Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система обозначения интервалов С.И. Танеева




Интервалы
Консонансы Диссонансы
Совершенные (СК) Несовершенные (НК)
Чистые – прима (0), октава (7), квинтдецима (14), квинта (4), дуодецима (11) и кратные им интервалы Большие и малые терция (2), децима (9), секста (5), терцдецима (12) Большие и малые секунда (1), септима (6), нона (8), квартдецима (13) Увеличенные и уменьшенные интервалы (не используются)

Консонансы являются основой простого контрапункта. Диссонансы обеспечивают наиболее активное взаимодействие линий.

Правила использования интервалов:

Совершенные консонансы. Они имеют право на синхронное появление и завершение.

1. Необходимо избегать появления СК на сильном времени (за исключением краев построения).

2. Запрещается использование двух СК одного корня подряд или на соседних метрических позициях в прямом и противоположном движении.

3. Запрещается прямое движение к СК при более широком ходе верхнего голоса.

4. Рекомендуется избегать появления двух СК подряд.

Несовершенные консонансы. Свободны в применении, однако не рекомендуется длительное движение параллельными НК, так как это приводит к неравноправию голосов.

Диссонансы

1. Всегда используются при косвенном голосоведении.

2. Диссонанс всегда с обеих сторон окружен консонансами.

3. Диссонанс всегда осуществляется с помощью мелодической формулы, которую должен выдержать один голос.

На слабом времени существуют 2 типа формул диссонирования:

· плавное движение вверх или вниз между двумя звуками в терцовом соотношении (т.е. проходящий);

· плавное движение вверх и вниз между повтором одного и того же звука (вспомогательный). Верхний вспомогательный не используется!

Свободный голос обязан быть неподвижным до момента завершения диссонирования, но на третьей точке (в момент завершения) либо остается на месте, либо движется на звук, консонирующий с завершением диссонирования.

На сильном времени – задержание. Это пребывание на одной высоте и плавный спуск на секунду.

В каждом диссонансе задержание используется в определенном голосе (обозначается черточкой внизу, если задержание в нижнем голосе, и черточкой вверху – если в верхнем): 3, 8, 1, 6, 13.

Приготовленный диссонанс дает право свободному голосу вступить в момент задержания. В момент разрешения он может остаться или двинуться. Диссонирующий голос контролируется от начала до конца.

 

Особенности:

1. Разрешается только спуск на секунду.

2. Приготовление больше или равно задержанию, задержание больше или равно разрешению. (п≥ з ≥ р).

Сложный контрапункт. Полифонические способы преобразования материала

Способ образования полифонической ткани определяет вид полифонии.

При различии материала голосов возникает неимитационная полифония, при единстве – имитационная. Общее во всей полифонии – контраст в одновременности.

Преобразования мелодической структуры голосов

1. Высотный аспект: изменение вертикального направления интервальных ходов – обращение (~, ", ^).

2. Преобразование во временнóм аспекте – изменение порядка последования длительностей, звуков – ракоход (, R, К).

3. Качественное преобразование: увеличение или уменьшение длительностей.

Сложный контрапункт – полифоническое соединение, проведенное более одного раза, сопряженное с каким-либо преобразованием материала.

Исходный вид материала называется первоначальным соединением, все повторы – производным соединением.

Подвижной контрапункт

Простой контрапункт – полифоническое соединение, проведенное один раз.

Сложный контрапункт – полифоническое соединение, сохраняющее осмысленность при каком-либо преобразовании материала голосов.

Вид сложного контрапункта определяется способом, каким получается производное соединение.

Часто встречается подвижной контрапункт – вид сложного контрапункта, основанный на взаимном перемещении голосов.

Разновидности:

· вертикально-подвижной (с вертикальной перестановкой голосов);

· горизонтально-подвижной (с горизонтальной перестановкой);

· вдвойне подвижной (и с вертикальной, и с горизонтальной перестановкой одновременно).

Показателем суммарного передвижения голосов служит индекс (index). Передвижение голосов в соответствии с природой (I­, II¯; I, II®) дает положительный индекс, против природы – отрицательный.

Контрапункт, в котором происходит перестановка, получает название соответственно числу передвигаемых голосов: двойной (если участвуют два голоса), тройной и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...