Организация жизнедеятельности детей.
Программа «Истоки» выстраивается в соответствии с требованиями деятельностного подхода. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. В соответствии с требованиями программы, при организации жизнедеятельности дошкольников необходимо учитывать: - возрастные особенности и возможности детей и вытекающие отсюда задачи воспитания, обучения и развития; - интересы и потребности детей и их родителей; - специфику учреждения (оснащенность, природное и культурно-историческое окружение и др.); - потребность ребенка в психологической защищенности; - потребность детей в свободном общении. Важное значение в организации жизни ребенка играет игра. Согласно программы, «ведущая деятельность – это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений, должна занимать достойное место и выступать именно в этой роли. Для ее развития необходима многоаспектная поддержка. Сюжетно-ролевая игра, происходящая по инициативе детей, – вид деятельности, в котором дети осваивают (присваивают) представления об окружающем мире, отношениях людей. «Проживание» ребенком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, представленной вначале как сюжетно-дидактическая игра (выступает одним из условий становления самодеятельной игры), а затем и как собственно самодеятельная игра, благодаря которой решается основная генетическая задача, о чем свидетельствует возникновение качественно новых психических и социальных изменений, определяющих весь ход его развития в данный и последующий периоды».[41]
Реализация программы позволяет формировать у дошкольников социальный опыт не только на регламентируемых занятиях, но и на экскурсиях, в игре, детском экспериментировании, проектной деятельности. В работе с детьми дошкольного возраста могут быть использованы различные приемы организации деятельности детей: - игровые и сюрпризные моменты с использованием игрушек, кукол; - сотрудничество со взрослыми и другими детьми; Необходимо отметить, что традиционное занятие не потеряло своей актуальности. Оно перестало быть моноформой педагогического процесса и гармонично сочетается с другими формами. Значение традиционного занятия по-прежнему остается высоким на этапе изучения нового материала, когда идет процесс активного обучения детей. В свою очередь на этапе усвоения в образовательном процессе используется такая форма работы, как самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе занятия дошкольники должны свободно общаться: высказываться, задавать вопросы, общаться в малой группе и др. Для организации свободного общения необходимо помнить о значение предметно-развивающей среды. Дети могут сидеть за столами, на ковре, лавочке, стоять за мольбертами. При организации занятий необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. В соответствии с требованиями программы «обучение в форме организованных занятий начинается со второго года жизни. На занятии предлагается такое содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно в свободной деятельности без помощи взрослого. На фронтальные обучающие занятия отводится: - для детей младшего и среднего дошкольного возраста – два занятия в первой половине дня по 10-15 мин. каждое; - для старшего дошкольного возраста – три занятия в первой половине дня не более 25 мин. в старшей и 30 мин. в подготовительной к школе группах. Распределяет это время по видам деятельности воспитатель в соответствии с запланированным воспитательно-образовательным процессом».[42]
Программа «Истоки» выстраивается по концентрическому принципу. Соответственно для успешного обучения и развития дошкольников необходима цикличность, которая предполагает систематическое возвращение к уже изученному, усвоенному, знакомому. Если рассмотреть указанный аспект в реальном режиме, то, например, в течение дня ребенку предоставляется возможность вернуться к своим работам – аппликации, конструкции, рисунку, а также сделать нужные атрибуты для игр. Для этого в каждой группе создаются маленькие «мастерские» – место, где будут находиться бумага, клей, ножницы, краски, природный и другой материал для поделок. Важным в организации жизнедеятельности ребенка является принцип связи теории с практикой. Для этого необходимо добиваться взаимосвязи занятий с реальной жизнью дошкольника в детском саду, семье, на улице и т. д. Только в этом случае можно предполагать, что та или иная информация будет усвоена и станет знанием и регулятором поведения ребенка. Таким образом, анализ программы позволяет сделать вывод о том, что процесс обучения ребенка выстраивается в рамках личностно-ориентированной парадигмы: - создаются условия не только для усвоения знаний, умений и навыков, но и формирования основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, компетентности; - формируется интеллектуальная, языковая, социальная компетентности у дошкольников; - выстраиваются отношения между взрослым и ребенком на основе доброжелательности уважения; - создаются условия для предоставления свободы выбора (способов, средств, содержания). Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите методологический подход, который является основой для программы «Истоки». 2. На какие исследования опирались авторы, разрабатывая программу? 3. Какая психологическая концепция положена в основу программы? 4. Укажите цели программы «Истоки». 5. Назовите задачи программы «Истоки». 6. Раскройте содержание такого направления программы как «Социально-личностное развитие».
7. Раскройте содержание такого направления программы как «Познавательно речевое развитие». 8. Охарактеризуйте содержание образовательной области «Коммуникация». 9. Дайте характеристику раздела программы «Художественно-эстетическое развитие». 10. Какие образовательные области входят в содержание направления «Физическое развитие». 11. Назовите формы организации деятельности дошкольников. Задания для самоконтроля: 1. Разработать план-конспект занятия на основе изученной образовательный программы «Истоки». 2. Законспектируйте требования к развивающей среде из образовательной программы (Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Алиева [и др.]; отв. ред. Л.Е. Курнешова; науч. ред. Л.А. Парамонова [и др.]. – М.: Сфера, 2011.). ТЕМА 5 Программа «Содружество» План 5.1. Концептуальные положения и задачи программы. 5.2. Содержание программы. 5.3. Организация жизнедеятельности детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|