Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 17 глава
Надо... на зиму капусту. У больного красный.... сев, зев Начался весенний.... 30. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова, в которых есть буквы с или э. Зимой стояли сильные.... Собака оскалила острые.... Сегодня будет десять... мороза. Возле беседки... берёза. Зоя... свой дневник дома. По телевизору... фильм про Незнайку и его.... 31. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите допущенные ошибки. Исправьте их. Спишите словосочетания правильно. забавный сверёк, выгрусили песок, строгий прикас, букет рос, уский пояс, вясанка хвороста, снежные занозы, весёлый матрос, русая коза 32. Проверочные диктанты. Зима. Наступила зима. Были сильные морозы. Зина взяла санки и пошла на горку. Она каталась на санках с горки. За ней бегала собака Трезор. Зина не мерзнет на морозе. *Березка. В саду стояла березка. Осенью березка теряла листья. Зимой ее засыпало снегом. Ветки березки низко склонялись к земле под тяжестью снега. Когда наступала весна, березка просыпалась. Распускались клейкие листочки. Березка одевалась в зеленый наряд. Стр.210
Береза. В саду стояла старая береза. Она была сухая. На березе зяблик устроил гнездо. Он таскал в гнездо листики. 33. Письмо по памяти. а) Методические рекомендации. Логопед читает текст, затем выписывает выделенные слова по слогам на доске. Ученики проговаривают выписанные слова. Затем логопед читает текст еще раз и предлагает детям записать его, как запомнили. Зоя заболела. Утром у Зои заболело горло. Мама поставила ей градусник. У Зои оказалась высокая температура. Мама смазала горло лекарством и завязала теплым платком. Потом она вызвала врача. *б) Методические рекомендации. На доске написан текст. Дети читают его и выписывают глаголы в последовательности рассказа. Затем читают его еще раз. Логопед закрывает текст, и ученики пишут его по памяти.
Домик для птиц. Ребята взяли доски. Они измерили их и рас-пи-ли-ли на части. Потом ско-ло-ти-ли части гвоздями. Вырезали дырку в передней стенке. Готов домик для птиц. Ребята повесили его на берёзку. Скоро показались первые новосёлы. Они быстро заселили домик. Работа над дифференциацией остальных пар звонких и глухих согласных строится аналогично. Дифференциация согласных звуков второй группы, т. е. звуков, различных по артикуляционному укладу, представлена примерными видами заданий по дифференциации с — ш, с — ц, ч — щ, как наиболее часто смешиваемых звуков. Работа над дифференциацией других пар звуков, относящихся к данной группе (ц — ть, ч — ть, сь — щ), строится аналогично. Дифференциация с — ш 1. Прослушайте слова. Назовите первые звуки. Методические рекомендации. После того как ученики выделят первые звуки с или ш из слов (например, сыр, шуба), логопед предлагает детям длительно произнести звук с и ощутить положение языка (язык внизу), затем произнести длительно звук ш и также ощутить положение языка (язык вверху). После этого логопед обращает внимание детей на положение губ при произнесении звука с (губы растянуты в улыбку) и звука ш (губы вытянуты в трубочку). 2. Произнесите звук с или ш по указанию логопеда. Методические рекомендации. Логопед рукой показывает условное положение языка, затем губ. Ученики, опираясь на показанную позицию, произносят звук с или ш. стр.211
3. Напишите букву с или ш, опираясь на условные обозначения. Методические рекомендации. На доске нарисована цепочка условных обозначений. Логопед объясняет ученикам, что стрелка, смотрящая вниз, обозначает нижнее положение языка, т. е. звук с, а стрелка, смотрящая вверх,— верхнее положение языка, т. е. звук ш. Перейдя ко второй схеме, логопед объясняет, что дуга и кружок обозначают положение губ (дуга — губы растянуты, звук с; кружок — губы вытянуты, звук ш). Затем ученики, глядя на цепочки условных обозначений, тихо произносят звук и пишут соответствующую букву. После окончания работы логопед указывает на условные обозначения по порядку, дети читают написанные буквы в тетрадях.
ШИШ! 4. Прослушайте слоги и звукосочетания. Выделите из них звуки с, ш. Напишите соответствующие буквы. Методические рекомендации. Логопед в медленном темпе диктует слоги и звукосочетания и следит за правильностью выполнения работы учениками. шо, со, су, шу, ши, сы, ша, са, ши, си, сё, сю, шу, ше ушу, усу, уши, ушо, уси, усы, иши, ише, исе, аша, оса шла, ело, шма, сме, ему, шки, шле, еле, ско, шмо, ста, шта 5. Прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется два раза. ста-ста-шта шти-сти-шти са-ша-са со-со-шо шла-сла-шла ша-са-ша шо-шо-со слу-шлу-слу в. Прослушайте слоги, запишите их. Методические рекомендации. Логопед' называет сразу два слога. Ученики записывают в той же последовательности. са-ша ши-си шо-шо-со шо-со сё-шо су-су-шу су-шу сю-шу ша-ша-са 7. Прослушайте слоги. Напишите их в две колонки. Методические рекомендации. Логопед предлагает ученикам слева на строчке нарисовать стрелку, направленную вверх, и под ней писать слоги с буквой ш, а справа на строчке нарисовать стрелку, направленную вниз, и под ней писать слоги с буквой с. Затем диктует слоги. После выполнения работы один ученик читает слоги слева, а другой — слоги справа. ша, са, су, шу, ши, си, шам, сум, шта, сту, шти, сти, слы 8. Произнесите слоги, заменяя условные обозначения звуком с или ш. Напишите эти слоги. Методические рекомендации. Логопед следит за тем, чтобы ученики обязательно проговаривали слог, а уже потом писали его, опираясь на условные обозначения, артикуляционное ощущение и слуховое восприятие. Стр.212
9. Прослушайте звукосочетания, напишите их. Методические рекомендации. Диктуя звукосочетания, логопед следит за правильностью выполнения задания. аса, усо, иша, ашу, ошо, иса, аша, осу, есу, ошу, иси 10. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов. сабля, шапка, соболь, шепот, сидим, шипит, штука, слава, столб, шкура, швабра, скатерть, шлем, стакан
11. Рассмотрите и назовите картинки. Напишите первые буквы названных слов. Перечень картинок: сыр, сук, стакан, санки, сумка, сахар, шарик, штанга, шарф, школа, шляпа, шина. Методические рекомендации. Логопед выставляет на фланелеграф по одной картинке. Дети называют их. Затем логопед снимает картинки, перемешивает их и показывает детям по одной. Ученики молча записывают буквы по заданию, картинка ставится на фланелеграф. После окончания работы ученики проверяют правильность выполнения данного задания, опираясь на выставленные картинки. 12. Прослушайте слова. Начертите их схемы, впишите в схемы букву с или ш. с Образец: беседка, высокий, широко, зашили, серый, посуда, кушали, кусали, сорочка, шарфы, пушинка, вешалка, пояс 13. Из данных слов выпишите слоги с буквой с или ш. сова, шатер, уши, ноша, шагать, песок, душно, сундук, крушина, скамейка, светлый, шланги, компас, ландыш, лесенка, пятнышки, шахматы, песенка, выигрыш, дедушка, глобус 14. Напишите названия картинок, вставляя пропущенные слоги с буквой с или ш. Примерный перечень картинок: совы, свитер, слоги, соска, шапка, шахматы, шинель, швабра, шишка. Методические рекомендации. Под картинками логопед пишет их названия с пропущенными первыми слогами. ...вы,...тер,...ги,...ка,...ка,...маты,...нель,...ра,...ка 15. Спишите слова, добавив слог со или шо. Подчеркните слог со синим карандашом, слог шо простым.
ме...чек пе...чек...фёр МЫ...НОК поро...чек...лома вы...кий ку...чек гор...чек...лёный на...рил...колад коре...чек коло...чек...колы 16. Спишите слова, добавив слог си или ши. Подчеркните счог си синим карандашом, слог ши — простым. Стр.213
гу... малы......то...деть гру... выне......на ре... л и ло... воро......роп...ло тря... поды......рина...лач 17. Вместо точек вставьте сначала букву с, потом букву ш. Напишите слова парами. Подчеркните букву ш простым карандашом, букву с — синим. Образец: крыса — крыша. кры.а ка.ка ба.ня ми.ка.ифон.ила 18. Составьте словосочетания. Напишите их. Образец: новая крыша, крыса серая. ила новая- крыша-*.
платье серая великая •крыса- .миска. басни косолапый ржами весёлые Москвы башни паши ноши, плугом.. стадо тяжёлые галстук пас носи 19. Спишите слова, вставляя пропущенную букву с или ш. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ш — простым. реди.ка, капу.та, поло.ка, ве.алка,.вёкла, верми.ель, ва.ильки, руба.ка, карто.ка,.метана, коре.ок, ли.тья, ново.ёлы,.такетник] ири.ка, кату.ка,.вабра, малы.ка, опу.ка, радо.ть, про.тыня, тельня.ка 20. От данных слов образуйте новые при помощи приставок с-, со-. мешать — смешать крушу — сокрушу прошу —... шью —... шил —... шёл —... рисуешь—срисуешь трясёшь —... пишешь —... 21. Спишите слова, вставляя букву с или ш. а.ки.ви.ток.тра.ный .о.едка.о.иски.тару.ка .а.лык.и.ки ма.ини.т .олны.ко.тани.ки.ла.тёна 22. Из данных слов составьте и запишите словосочетания. сладкая..., лесная..., широкая..., старые..., толстый..., морская..., соломенная... Слова для справок: шмель, шляпка, полоска, опушка, вишня, штаны, тельняшка. 23. Спишите словосочетания, деля слова на слоги. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ш — простым. Стр.214
Наташкины веснушки шелестят в тишине шустрая пеструшка смешные потешки роскошная шкатулка пушистая ушанка голосистый соловушка шерстяные носки ласковое солнышко несутся по шоссе 24. Из двух словосочетаний составьте предложение. Напишите их. сыплется снег пушистый снег слышится шум сильный шум сидит старушка усталая старушка слышна песенка весёлая песенка висит шуба Машина шуба * 25. Из трех словосочетаний составьте и напишите предложения. Образец: Высокие сосны шумели в лесу. высокие сосны сосны шумели шумели в лесу старая шинель шинель висит висит на вешалке серая кошка, кошка сидит сидит на окошке 26. Спишите предложения. Вставьте пропущенную букву ш или с. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ш — простым. Куты покрыли.ь.негом. Кра.ив ве.ной ви.нёвый.ад. Бабу.ка и.пекла вку.ные ватру.ки. Ната.а на.ла.вой пё.трый.арфик. Алек.андр.ергеевич Пу.кин напи.ал «.казку о золотом пету.ке». Кра.ная.апочка не.ла бабу.ке гор.очек ма.ла. 27. Зрительно-предупредительный диктант. Методические рекомендации. Логопед пишет на доске одно предложение с пропущенными буквами и читает его. Ученики выходят к доске и вписывают буквы красным мелом, объясняя, почему они написали ту или иную букву. Затем внимательно прочитывают предложение. Логопед закрывает его и диктует. После того как предложение написано, логопед открывает его, ученики проверяют правильность выполнения работы. Аналогично ведется работа с другими предложениями. Не.пе.и языком,.пе.и делом. Как по.теле.ь, так и по.пи.ь. В.огла.ном.таде и волк не.тра.ен. Нет на.вете кра.е родной.торону.ки. Хоро. адовник, хоро.и и гру.и. Ко.ке игру.ки, а мы.ке.лёзки.
Дифференциация с — ц Дифференциация этой и последующих пар строится по той же системе, что и дифференциация с — з и с — ш, т. е. начинается с уточнения артикуляции, выделения звуков из слогов и звукосочетаний. Затем ученикам предлагаются следующие виды заданий. 1. Напишите названия картинок, вставляя пропущенные слоги. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. Примерный перечень картинок: сахар, цапля, огурец, поднос, цепи, колесо, прицеп. Стр.215
Методические рекомендации. Ученики называют картинки, потом слог, который пропущен в слове, затем называют звук, который есть в этом слоге с или ц. После этого ученики записывают названия картинок в тетради. ...хар,...ля, огу..., под...,...пи, коле..., при... 2. Из данных слов выпишите слоги с буквами с, ц. Слоги с буквой с пиши! синим карандашом, слоги с буквой ц — простым. семафор, свобода, мельница, цветок, постоит, царица, снегурочка, цепной, краски, улица, ценный, прекрасный, стадо, прицепил, цыплёнок 3. Спишите слова, вставляя слог са или ца. Подчеркните слог са синим карандашом, слог ца — простым. певи... грани... небе... пшени... Лари... у..тый ...довник конни... пятни... колба... ...рафан ...пля ...молёт ...ревна ...рапина 4. Спишите слова, вставляя слог сы или цы. Подчеркните слог сы сини» карандашом, слог цы простым.
воло... лукови......гане тепли... водоно......рок поло... рукави......плёнок зано... умель......нишка спи... пугови......ганка 5. К слогам левого столбика подберите слоги из правого столбика так, чтобы получились слова. Напишите эти слова.
цве цы се ца бой ка ЦЫ да к коль ток пыль вер сет нок су цы сы ЦО паль ган * в. Правильно расставьте слоги, чтобы получились слова. Запишите эти слова. нитар ковой ные лые креты ве ака на тру про лые сту | я |цеп|
ци С ИIII цен ка ка да се 7. Прочитайте стихотворение. В выделенные слова вставьте букву с или ц. Выпишите эти слова парами. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. — Эй, баран, подай ов.а! — Просит белая ов.а. — Я не притронусь к.ену, Ему я знаю.ену! (Я. Козловский.) Стр.216
Видала я ли.у, Ей рыжий цвет к ли.у. Окрась меня, мой.вет, В такой же рыжий.вет! (Я. Козловский.) 8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву с или ц. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. боре. жиле. поко. глупе. вопро. абрико. при.еп офи.ер ледене. пе.ок ко.уля молоде. ре.епт ра.ия образе. при.ел о.енка ^^^^^^^ переко. а.фальт ку.тик 9. Спишите словосочетания, вставляя букву с или ц. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. .епная.обака ве.ёлые зай.ы.корый коне,.елая поло.а пё.трая кури.а б).анитар в больни.е пи.ал в пятни.у ака.ия возле.тены.олдат на грани.е леден.ы из.ахара 10. Составьте из слогов слова. Напишите их.
II. Прочитайте слова. Начертите их слоговые схемы. Впишите в схемы слоги с буквами с, ц. _, си тец стре за Образец: ситец, страница, светлица, месяцы, колесница, цистерна, сердце, словцо, письмецо, сухарница, цитрусы, саженец, гусеница, лестница, песцы * 12. От слов, данных в скобках, образуйте новые слова при помощи суффикса -ск-. Напишите получившиеся словосочетания. Образец: городская улица. (город) улица, (завод) район, (склад) причал, (солдат) ремень, (флот) старшина 13. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффикса -ся. Напишите слова парами, выделите суффикс.
Образец: моет — моется. Стр.217
кружит — возит —.. смотрит — мажет —. моет —... вертит —. носит —.. красит —. * 14. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффикса -к-, отвечая на вопрос какой? Напишите слова парами, обозначьте суффиксы.
Образец: казак — казацкий; немец — немецкий. немец —... кузнец —.. молодец —. казак —... рыбак —... горняк —... 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву с или ц. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. .ни.а.ерд.е.лов.о.ар.кий ре.ни.ы ажене..и.терна квор.ы гу.ени.а.ахарни.а.ек.ия.ыган.кий * 16. Составьте и напишите по слогам словосочетания. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. Образец: го-ло-сис-тый со-ло-вей. голосистый..., свинцовое..., блестящая..., ласковая..., хрустальная..., скользкая..., сломанный..., смышлёная..., сибирские... Слова для справок: спица, сахарница, скворец, лестница, кольцо, сестрица, саженец, песцы, лисица. 17. Подумайте, как правильно расставить слова, чтобы получились словосочетания. Напишите эти словосочетании. ЯНН в теплице в сахарнице в таблице в колесе в столице сахар
огурцы
спицы
цифры
выставка синица кашица на реснице на странице на акации на блюдце на полотенце полоски 18. Из словосочетаний, данных в двух столбиках, составьте и напишите предложения. синица сидит певица стоит сирень зацвела керосин возят солнце садится сидит на акации стоит на сцене зацвела в конце мая возят в цистернах садится за сопки стр.218
* 19. Из словосочетаний, данных в трех столбиках, составьте и напишите предложения. скворец принёс принёс гусеницу толстую гусеницу Света вяжет вяжет спицами стальными спицами Серёжа исписал исписал страницу целую страницу Сеня танцует танцует танец весёлый танец Люся получила получила письмецо ласковое письмецо * 20. Из данных слов составьте и напишите предложения. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён Саша, пятницу, выписался, в, больницы, из Лариса, палец, оцарапала, спицей, сильно вырастил, теплице, Сергей Сергеевич, в, огурцы, прекрасные на, станции, испортился, Зайцево, семафор, большой 21. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву с или ц. Подчеркните их. Кра.ная деви.а.идит в темни.е, а ко.а на ули.е..ирк откроет.я в.убботу, уже приехали бор.ы. Дядей.тёпою гордит.я в.я мили.ия.толи.ы. Утка кури.е.казала: «Вы яи. не.ёте мало!» Вот.идит на ули.е пё.тренькая кури.а. 22. Спишите текст. Вставьте пропущенную букву с или ц. Кунцево. В.тороне от.тарой Мо.квы.тояло.ело Кун.ево. Бродили по улицам ела.обаки, копали.ь в рыли кури.ы с.ыплятами. А вокруг был гу.той ле.. Прошли.толетия. Изменила.ь.толи.а, выро.ла..тало.ело Кун.ево город.ким районом. Подняли.ь вы.окие дома. И теперь мчат.я по ули.ам автобу.ы и троллейбу.ы. 23. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите допущенные ошибки. Спишите словосочетания правильно. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — простым. ясный месяс, блестит кольсо, цветы цирени, сестриса Алёнушка, сломанное крыльсо, цвежая водица, толстая гусениса, смелые бойсы, немеский язык, целый цтакан, пёстрое платьисе Дифференциация ч — щ 1. Рассмотрите и назовите картинки. Обозначьте их названия одной буквой ч или щ. Примерный перечень картинок: щука, часы, чулки, чайка, печать, щавель, клещи, щенок, щетка, печь, чайник. Методические рекомендации. Сначала ученики называют все картинки, затем логопед показывает картинки по одной, ученики молча пишут буквы. Стр.219
После выполнения работы один ученик читает написанные буквы, остальные проверяют. 2. Начертите слоговые схемы данных слов. Впишите в схемы слоги с буквами ч, щ. плечи, чеки, вещи, щепки, пачка, печник, каменщик, щеглята, ящики, почерк, птичница, защитник, бабочка, товарищ, пищали, круча, тапочки, чирикали
3. Спишите слова, вставляя пропущенный слог на или ща. ку- у...щийся...вель сгу...лись рс. на...ло...ша...сики све. ПЛО...ДИ...бан кри...ли гу... про...лись...дить ножи... 4. Спишите слова, вставьте пропущенный слог чу или щу. ле... наве... ветре......ка пи... заме... пои......пать та... заме... запу......жой вер... про... закри......лок 5. Измените слова по образцу. Напишите их парами. Подчеркните букву ч синим карандашом, букву щ — простым. Образец: гостить — я гощу, катить — я качу. гостить я... искать — я... лететь — я... катить — я... вертеть — я... плескать — я... плакать — я... пустить — я... платить — я... в. Измените слова по образцу. Напишите их парами. Подчеркните слог с буквой ч синим карандашом, слог с буквой щ — простым. Образец: мелко — мельче, сладко — слаще. мелко —... просто —... чисто —... сладко —... крепко —... чётко —... легко —... резко —... часто —... 7. Прочитайте слова. Замените букву ч буквой щ. Напишите слова парами. Подчеркните букву ч синим карандашом, букву щ — простым. Устно составьте словосочетание с каждым словом. Образец: горячий — горящий. горячий, замечать, лечи, чёлка, чадит Слово для объяснения: чадит. 8. Прочитайте стихотворение. Выпишите парами выделенные слова. Образец: щёлку — чёлку. Солнце глянуло сквозь щёлку, Гуталин слегка чадит. Свесив огненную чёлку. Заяц волка замещает, Вышел ёж с сапожной щёткой. Всех косых не замечает. Занялся работой чёткой. Вдоль по улице мощёной Гуталина не щадит, Мчится вскачь арбуз мочёный. Стр.220
А волна реки, плеща, Принялись за ловлю щук. Пену сбросила с плеча. И кричит им птица щур: Оба брата, Гек и Чук, — Не меня ловите, чур! (Я- Козловский.) 9. Спишите слова, вставьте пропущенную букву ч или щ. Подчеркните буквы ч, щ. труба. ры.ит.елнок помо.ь тре.ит.ебет кала. мы.ит.еснок товари. пи.ит.удак 10. Спишите слова, подчеркните буквы Ч, щ. щека — щёчка щепка — щепочка щука — щучка черта — чёрточка вещь — вещичка червяк — червячок ящик — ящичек щенок — щеночек чулок — чулочек чашка — чашечка * 11. Измените слова по образцу. Спишите их, подчеркните буквы ч, щ. Образец: мужик — мужичок — мужичище. мужик —... —... червяк —... —... чердак —... —... кулак —... —... черпак —... —... чеснок —... —... знак —... —... челнок —... —... * 12. Составьте и напишите словосочетания. Подчеркните буквы ч, щ. почтовый..., ночной..., горячие..., врачебная..., копчёный..., поющие..., палящие..., чужая..., журчащий..., колючая... Слова для справок: вещь, ручеёк, ящик, щи, щётка, лещ, хищник, помощь, лампочка, чижи, лучи. 13. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы ч. щ. Подчеркните их. а) мо.ный тяга. * б) хи.ник в.а.обе про.ная.етина.у.ка на крю.ке пти.ий.ебет при.епки в я.и.ке пе.ёная було.ка ве.ер в у.или.е Людо.кин пла. ве.и для у.а.ихся 14. Ответьте на вопросы полным предложением. Напишите свои ответы, подчеркните буквы ч, щ. Кто чинит часы? (часовщик) Кто носит вещи? (носильщик) Кто чистит обувь (чистильщик) Кто точит ножи? (точильщик) * 15. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы ч, щ. Подчеркните их Была.удесная погода. В ро.е пели.ижи. На крюке трепе ц
маленькая.ука. На тарело.ке лежали о.и.енные ово.и. Наши шаги.ётко зву.али на пустой уло.ке. Товари.а из беды выру.ай. * 16. Из словосочетаний, данных в трех столбиках, составьте и напишите предложения. Образец: Танечка угощает Аню чаем. Танечка угощает угощает Аню угощает чаем Лена ищет ищет перчатки ищет в ящичке дрова трещат трещат громко трещат в печке овчарка рычит рычит грозно рычит на мальчика мыши утащили утащили свечку утащили в чулан 17. Ответьте на вопросы полным предложением. Напишите свои ответы. Перескажите получившийся рассказ. В роще. Куда пришли дети? (роща) Что весело журчало? (ручеёк) Кто звонко щебетал? (певчие птички) Что собирала Олечка? (щавель) Кого видел Серёжа под кусточком? (два зайчонка) Куда они ускакали? (чаща леса) 18. Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы ч, щ. Подчеркните их. Тачка. Вова решил сделать та.ку. Он полез на.ердак и достал до.атый я.ик. Вова взял кле.и и выта.ил из я.ика все гвозди. Получилось много до.е.ек. Из до.е.ек Вова сделал.удесную та.ку. На полу осталось много.епок от я.ика. Вова взял.ётку и подмёл пол, а.епки кинул в пе.ку. 19. Прочитайте словосочетания. Найдите допущенные ошибки. Напишите словосочетания правильно. Подчеркните букву ч синим карандашом, букву щ простым. ущеник у доски, весёлый ченочек, щудесная погода, встрещаем весну, резиновый плач, в речке чуки, новый ущитель, длинная строщка, попросил прочения, огромный волчиче, громко крищат 20. Зрительно-предупредительный диктант. Методические рекомендации. Логопед пишет на доске одно предложение с пропущенными буквами и читает его. Ученики выходят к доске и вписывают буквы мелом красного цвета, читают предложение. Затем предложение закрывается, и дети пишут его под диктовку. Написанное в тетрадях предложение они затем сверяют с написанным на доске. Пис.ма бр.сают в по.товый я.ик. Маленький.енок ута.ил.ётку. Мо.ный тяга, та.ит вагон.ики для стр.ителей. Пра.ка поло.ет бел.ё в реке. 21. Словарный диктант. Стр.222
щель, чистый, щит, плащ, щепка, печка, мяч, речка, чайник, щебет, ученик, ящичек, щеночек, кричащий, щепочка, щучка, червячок, ручища 22. Слуховой диктант. На даче. На берегу речки Пищуха стоит дача. Около дачи березовая роща. В роще поют щеглы, чижи и синички. Весело щебечут пеночки. На даче живет Леночка Щукина. У Леночки есть овчарка Чанга. Леночка и Чанга часто гуляют в роще. Чанга хорошо ищет грибы. Дифференциация б — д Кроме смешения букв по акустико-артикуляционному сходству, отмечается смешение букв по оптическому сходству. Наиболее часто смешиваются согласные б — д, причем, как показывает практика, подобные ошибки встречаются в письменных работах не только учеников, имеющих нарушение речевого развития, но и учеников с нормальным речевым развитием. Думается, что в данном случае правильнее говорить о смешении элементов букв б — д, а не самих букв. При анализе письменных работ учащихся, в которых встречаются подобные ошибки, было замечено, что почти всегда вместо буквы б ученики пишут букву д и крайне редко — наоборот. В строчных буквах русского алфавита элемент, опускающийся ниже строчки (д, у, з, р, ф, ц, щ), встречается значительно чаще, чем элемент, поднимающийся выше строчки (б, в), причем у буквы в верхний элемент является более удобным и привычным для руки, кроме того, он непрерывен, а верхний элемент буквы б более сложен для руки и не имеет соединения с другими буквами. Поэтому при письме завершение овала элементом буквы п (I) является более удобным. Думается, что ученики младших классов, не имея еще достаточной графической практики, механически заменяют верхний элемент на нижний как более удобный. Предлагаемые упражнения для дифференциации букв построены с учетом вышеизложенной позиции. Основное внимание уделяется механической тренировке движения руки. Примерные виды заданий 1. Допишите элемент буквы б. Б, б оооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
6. Запишите буквы под диктовку. Методические рекомендации. Логопед диктует вперемешку буквы б, д, ученики записывают, затем один ученик читает написанные буквы, указывая направление элемента (б — вверх, д — вниз), остальные проверяют. 7. Напишите слоги, дописывая элементы букв по опорным точкам. Методические рекомендации. Логопед требует, чтобы дети при выполнении работы одновременно проговаривали слоги. оа 6о 6и — ои 6ё — оё оа оо оя — оя ое — ое оу —оу бы — оы 8. Напишите слоги, дописывая элементы букв б, д по опорным точкам. Методические рекомендации те же. оо, 6у, оы, бе, ои, оя, 6у, оё, оа, ои, оя, ое, 6ё, оу 9. Напишите слоги под диктовку. Методические рекомендации. Левая рука учеников опирается локтем на парту, поднята вверх. Если логопед диктует слог с буквой д, ученики опускают кисть левой руки вниз, если с буквой б — поднимают вверх и записывают слоги. По ходу работы логопед следит за правильностью выполнения работы. ба, бо, ду, бе, для, бла, бло, бле, дро, дно, бро, дры, бры, жба, жда, вда, жду, вбо, лбы, рда 10. Спишите слова, дописывая элементы букв б, д по опорным точкам. бочка, оом, бант, базар, оушная оорога, ооярка, билет, бинт, рубашка, раоуга, саоы, работа, команоир, горооа, продукты 11. Спишите слова, дописывая элементы букв б, д. Стр.224
оукет, оым, оаранка, оумага, оырка, лаоушки, оелый, паоал, яолоня, раоуга, пооарок, раоочий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|