Формы и жанры оперного произведения
1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна: двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц. 2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная. 3. Ариетта – маленькая ария. Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная. 4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма). 5. Романс, серенада, каватина чаще всего передают лирические переживания героя (форма – простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная). В опере часто используется такой прием, как характеристика с помощью жанра. Суть его заключается в следующем: какая-нибудь форма бытовой музыки (например песня), со всеми свойственными ей чертами используется в качестве средства характеристики героя. Большое значение в опере имеют ансамбли – дуэты, трио, квартеты, квинтеты и так далее. Среди них наиболее распространенными являются дуэты «согласия» и «несогласия». В первом случае оба героя одинаково реагируют на события, и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний, во втором герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным.
Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения. К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра (французская – медленно-быстро-медленно, итальянская – быстро-медленно-быстро), вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермеццо – внутри действия. Роль оркестра – не только аккомпанемент. Он раскрывает и развивает основной конфликт. В XIX веке этому способствует лейтмотивная система. Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера. Музыкальные формы в балете Вначале балет возник как вставной элемент оперного спектакля и представлял собой последовательность танцев, дивертисмент. Известны три мировых балетных школы: французская, русская и итальянская. Терминология дается на французском языке. Классический балет XIX века имеет свои закономерности: номерная структура сохраняется, но номера объединены в сцены. Балет – действие из 3–4 актов: три действия – балет (сюжет), четвертое – дивертисмент. Сцены в балете имеют свои названия. Pas de deux (па-де-де) – танец двоих. Это сюита, построенная из номеров, идущих в строгом порядке. Начинается с выхода – Entreé. Затем идет Adagio – любовный танец (кантилена с особым набором движений). Variation – вариации (по очереди танцора и танцовщицы). В основе вариации танцовщицы лежит жанр польки либо вальса. У танцовщика вариация начинается с затакта, так как он выскакивает прыжком из-за кулис. В основе – жанр мазурки или тарантеллы. Кода – в основе лежит галоп. Если в балете 3 участника (Pas de trios), то вариация есть у каждого. Соответственно, чем больше участников, тем больше вариаций.
Grand pas (гран-па). Сюита с большим количеством участников и, соответственно, вариаций. Какие-то участники могут исполнять сольные вариации, какие-то – вариации совместно с другими, чтобы действие не затянулось. Сюита может быть классической и характерной. В характерной представляются либо сказочные герои, либо народные танцы. Pas d’action (па-д-аксьон). Это танец-действие, пантомима. Михаил Фокин отходит от этих принципов. Он может использовать просто различные танцы, связанные сюжетом. Фокин сбалансировал роль танца и пантомимы, ввел мимику как самостоятельный компонент, обратился к «небалетной» музыке. При нем балет стал одноактным. В ХХ веке появляются бессюжетные балеты, например «Агон» Стравинского. Как самостоятельный вид искусства балет утвердился в 1581 году, а целым спектаклем стал с 60-х годов XVIII века в результате реформы Новера. Жанровая типология балетов: 1. Балет-драма (Ж.Ж. Новер). 2. Романтический балет («Сильфида» Шнейцхоффера, «Жизель» Адана). 3. Академический большой балет («Лебединое озеро» Чайковского). 4. Симфоническая балетная драма («Петрушка» Стравинского). 5. Неоклассический балет, в том числе бессюжетный. 6. Хореодрама («Бахчисарайский фонтан» Асафьева). 7. «Тотальный театр» Мориса Бежара. Полифонические формы Полифония – неодноголосие, основанное на одновременном развертывании объектов горизонтальной природы в соответствии с определенными историческими и стилевыми нормами образования и последования вертикали. В соответствии с историческими особенностями различают строгий и свободный стили. Строгий стиль Система сочинения в строгом стиле сложилась в первой половине XV века и просуществовала 200 лет. Это стиль церковной музыки (вокальной, акапельной), основанной на системе церковных ладов. Это монотоникальные лады (с одной тоникой-опорой), неоктавные по своей природе. В ритмическом отношении характерна неторопливость развертывания, движение крупными (в нашем исчислении) длительностями. Размеры: 2/2, 3/2, 1/1, 2/1 и т.д. Одноголосие Правила сочинения одноголосной мелодии: 1. Начинается с сильной доли и с «сильной» ступени.
2. Оканчивается на первой доле (в условиях многоголосия может нарушаться) и ступени. 3. Господствует плавное волнообразное движение по соседним ступеням и длительностям. 4. Скачки используются нечасто. Требуется хотя бы некоторое приготовление и обязательное заполнение движением в противоположном направлении. Используются скачки: вверх – от терции до малой сексты и на октаву; вниз – от терции до чистой квинты. 5. Ритм движется по соседним длительностям. Если соседние длительности в соотношении больше чем 1:2, то это – скачок, требующий заполнения. 6. Исключаются трудно интонируемые ходы, хроматизм, тритон. 7. Движение мелкими длительностями (четвертями и меньше) разрешается: а) при пробеге через тактовую черту; б) при разрешении синкопы; в) при дроблении целой части такта. 8. Диапазон – не более дуодецимы. 9. Отклонения и модуляции могут совершаться либо в том же звукоряде при перемещении опорного тона (на секунду или кварту-квинту), либо в тот же лад, но с изменением звукоряда на 1 знак. 10. Типовая кадансовая формула: мелодия завершается плавным движением вверх и вниз. 11. Запрещается: использовать в мелодии 2 скачка подряд; синкопы из длительностей меньше, чем счетная доля; повторы (ритмические и мелодические, повторы одной ноты). Двухголосие В основе двухголосия лежат 2 мелодии, сочиненные по правилам, но с регламентом по вертикали. Простой контрапункт В двухголосии возникают две проблемы: единство по горизонтали и единство по вертикали. Проблему единства по горизонтали решает каданс, а по вертикали – контрапункт. Термин «контрапункт» происходит от латинского punctum contra punctum (буквально «точка против точки») и отображает систему сочинения неодноголосия в строгом стиле. Любое многоголосие представляет собой синтез двухголосий. По вертикали основой контрапункта является интервал. Во всех учебниках предлагается система обозначения интервалов, предложенная С.И. Танеевым (обозначается не ступеневая величина, а количество «шагов») (табл. 3): Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|