшего и среднего дошкольного возраста – два занятия в первой половине дня по 10-15 мин. каждое;

- для старшего дошкольного возраста – три занятия в первой половине дня не более 25 мин. в старшей и 30 мин. в подготовительной к школе группах. Распределяет это время по видам деятельности воспитатель в соответствии с запланированным воспитательно-образовательным процессом».[42]

Программа «Истоки» выстраивается по концентрическому принципу. Соответственно для успешного обучения и развития дошкольников необходима цикличность, которая предполагает систематическое возвращение к уже изученному, усвоенному, знакомому.

Если рассмотреть указанный аспект в реальном режиме, то, например, в течение дня ребенку предоставляется возможность вернуться к своим работам – аппликации, конструкции, рисунку, а также сделать нужные атрибуты для игр. Для этого в каждой группе создаются маленькие «мастерские» – место, где будут находиться бумага, клей, ножницы, краски, природный и другой материал для поделок.

Важным в организации жизнедеятельности ребенка является принцип связи теории с практикой. Для этого необходимо добиваться взаимосвязи занятий с реальной жизнью дошкольника в детском саду, семье, на улице и т. д. Только в этом случае можно предполагать, что та или иная информация будет усвоена и станет знанием и регулятором поведения ребенка.

Таким образом, анализ программы позволяет сделать вывод о том, что процесс обучения ребенка выстраивается в рамках личностно-ориентированной парадигмы:

- создаются условия не только для усвоения знаний, умений и навыков, но и формирования основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, компетентности;

- формируется интеллектуальная, языковая, социальная компетентности у дошкольников;

- выстраиваются отношения между взрослым и ребенком на основе доброжелательности уважения;

- создаются условия для предоставления свободы выбора (способов, средств, содержания).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите методологический подход, который является основой для программы «Истоки».

2. На какие исследования опирались авторы, разрабатывая программу?

3. Какая психологическая концепция положена в основу программы?

4. Укажите цели программы «Истоки».

5. Назовите задачи программы «Истоки».

6. Раскройте содержание такого направления программы как «Социально-личностное развитие».

7. Раскройте содержание такого направления программы как «Познавательно речевое развитие».

8. Охарактеризуйте содержание образовательной области «Коммуникация».

9. Дайте характеристику раздела программы «Художественно-эстетическое развитие».

10. Какие образовательные области входят в содержание направления «Физическое развитие».

11. Назовите формы организации деятельности дошкольников.

Задания для самоконтроля:

1. Разработать план-конспект занятия на основе изученной образовательный программы «Истоки».

2. Законспектируйте требования к развивающей среде из образовательной программы (Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Алиева [и др.]; отв. ред. Л.Е. Курнешова; науч. ред. Л.А. Парамонова [и др.]. – М.: Сфера, 2011.).


ТЕМА 5

Программа «Содружество»

План

5.1. Концептуальные положения и задачи программы.

5.2. Содержание программы.

5.3. Организация жизнедеятельности детей.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.