Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 18 глава




12. Спишите словосочетания, дописывая элементы букв б. 0.

голуоой оант оежал по оороге

оелая оумага раоотал на завоое

олинный оанан орал на оом

оальняя оорога оегал во оворе

оольшая раоость пооарок оля оаоушки

13. Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Сели птицы на страницы,

Знают были-небылицы. (Буквы.)

Стоит Алёна, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза.)

(Дятел.)

Всё время стучит, деревья долбит, Но их не калечит, а только лечит.

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо.)

(Облако.)

Пушистая вата плывёт куда-то, Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Одуванчик.) (Собака.) (Рыба.) (Радуга.)

Я шарик пушистый, Белею в поле чистом. А дунул ветерок — Остался стебелёк.

Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.

В воде она живёт, Нет клюва, а клюёт.

Цветное коромысло Над лесом повисло.

(Зебры.) В дупле живёт да орешки грызёт.

Что за коняшки, На всех тельняшки.

(Белка.)

14. Спишите слоги, дописывая элементы букв б, д по опорным точкам.

Методические рекомендации. Логопед требует, чтобы при выполнении работы ученики проговаривали слоги. После окончания работы один ученик считает слоги, остальные проверяют.

баб, ооб, боо, оуб, буо, оыб, оиб, оеб

16. Спишите слова, дописывая элементы букв б, д по опорным точкам.

бобры, оуоильник, оубы, борооа,бесеоа, буоу, бублик, ообрый. ообыча, оубить, ообежал, бригаоа, борьба, свобооа, пооберёзовик,

 

1в. К данным словам добавьте приставку до-. Напишите слова парами.

Образец: брать — добрать.

брить, бежать, бывал, брести, бросить, быть

17. Спишите слова, дописывая элементы букв б, д.

Методические рекомендации. Логопед пишет на доске слово, у

которого недописаны элементы букв б, д, и читает его детям. После того как ученики напишут это слово в тетрадях, один из них выходит к доске, дописывает элементы букв, остальные проверяют свою работу.

доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, бодает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, победа, дубрава, дублёр

18. Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы б, д.

.елые ле.е.и ры.ное.лю.о

о.рая.а.ушка.о.рый.октор Ай.олит

.ольшая.е.а.линная.оро.а

пере.овая.рига.а.о.рый моло.ец

19. Спишите предложения, дописывая элементы букв б, д.

Люоа ела оулку. Люоа оыла на оаче. Вокруг оома олинный заоор. Лиоин орат раоотает на воое. Все люои раоовались пооеое. У Люоы орови оугой. Под окном растёт оелая оерёза. Бараоанщик громко оараоанил. Не оросай оумагу на пол.

20. Зрительно-предупредительный диктант.

Бабочка.

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку.

Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лида и Володя долго любовались бабочкой.

Примечание: подчеркнутые буквы пропущены.

21. Слуховой диктант.

Белочка.

У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но больше всех любил белочку Володя. Он каждый день давал белочке яблоки.

Однажды Володя забыл закрыть клетку. Белочка выбежала из клетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и пролила воду.

22. Письмо по памяти.

Жили-были дед да баба, была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Стр.226

Дифференциация л — т

Как показывает практика, в письменных работах детей часто встречается смешение букв п — т по оптическому сходству.

Начиная работу над дифференциацией этих букв, необходимо обратить внимание детей на количество элементов, составляющих букву п (два элемента) и букву т (три элемента), и в дальнейшей работе опираться именно на этот фактор.

Можно предложить вниманию детей сказку «Торопыжкина беда».

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.

Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу: «Пойдем гулять», а Друг читает: «Пойдем гулять».

Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова «три»? «Т»,— отвечает Торопыжка. «Так вот, запомни,— говорит Знайка,— что у буквы т три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!»

Затем логопед говорит детям, что среди них есть такие ученики, которые, как Торопыжка, тоже путают буквы т и п, и предлагает детям выполнить ряд заданий на дифференциацию т — п.

Этот же метод можно использовать и при дифференциации букв и — ш, смешение которых на письме встречается у детей-дисграфиков.

1. Посчитайте количество палочек, скажите, какая буква — п или т — здесь

должна быть написана, напишите эту букву.

Методическая рекомендация. Логопед предлагает детям посчитать количество ножек у написанных на доске букв пит. Затем дети считают количество палочек в первой группе (три), логопед спрашивает, какую букву можно написать (Т). После этого ученики чертят в тетради три палочки и обводят их как букву т. Аналогично ведется работа с остальными группами палочек.

2. Задание то же.

 

3. Скажите, сколько ножек у буквы т и столько — у буквы л? Напиши под каждой цифрой соответствующую букву.

4. Задание то же.

223233233.223

5. Послушай названное число, напиши соответственно букву п или т, называя количество элементов.

Методические рекомендации. Логопед вперемежку называет числа

Стр.227

 

2, 3. Дети пишут соответствующую букву, проговаривая: п — два, т —три и т. д., тем самым контролируя правильность написания буквы.

6. Звуко-буквенный диктант.

Методические рекомендации. Логопед называет вперемежку звуки п, т, а дети пишут их буквами. После выполнения задания для проверки подсчитывается количество букв п и т.

7. Спишите слова, вместо палочек напишите буквы п или т. Прочитайте получившийся слог.

|а-

А ы-

Ы,о-

О ,а —

А, |ы-

Ы

Ы, |о-||о-

О -а || а-

А||-а

И

И

И

О||-о

О|| Спишите слоги. Напишите вместо цифры букву п или т. Прочитайте получившиеся слоги. 2а —За Зу —2у —2у и2 — иЗ оЗ — о2 — оЗ 2и —Зи 2е — Зе — Зе у2 — уЗ а2 — а2 — аЗ 2я — 2я 2ю — Зю — 2ю а2 — аЗ еЗ — еЗ — е2 2е — 2е Зё — Зё — Зё о2 — оЗ у2 — уЗ — у2 8. Спишите слоги. Вместо палочек напишите буквы п или т. Прочитайте получившиеся слоги. А у а У ё И я я 9. Спишите слоги. Вместо цифры напишите букву п или т. Прочитайте получившиеся слоги. ЗиЗ 2уЗ 2аЗ 2оЗ 2яЗ Зи2 Зу2 2еЗ Зо2 Зё2 За2 Зю2 10. Спишите слова. Вместо палочек напишите буквы п или т. Прочитайте получившиеся слова. Щанец Цавлин

ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел

Ок сщанок круЦа сиро[ Методические рекомендации. Логопед объясняет значение слова галоп. 11. Спишите слова. Вместо точек вставьте буквы п или т. .ар .ок .ам .ух Стр.228   12. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные буквы п или т. ка.ок с.елый салфе.ка са.ог кру.ой ко.емка ле.о коро.кий ласочка ле.ка кре.кий новое.и   13. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.   ||ла

Ок

А с

Е||и ав| ус

А |очки ||лане

А |ома

Рос

Ор ||ира

Ала ка заЦлаЩка 14. Спишите слова. Вместо точек вставьте буквы п или т.   .ря.ки.е.ло.ор.фель .{шве..я.но.родук.ы .я.ка.ор.ной куро.а.ка .е.ух.ру.ик.е.ерев 15. Спишите слова. Вместо точек вставьте букв .о.емнел.осавил.ома.ный .осел.оро.ил.о.ешный .о.онул.рочи.ал.ё.ленький .о.нули ки.я.ил.ер.еливый 16. Зрительный диктант. .Методические рекомендации. Логопед пишет на доске слово. После того как дети прочитают его, слово закрывается, и ученики пишут его по памяти. Затем логопед открывает слово для проверки. Сначала логопед может дать несколько слов из ранее отработанного лексического материала, затем включить новые слова. спина, моток, спички, катушка, капля, палуба, молот, перец, тулуп, хлопоты 17. Слуховой диктант. Методические рекомендации. Логопед произносит слова так, как они пишутся. стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, запутал, молоток, потемнел, пепел, топот 18. Составьте из данных слов словосочетания тяжёлая т пустая т — ачка — ара старая п танцевальная 19. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы п или т.   .ар.ила.оляна.уговица .ок.ело.арелка.елевизор .ам.уфли.орошок.роллейбус .ух.арус.аракан.рограмма     чась.оля.очка о.оры   .ляжныйкосюм ки.айский зон.ик   Стр.229   .ачка ва.ы.равый бо.инок мес.о ку.ания у.иная охо.а 20. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы п или т. жи.ели.лане.ы.уховый.ла.ок ка.и.аи фло.а.лохой.ос.у.ок ка.ли.о.а.ро.яжная.есня .ала.ка.урис.ов.ле.ёное каш.о 21. Спишите сначала словосочетания, а затем предложения. В словосочетаниях подчеркните букву п, а в предложениях - т. отпустил погулять Улетают птицы, плетёные лапти Лампа коптила, топтал траву Поезд отправился. 22. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы п или т. Методические рекомендации. Логопед просит детей вспомнить, как пишутся имена и фамилии людей .етрова. аня.опоркова.олина .ихонов.етя.е.ухова.амара .ихомиров.оля.имощенко.авел 23. Из данных слов составьте и напишите предложения, изменив слова по смыслу. паучок, плести, паутина пирожки, лежать, на, тарелка Катя, стелить, постель листья, лететь, по, ветер Толя, посылать, телеграмма Петя, писать, на, листок 24. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические рекомендации. Объясним, слово полати. Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Теплоход приходит в (порт, торт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт). Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Старенький дедушка (стал, спал) на полатях. 25. Спишите предложения. Подчеркните букву т. Тёмная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпение и труд всё перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц опустилась на поле. 26. Спишите стихотворения, подчеркните букву п. На крапиве, как на плитке, Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться. Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке. (В. Степанов.) (И. Токмакова.) 27. Прочитайте текст. В первый столбик выпишите слова с буквой п, во второй с буквой т, третий — с буквами пит. Стр.230     Методические рекомендации. Объяснить слово «снуют». Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пёстрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пауки. Снуют по ветвям потешные обезьяны. 28. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы п или т. Насупила.ора цве.ения ли.ы. Де.и буду, долго вс.оминать своего.ервого учи.еля. Ласочки —.ерелё.ные п.ицы. П.енец всорхнул и срятался за кус.ик. Над.олями селется гус.ой.уман. 29. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы п или т. .имоша сиди, за.ервой.ар.ой. У кро.а ередние ла.ы.охожи на ло.а.ы. Пе.я сисал.екс.равильно. Ав.обус за.ормозил на кру.ом.оворо.е. С.арушка осорожно сускалась по су.енькам..аня.осе-лила на крова.ь чис.ую.рос.ыню..ётя Оля заку.алась в.ё.лый.ла.ок. 30. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставьте пропущенные буквы п или т. Дерево.ряче. корни в земле,.ушки с.рисани.аля., Искры.ая.ся в.ё.лой золе. Кораблю.рисать веля.. В жёлуде селом с.ря.ан дубок..рисаю. к засаве госи, В.онкой скорлу.ке с.ря.ан жел.ок. Царь Сал.ан зове, их в госи. (О. Приз.) (А. Пушкин.) 31. Контрольное списывание. Методические рекомендации. Логопед пишет на доске первое предложение и читает его вслух. Затем еще дна — три ученика читают это же предложение, и после этого все дети списывают его в тетради. После того как ученики запишут предложение, они должны прочитать его вслух по своим тетрадям. Аналогично ведется работа с другими предложениями. Труд кормит, а лень портит. Не спеть ли нам про степь? От топота копыт пыль по полю летит. 32. Слуховой диктант. В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру решить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потемнел от сырости. Летят перелётные птицы. Тёмные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева падали в снег и прятались там от мороза. 33. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти. Методические рекомендации. Логопед пишет на доске слова приготовиться, пластмассовую с пропущенными буквами п, т. После того как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем дети еще раз прочитывают текст и пишут его по памяти. Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра будут делать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться. На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку. Вопросы: Правильно ли Виталик понял доктора? Почему вы думаете, что он не понял доктора? Стр.231   Конспект 3 Тема. Обследование устной речи детей. Цель. Выявить у детей умение образовывать слова при помощи приставок и суффиксов; обследование состояния зрительного и слухового внимания (устойчивости, переключаемости). Оборудование: «Общая речевая карта», наглядный материал см. по ходу занятия. I. Организационный момент. II. Обследование умения образовывать слова при помощи приставок в-, вы-, пере-, за-, от-. Оборудование: 5 комплектов картинок по пять штук в каждом; 1 комплект — мальчик входит в дом, выходит из дома, переходит улицу, заходит за дом, отходит от дома; 2, 3, 4, 5 комплекты — девочка, женщина, мужчина, дедушка, выполняющие те же действия. Логопед раздает детям по одной картинке из каждого комплекта, например: Лене — мальчик входит в дом, девочка выходит из дома, женщина переходит улицу, мужчина заходит за дом, дедушка отходит от дома; Вове — мальчик выходит из дома, девочка входит в дом, женщина заходит за дом и т. д. Затем логопед предлагает детям рассмотреть свои картинки и спрашивает их, что делает мальчик? что делает девочка? что делает женщина? и т. д. Ученики отвечают (Мальчик входит в дом или Мальчик выходит из дома). Примечания: 1. Если ученик заменяет приставку похожей по смыслу, например, уходит вместо выходит или отходит, то это не считается ошибкой. 2. Если ученик при ответе дает предложную конструкцию, то логопед в соответствующей графе «Общей речевой карты» может сделать отметку о правильном или неправильном употреблении предлога. III. Обследование умения образовывать слова при помощи суффиксов. Игра «Ласковые дети». Вариант 1. Логопед предлагает детям назвать сначала себя, а потом своего соседа или соседку различными ласковыми именами, например: Танечка, Танюша, Танюшенька; Ванечка, Ванюша, Иванушка и т. д. Вариант 2. Логопед называет словосочетание «существительное -+- прилагательное», например, красная ягода, сладкая конфета и т. п. Затем просит детей назвать этот предмет ласково, например, красненькая ягодка, сладенькая конфеточка и т. п. Логопед следит за тем, чтобы каждый ребенок отвечал по два-три раза. Конспект 4 Тема. Обследование устной речи детей. Цель. Обследование умения правильно употреблять предлоги; Стр.232   уточнение умения правильно употреблять падежные формы имен существительных. Оборудование: «Общая речевая карта», наглядный материал см. по ходу занятия. I. Организационный момент. II. Обследование умения правильно употреблять предлоги на, под, с, из-под. Оборудование: у каждого ученика картинка, изображающая шкаф, табуретку, стул, мячи красного и синего цветов, находящиеся на и под этими предметами. Логопед спрашивает у детей, где лежит красный (синий) мяч. (Красный мяч лежит на стуле. Синий мяч лежит под стулом.) Откуда скатится красный мяч? Откуда выкатится синий мяч? (Красный мяч скатится со стула. Синий мяч выкатится из-под стула.) III. Обследование умения правильно употреблять предлоги в, из. Оборудование каждого ученика по две картинки, изображающие какое-либо животное или птицу и их жилье, например, медведь, берлога; белка, дупло; лиса, нора; грач, гнездо и т. п. Логопед предлагает детям назвать животное или птицу и его жилье. После этого спрашивает: «Кто куда войдет (влетит)? Кто откуда выйдет (вылетит)?» IV. Обследование умения правильно употреблять предлоги с, без. Оборудование: на доске картинка с изображением дома. У каждого ребенка картинка этого же дома, но без какой-нибудь детали, например, без крыши, без окна, без трубы и т. п. Логопед предлагает детям сравнить два дома и сказать, чем они отличаются. Ученики отвечают: «У меня дом без крыши, а у вас с крышей». И т. д. V. Обследование умения правильно употреблять предлоги к, от. Оборудование: на доске или фланелеграфе предметные картинки с изображением дома, дерева, куста, конуры, колодца; игрушечная собака. Сначала логопед просит детей сказать, что изображено на картинках, затем, показывая на игрушку, говорит: «Это Шарик. Смотрите, что он сейчас будет делать, и заканчивайте предложение. Шарик подбежал... (к дому, к дереву и т. д.). Шарик отбежал... (от дома, от дерева и т. д.)». Стр.233   Приложение 1   3. Результаты обследования фразовой речи   Протокол обследования речи детей 1. Результаты обследования умения образовывать слова   № Ф. И. О. ученика Префиксальный способ Суффиксальный способ вы- в- при- пере- за- раз- от- увелич. умеиьш.-ласкат.   2. Результаты, обследования умения правильно употреблять грамматические формы   Изменение имен существительных по числам и падежам им. п. род. п. дат. п. вин. п. твор. п. пред. п. мн. ч. ед. ч. ми. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.   Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам муж. жен. сред. им. п. род. п. дат. п. вин. п. твор. п. пред. п.   ед. мн. ед. мн. ед. мн. ед. мн. ед. мн. ед. мн.     Изменение глагола по родам Употребление предлогов муж. жен. сред. на в из за из-за с из-под к от без   Умение пользоваться распространенным предложением из 3 слов из 4 слов из 5 слов   4. Обследование связной речи   Умение пересказывать рассказ Умение составлять рассказ по картинке   5. Результаты обследования фонетической стороны речи   Свистящие Шипящие Соноры Заднеязычные Примечания с 3 ц ш ж ч ш. р л к г X   6. Результаты обследования фонематической стороны речи   Фонематический слух Фонематическое восприятие зв.-гл. СОГЛ. с-ш з-ж с-ц с-ч с-щ ч-ц ч-ш ч-т тв.-мягк. СОГЛ. зв. анал. слог, струк.     Стр.234   . Результаты обследования письменной   Нарушение структуры слова зам ена про пуск наращение перестан. недописывания искаж. слова слит, нап. слов разрыв слова букв. слог. букв. слог. букв. слог. букв. слог. букв. слог. ч     Нарушение структуры предложения пропуск слов слитное написание предл. неправильное определение конца пред,!. аграммат.     Результаты обследования неречевых п   ВПИЛ «ание Память Устойч. внимания Переключаемость Мышление Примечания зрит. слух. зрит. слух. конкр. образ, абстр.   9. Заключение   Логопедическое заключение Результаты коррекционной работы     Приложение 2 Щ КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ: ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ УЧЕНИКОВ ПЕРВОГО КЛАССА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ГРУППА 5 ЧЕЛОВЕК) Конспект 1 Тема. Обследование устной речи детей. Цель. Выявить у детей умение правильно употреблять имена существительные в винительном, родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного и множественного числа; обследование состояния слухового восприятия, внимания и памяти. Оборудование: «Общая речевая карта», наглядный материал см. по ходу занятия. I. Организационный момент. II. Обследование состояния слухового восприятия, внимания и памяти. Игра «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь». Описание игры. Логопед выполняет различные движения руками и дает команды, не совпадающие с его действиями, например, поднимает руки вверх, а команду дает «руки в стороны»; разводит руки в стороны, а команду дает «руки вниз» и т. д. Ученики должны выполнить команды, ориентируясь только на слуховое восприятие. III. Обследование умения правильно употреблять формы именительного, родительного и винительного падежей единственного и множественного числа. Игра «Будь внимательным». Оборудование: пять комплектов картинок: 1) птица, птицы; 2) волк, волки; дерево, деревья; кольцо, кольца; 3) собака, собаки; слон, слоны; яйцо, яйца; 4) рыба, рыбы; крокодил, крокодилы; зеркало, зеркала; 5) муха, мухи; комар, комары; ухо, уши. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и назвать их. Затем спрашивает: «Что ты видишь у своего товарища? Чего у тебя нет?» Неправильные ответы детей логопед фиксирует в «Обшей речевой карте». IV. Обследование умения правильно употреблять формы дательного, творительного и предложного падежей и уточнение умения правильно употреблять форму родительного падежа имен существительных. Игра «Профессии». Оборудование: две группы предметных картинок, на которых изображены: 1) люди различных профессий (например, столяр, повар, портниха, продавец, садовник); 2) орудия труда (например, пила, молоток, рубанок, гвозди, стамеска, отвертка; кастрюля, сковородка, ножи, ложка, тарелка, ковшик; игла, нитки, ножницы, сантиметровая лента, булавки, швейная машинка; весы, бумага, пакеты, стакан, ножик; лопата, вилы, грабли, лейка, тяпка, садовые ножницы). Описание игры. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, на которых изображены люди различных профессий, выбрать себе картинку и назвать ее. Затем он задает вопросы детям: «Кто ты?» (Я столяр. Я повар. И т. д.) «Кому нужны эти предметы?» (Столяру нужны пила, молоток, рубанок и т. д. Повару нужны кастрюля, сковородка, ножи и т. д.) «Чем вы будете пользоваться на работе?» (Я буду пользоваться пилой, рубанком, молотком, пилой и т. д. Я буду пользоваться кастрюлей, сковородой, ножами и т. д) «Где вы работаете?» (Я работаю на фабрике. Я работаю в столовой. И т. д.) В заключение логопед может спросить учеников, кем и где работают их родители, что они делают на своей работе и какими инструментами при этом пользуются. Конспект 2 Тема. Обследование устной речи детей. Цель. Выявить у детей умение правильно употреблять имена прилагательные в винительном, именительном, родительном, дательном, творительном и предложном   Стр.237   падежах единственного и множественного числа; уточнить умение правильно употреблять имена существительные в родительном, винительном, дательном, творительном и предложном падежах; обследование состояния зрительного внимания и памяти. Оборудование: «Общая речевая карта>, наглядный материал см. по ходу занятия. I. Организационный момент. II. Обследование состояния зрительного внимания и памяти. Игра «Делай то, что видишь, а не то, что слышишь». Описание игры. Игра проводится аналогично описанной в конспекте 1, только ученики должны выполнять команды, ориентируясь на зрительное восприятие. III. Обследование умения правильно употреблять падежные формы имен прилагательных и уточнение умения правильно употреблять падежные формы имен существительных. Игра «Прогулка диких животных». Оборудование: у каждого ученика картинка с изображением дикого животного и картинка с изображением его детенышей: заяц, зайчата; лиса, лисята; волк, волчата; ежик, ежата; белка, бельчата. Описание игры. У каждого ученика картинка с изображением животного. Логопед предлагает им подобрать картинку, изображающую детенышей, затем задает вопросы: Кто у тебя? (Заяц и зайчата. Лиса и лисята.) Какие они? (Заяц серый, зайчата серые. Лиса рыжая, лисята рыжие. И т. д.) Животные решили пойти со своими детьми на прогулку. Кто с кем пошел? (Серый заяц с серыми зайчатами. Рыжая лиса с рыжими лисятами. И т. д.) Животные собрались на полянке. Детеныши сразу разбежались. Кто от кого убежал? (Серые зайчата от серого зайца. Рыжие лисята от рыжей лисы. И т. д.) У кого теперь кого нет? (У серого зайца нет серых зайчат. У рыжей лисы нет рыжих лисят. И т. д.) Забеспокоились животные и стали звать своих детенышей. Кто кого позвал? (Серый заяц позвал серых зайчат. Рыжая лиса позвала рыжих лисят. И т. д.) Кто к кому прибежал? (Серые зайчата прибежали к серому зайцу. Рыжие лисята прибежали к рыжей лисе. И т. д.) Наступил вечер. Животные разошлись по своим домам. Кто с кем ушел домой? (Серый заяц ушел с серыми зайчатами. Рыжая лиса ушла с рыжими лисятами. И т. д.) Каждые родители заботятся о своих детях. Кто. о ком заботится? (Серый заяц заботится о серых зайчатах. Рыжая лиса заботится о рыжих лисятах. И т. д.) Среди людей все взрослые заботятся обо всех детях, а среди животных все иначе. Животные заботятся только о своих детенышах. Из тех животных, которые гуляли на поляне, кто о ком никогда не заботится? (Серый заяц не заботится о рыжих лисятах, о колючих ежатах, о серых волчатах и т. д.) При обследовании речи детей логопед обращает свое внимание на степень сформированное™ неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, переключаемое™ — и вносит пометки в соответствующие графы «Общей речевой карты». Одновременно он обращает внимание на произношение отдельных звуков и целых слов, определяя тем самым степень сформированности фонетической стороны речи и фонематических процессов. При обследовании детей логопеду не следует добиваться правильных ответов, он должен только констатировать полученные ответы и фиксировать неправильные в «Общей речевой карте».     СОДЕРЖАНИЕ От авторов………………………………………………………………………………..3 Организация логопедического процесса………………………………………………..6 Организация рабочего времени логопеда……………………………………………...10 Оборудование логопедического кабинета…………………………………….. 12 Документация и ее ведение……………………………………………… 21 , I Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся Комплектование групп и подгрупп…………………………………………. 32 Организация методической работы учителя-логопеда Связь учителя-логопеда с учителями начальных классов…………………………. 35 Связь логопедов школьных логопедических пунктов с логопедами дошкольных учреждений……………………………………………………………………………. 37 Связь учителя-логопеда с родителями………………………………………….. 39 Пропаганда логопедических знаний……………………………………………… 42 Содержание и методы коррекционной работы Коррекционная работа с учащимися 1-х (IV) классов, страдающими общим недоразвитием речи ………………………………………………………………. 45 Коррекционная работа с учащимися 1-х (III) классов, страдающими общим недоразвитием речи……………………………………………………………….. 118 Содержание и методы коррекционной работы с учащимися 2-х классов, страдающими нарушением письма Дифференциация гласных I и II ряда………………………………………………… 181 Работа над морфологическим составом слова…………………………………. 190 Приложение 1……………………………………………………………………. 234 Приложение 2………………………………………………………………………… 237     Учебное издание Ефименкова Людмила Николаевна Мисаренко Галина Геннадьевна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...