Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свободные и смешанные формы




Наиболее новые достижения инструментальной музыки эпохи романтизма были связаны со сменой внутренних прототипов: вместо риторики и драмы – поэзия и литература. Это означало отход от классических норм мышления, вхождение через программность в образный мир («Художественное освобождение индивидуального содержания от схематизма и есть и остается нашей главной задачей» (Ф. Лист)).

В музыкальных произведениях новое художественное сознание сказалось в появлении новых жанров – баллады, поэмы и т.д.

Понятие свободных форм не отрицает их структуру, но означает индивидуальную структуру, видоизменение какой-либо типовой формы.

Л. Мазель отмечает три типа свободных форм:

1. Видоизменение сонатной формы.

2. Смешение принципов разных форм (в том числе и сонатной).

3. Собственно свободная форма.

Смешанными называются формы, основанные на соединении существенных признаков двух и более форм.

Сочетание сонатности и вариационности

Это сочетание характерно для музыки на народные темы. Если используются три темы, то часто первая со своим циклом вариаций играет роль вступления, вторая (и цикл вариаций на нее) – роль главной партии, третья – роль побочной партии.

В основе лежит сонатная форма, но ГП и ПП представляют собой циклы вариаций (Глинка, «Арагонская хота», «Камаринская»; Балакирев, «Увертюра на три русских народных темы»). Этот тип характерен для русской музыки.

В западно-европейской музыке сочетание сонатности и вариационности носит другой характер. В этих сочинениях сонатная форма возникает на основе свободного варьирования одной темы. В результате все разделы формы оказываются свободными вариациями на одну тему. Лист довел этот принцип до высшего предела, в результате чего получил принцип монотематизма.

В.В. Протопопов называет этот принцип «рассредоточенным вариационным циклом».

Сочетание сонатности и трехчастности

Есть несколько случаев сочетания этих форм.

1. Во внутреннем взаимодействии: простая трехчастная форма с контрастной серединой и с кодой, построенной на материале середины: Чайковский, финал симфонии №6:

A B A Coda (B)
h D h h
ГП ПП ГП ПП

2. Во внешнем сопоставлении – когда один из разделов трехчастной формы написан в сонатной форме (Бетховен, Скерцо 9 симфонии; Вагнер, Увертюра к «Тангейзеру» - средняя часть).

3. Реприза резко сжимается, и ПП экспозиции сдвигается в центр формы, поэтому возникает аналогия со сложной трехчастной формой. В этом случае тональный план часто бывает обращенным (ПП в S).

Например, Шопен, Баркарола:

  Экспозиц. Реприза  
Вст. А СвВ   А В Кода
  3-ч.     период    
  Cis   A-dur (2 темы) Cis Cis  

Сочетание сонатности и цикличности

В этом случае образуются одночастные формы, в которых явно сказываются черты, свойственные циклическим формам (темповые и тематические контрасты), поэтому отдельные разделы вызывают ассоциации с той или иной частью цикла. Возможны два варианта:

ГП ПП Разр. Репр.
I ч. Медл. ч. Скерцо Финал

либо:

ГП ПП Разр. Репр.
I ч. Эпизод + Разработка Финал
         

(Ворой случай – в сонате си-минор Листа.) В. Бобровский пишет о постоянном совмещении функций.

Формы вокальной музыки

Специфика анализа вокальной музыки осложняется наличием текста. Мелодия может быть связана с речевой интонацией более или менее непосредственно. Художественный образ стиха может отразиться в музыке обобщенно (например, у Глинки) и детализированно (у Даргомыжского). Может присутствовать словесная инструментовка стиха: аллитерация (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных).

Особенности вокальной музыки:

1. Начальные периоды, которые в инструментальной музыке оттеняются кадансом, в вокальной часто незамкнуты. Фактором завершенности служит текст.

2. Малая пригодность для мотивной разработки, поэтому нехарактерны развивающие построения. Основной способ развития – вариантно-продолжающее развитие. Вариантность распространяется и на репризы.

Формы вокальной музыки – те же, что и в инструментальной, но есть свои специфические формы.

Форма bar

Используется в протестанских хоралах XVI–XVII веков, в искусстве миннезингеров.

Названия частей:

Stollen I (столла, куплет);

Stollen II;

Abgesang.

Первая и вторая столлы образуют вместе Aufgesang. Часть В обычно в 1,5–2 раза длиннее, чем А. Форма bar может быть двух видов: репризная и безрепризная (репризный bar – по принципу простой двухчастной формы): А А В (А А1 В).

Как правило, в этой форме пишется последний хор в кантатах Баха.

Куплетная форма

Это точное повторение музыки с разным текстом. Встречается в отдельных произведениях и в операх. Иногда эту форму называют строфической. Сам куплет по форме – не всегда период: возможна простая двухчастная, реже – простая трехчастная безрепризная форма. Может быть куплет с припевом (припев повторяет и музыку, и текст).

Существуют разновидности куплетной формы.

1. Куплетно-вариационная форма. Это повторение, аналогичное глинкинским вариациям. Сама остинатная мелодия может передаваться от одной группы голосов к другой, меняя тембровую окраску, а иногда и тональность. Эта форма широко распространена в русской и советской опере.

2. Куплетно-вариантная форма. Мелодия меняется на основе принципов вариантности. Варьироваться могут высотная или ритмическая сторона мелодии. В отличие от орнаментальной вариации мелодия не дробится. Вариант запускает структурные и масштабные изменения. Если вариация – производное от темы явление, то вариант и тема равноправны. В.В. Протопопов отмечает два типа этой формы:

а) тождественного порядка – с сохранением структуры;

б) типа прорастания – с масштабным ростом (сохраняется лишь начальное интонационное зерно). Такая форма наблюдается в песне Шуберта «Мельник и ручей».

Сквозная форма

Иногда ее называют «стихотворение с музыкой». Характерно следование музыки за развитием сюжета. В сквозных формах написано большинство песен Листа, что вытекает из общих эстетических позиций композитора. В конце XIX – начале XX века ее можно увидеть в творчестве Вольфа, Метнера, Прокофьева.

Особенности:

1. Форма основана на непрерывном развитии без внутренних контрастов.

2. Может быть основана на контрастном сопоставлении (подобно контрастно-составной форме). В основе лежит чередование эпизодов более крупных и оформленных, иногда соединяемых речитативными связками. При этом могут быть элементы репризности, фактурные переклички. Эта форма может приближаться к контрастно-составной, отличаясь от нее меньшими размерами частей, меньшей их самостоятельностью и бóльшим их количеством («Лорелея» Листа).

3. Форма может быть основана на контрастном развертывании. Этот принцип основан на небольших, как правило, структурно не оформленных эпизодах (Шуберт, «Ожидание», «Кубок»). Этот тип характерен для баллад. Музыка следует за сменой образов текста. Вне баллад встречается у Листа («Всюду тишина и покой»).

Музыкальная форма в опере

Опера – синтетический жанр, включающий музыку, сценическое действие, слово, балет, декорации и т.д.

За четыре века истории оперы в ней сложилось множество жанровых видов: dramma per musica, опера-seria, опера-buffa, «большая французская опера», зингшпиль, камерная опера XX века, опера-балет, моноопера XX века, рок-опера, киноопера и т.д.

Завязка конфликта – резкий перелом в сценическом действии. Она может быть в любом месте оперы:

· например, в 3 действии («Иван Сусанин»)

· или даже до оперы («Царская невеста»),

· но чаще всего – в 1-м действии оперы («Травиата»).

Кульминация – наивысший момент столкновения действия и контрдействия («действие» - группа положительных персонажей и линия их развития; «контрдействие» - группа отрицательных персонажей и линия их развития). Кульминацией может быть наивысший момент развития либо действия, либо контрдействия. Может быть несколько кульминаций.

Развязка – исчерпание конфликта. В напряженно-драматических операх возможно совпадение кульминации и развязки (например, заключительная сцена из оперы «Кармен»).

Существуют несколько типов композиций оперы:

1. В XVII–XVIII веках существовала номерная структура. Ее преимущество – возможность дать развернутую характеристику героев, недостаток – остановка действия.

2. Во второй половине XIX века преобладало сквозное развитие (Вагнер). Его преимущество – непрерывное развитие, недостаток – слишком большая текучесть форм.

3. Идеальный вариант – законченные номера, объединенные в сцены. (Римский-Корсаков, Чайковский).

Музыка в опере главенствует, но есть вокальная сторона, поэтому оркестр не должен заглушать вокальные партии.

В опере кроме арий, ансамблей и им подобного есть большое количество речитативов. Существуют несколько типов речитативов. В опере XVII века – secco и accompagnato (частный случай аккомпанированного речитатива – облигатный, с обязательным солирующим инструментом). Римский-Корсаков отмечает следующие виды речитативов:

1. In piacere – свободный в ритмическом отношении, типа secco.

2. In tempo – «в такт».

Типы речитативов в опере XIX века:

1. Декламационный тип (без распевов, с совпадением речевых и музыкальных акцентов, характерна апериодичность в появлении цезур).

2. Ариозный тип (стих сохраняется, но мелодия начинает вести за собой текст).

3. Кантиленный тип (слово перестает играть ведущую роль; много слоговых распевов, акценты музыки и стиха не совпадают).

В музыке ХХ века, конкретно в творчестве Шёнберга, можно выделить такие типы:

1. Sprechgesang.

2. Sprechstimme.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...