Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха
– т.е. где бы вы не находились, у вас есть Кыбла, так направляйтесь в её сторону в молитве.
Ибн Аби Хатим, сказал: что ибн Аббас считал этот аят об отмене Кыблы на Иерусалим. Так считали:Абу аль-Алия, аль-Хасан, Ата аль-Хурасани, Икрима,Катада, ас-Судди и Зайд ибн Аслам.
Ибн Джарир сказал: «Некоторые считали, что Аллах ниспослал этот аят до того, как вменить направление на Каабу. Он ниспослал его для того, чтобы показать пророку(да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижникам, что можно направлять лик в любую сторону – на восток или на запад в молитве. Ведь Аллаху принадлежит запад и восток. Он присутствует везде (своим знанием, ведь Его знания объемлют все творения, но Сам Аллах не присутствует в каком-либо творении, пречист Аллах от этого всего). Затем этот аят, по их мнению, был отменён повелением направляться в сторону Каабы». А также он сказал: «Другие же считали. Что этот аят был ниспослан как дозволение Аллаха пророку (да благословит его Аллах и приветствует) совершать добровольные молитвы в любом направлении, будучи в пути или при столкновении с врагом, или при опасности» Ибн Умар имел обыкновение молиться верхом на верховом животном без определённого направления, он говорил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поступал также, и приводил этот аят как аргумент: ﴿فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ﴾ «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». Этот хадис рассказал Муслим, ат-Тирмизи, Насаи, ибн Аби Хатим, ибн Мардавайх от Абдуль-Малика ибн Сулеймана.
В Сахихе аль-Бухари проводится хадис, что ибн Умара как-то спросили о молитве при опасности, он ответил: «Страх сильнее этого, молитесь стоя на ногах, верхом на верховых животных в направлении Кыблы или в любом направлении». Нафи’ сказал: «Я считаю, что такое мнение ибн Умар мог передать только от пророка (да благословит его Аллах и приветствует).» Также было сказано, что аят ниспослан о тех, кто не может найти направление Кыблы из-за темноты, облачности или помолился в другом направлении по ошибке. В вопросе дозволения молиться верховом животном: Имам Шафии не различал в данном вопросе длительное и краткосрочное путешествие, во всех подобных случаях он считает дозволенным молиться на верховом животном. Так же считает имам Абу Ханифа, что противоречит мнению имама Малика. Абу Йусуф и Абу Саид аль-Истабрахи считали дозволенным молиться на верховом животном в пределах родного города. Он же приводит рассказ от Анаса ибн Малика как аргумент. Это мнение выбрал также Абу Джафар ат-Табари, сделав поправку, что молится на ходу можно и идущему пешком.
Ибн Джарир сказал: «Некоторые считают, что этот аят был ниспослан о людях, которые не могли определить Кыблу и её направление, и помолились в разных направлениях. И тогда Всевышний Аллах сказал: «Мне принадлежит восток и запад, и куда бы вы не повернули свои лица, вы найдёте Мой Лик. Это и есть ваше направление, а молитвы ваши действительны».
Мухаммад ибн Исхак передаёт, что Амир ибн Раби’а сообщил от своего отца: «Как-то мы были в пути с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тёмной ночью, мы спешились в некой местности (для молитвы), и один человек из нас начал воздвигать камни вместо Кыблы. И тогда Аллах ниспослал аят: ﴿وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ﴾Аллаху принадлежат восток и запад.
Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». Этот хадис рассказал ат-Тирмизи. Ибн Джарир сказал также: «Некоторые считают, что причиной ниспослания этого аята стал Негус,как об этом передал Мухаммад ибн Башшар от Катады, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ваш брат умер, помолитесь же за него». И тогда (люди) спросили: «Помолиться за человека, который не был мусульманином? и тогда был ниспослан аят: ﴿وَإِنَّ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَمَنْ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَمَا أُنْزِلَ إِلَيْكُمْ وَمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِمْ خَاشِعِينَ لِلَّه﴾ Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом. (3:199) Тогда люди сказали: «Он не молился в направлении Кыблы». И тогда Всевышний Аллах ниспослал: ﴿وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ﴾ Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». (Хадис не имеет других повествований и источников кроме этого) Есть мнение, что Негус (Наджаши) молился в направлении Иерусалима до того, как его застала весть об изменении Кыблы в сторону Каабы. Так передаёт Куртуби от Катады Куртуби также сказал, что когда Негус умер, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) помолился за него. Некоторые считают, что это является доказательством на погребальную молитву
за отсутствующего усопшего.Здесь существует три мнения по поводу этого: 1)То, что земля была свёрнута для пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он увидел Негуса. 2) То, что за Негуса было некому совершить молитву, и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) помолился за него. Это мнение предпочёл ибн Араби. 3) То, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) помолился для привлечения других царей (к Исламу). Аллах знает лучше.
Аль-Хафиз ибн Мардавайх передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «مَا بَيْنَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ قِبْلَةٌ لِأَهْلِ الْمَدِينَةِ وَأَهْلِ الشَّامِ وَأَهْلِ الْعِرَاق» «То, что между востоком и западом является Кыблой для жителей Медины, Шама и Ирака [24]». Тирмизи и ибн Маджах передали такое повествование: «مَا بَيْنَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ قِبْلَة» «То, что между востоком и западом – Кыбла». Ибн Джарир сказал: «Смысл слов Аллаха: ﴿إِنَّ اللَّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ﴾ Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий – т.е. Аллах охватывает все Свои создания,Своей щедростью, достатком и предпочтением. А слово Аллаха: ﴿عَلِيمٌ﴾Знающий – Он хорошо осведомлёноб их деяниях, Он не является отрешённым от них.И ничто не охватывает Его знания, а Он охватывает знанием всё.» Аллах сказал далее: وَقَالُواْ اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَـانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ كُلٌّ لَّهُ قَـانِتُونَ
(116) Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному все покоряются. بَدِيعُ السَّمَـواَتِ وَالارْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْرًا فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ (117) Он – Творец небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.
Этот аят и предыдущий содержат опровержение христианам и подобным им из числа иудеев и язычников арабов, которые считали, что ангелы являются дочерями Аллаха, и объявил их лживыми (да проклянёт их Аллах за их ложные измышления).
Всевышний Аллах сказал: ﴿سُبْحَـانَهُ﴾Пречист Он! – Он пречист оттого, что Ему приписывают. ﴿بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ﴾ Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле – т.е. дело не обстоит так, как они считают, наоборот, Ему принадлежит царство небес и земли и того, что в них. Он распоряжается ими, Он их Творец и Дающий им удел, Он также Подчиняющий их и Предопределяющий им судьбу. Он поворачивает их как пожелает, и все являются Его рабами и Его собственностью. Так как же может быть у Него сын от них, ведь рождённый происходит от двух подобных ему существ. Пречист Аллах оттого, что они измышляют и возносят на Него. У Него нет сотоварища или подобия в Его величии. Нет у Него супруги, так как же у Него может быть сын?Как об этом сказал Всевышний Аллах: ﴿بَدِيعُ السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ أَنَّى يَكُونُ لَهُ وَلَدٌ وَلَمْ تَكُنْ لَّهُ صَـاحِبَةٌ وَخَلَقَ كُلَّ شَىْءٍ وهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ ﴾
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|