Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и жанры оперного произведения




1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна: двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц.

2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная.

3. Ариетта – маленькая ария. Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная.

4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма).

5. Романс, серенада, каватина чаще всего передают лирические переживания героя (форма – простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная).

В опере часто используется такой прием, как характеристика с помощью жанра. Суть его заключается в следующем: какая-нибудь форма бытовой музыки (например песня), со всеми свойственными ей чертами используется в качестве средства характеристики героя.

Большое значение в опере имеют ансамбли дуэты, трио, квартеты, квинтеты и так далее. Среди них наиболее распространенными являются дуэты «согласия» и «несогласия». В первом случае оба героя одинаково реагируют на события, и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний, во втором герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным.

Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения.

К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра (французская – медленно-быстро-медленно, итальянская – быстро-медленно-быстро), вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермеццо – внутри действия.

Роль оркестра – не только аккомпанемент. Он раскрывает и развивает основной конфликт. В XIX веке этому способствует лейтмотивная система. Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера.

Музыкальные формы в балете

Вначале балет возник как вставной элемент оперного спектакля и представлял собой последовательность танцев, дивертисмент.

Известны три мировых балетных школы: французская, русская и итальянская. Терминология дается на французском языке.

Классический балет XIX века имеет свои закономерности: номерная структура сохраняется, но номера объединены в сцены.

Балет – действие из 3–4 актов: три действия – балет (сюжет), четвертое – дивертисмент. Сцены в балете имеют свои названия.

Pas de deux (па-де-де) – танец двоих. Это сюита, построенная из номеров, идущих в строгом порядке. Начинается с выхода – Entreé. Затем идет Adagio – любовный танец (кантилена с особым набором движений).

Variation – вариации (по очереди танцора и танцовщицы). В основе вариации танцовщицы лежит жанр польки либо вальса. У танцовщика вариация начинается с затакта, так как он выскакивает прыжком из-за кулис. В основе – жанр мазурки или тарантеллы.

Кода – в основе лежит галоп.

Если в балете 3 участника (Pas de trios), то вариация есть у каждого. Соответственно, чем больше участников, тем больше вариаций.

Grand pas (гран-па). Сюита с большим количеством участников и, соответственно, вариаций. Какие-то участники могут исполнять сольные вариации, какие-то – вариации совместно с другими, чтобы действие не затянулось.

Сюита может быть классической и характерной. В характерной представляются либо сказочные герои, либо народные танцы.

Pas d’action (па-д-аксьон). Это танец-действие, пантомима.

Михаил Фокин отходит от этих принципов. Он может использовать просто различные танцы, связанные сюжетом. Фокин сбалансировал роль танца и пантомимы, ввел мимику как самостоятельный компонент, обратился к «небалетной» музыке. При нем балет стал одноактным.

В ХХ веке появляются бессюжетные балеты, например «Агон» Стравинского.

Как самостоятельный вид искусства балет утвердился в 1581 году, а целым спектаклем стал с 60-х годов XVIII века в результате реформы Новера.

Жанровая типология балетов:

1. Балет-драма (Ж.Ж. Новер).

2. Романтический балет («Сильфида» Шнейцхоффера, «Жизель» Адана).

3. Академический большой балет («Лебединое озеро» Чайковского).

4. Симфоническая балетная драма («Петрушка» Стравинского).

5. Неоклассический балет, в том числе бессюжетный.

6. Хореодрама («Бахчисарайский фонтан» Асафьева).

7. «Тотальный театр» Мориса Бежара.

Полифонические формы

Полифония – неодноголосие, основанное на одновременном развертывании объектов горизонтальной природы в соответствии с определенными историческими и стилевыми нормами образования и последования вертикали.

В соответствии с историческими особенностями различают строгий и свободный стили.

Строгий стиль

Система сочинения в строгом стиле сложилась в первой половине XV века и просуществовала 200 лет. Это стиль церковной музыки (вокальной, акапельной), основанной на системе церковных ладов. Это монотоникальные лады (с одной тоникой-опорой), неоктавные по своей природе.

В ритмическом отношении характерна неторопливость развертывания, движение крупными (в нашем исчислении) длительностями. Размеры: 2/2, 3/2, 1/1, 2/1 и т.д.

Одноголосие

Правила сочинения одноголосной мелодии:

1. Начинается с сильной доли и с «сильной» ступени.

2. Оканчивается на первой доле (в условиях многоголосия может нарушаться) и ступени.

3. Господствует плавное волнообразное движение по соседним ступеням и длительностям.

4. Скачки используются нечасто. Требуется хотя бы некоторое приготовление и обязательное заполнение движением в противоположном направлении. Используются скачки: вверх – от терции до малой сексты и на октаву; вниз – от терции до чистой квинты.

5. Ритм движется по соседним длительностям. Если соседние длительности в соотношении больше чем 1:2, то это – скачок, требующий заполнения.

6. Исключаются трудно интонируемые ходы, хроматизм, тритон.

7. Движение мелкими длительностями (четвертями и меньше) разрешается:

а) при пробеге через тактовую черту;

б) при разрешении синкопы;

в) при дроблении целой части такта.

8. Диапазон – не более дуодецимы.

9. Отклонения и модуляции могут совершаться либо в том же звукоряде при перемещении опорного тона (на секунду или кварту-квинту), либо в тот же лад, но с изменением звукоряда на 1 знак.

10. Типовая кадансовая формула: мелодия завершается плавным движением вверх и вниз.

11. Запрещается: использовать в мелодии 2 скачка подряд; синкопы из длительностей меньше, чем счетная доля; повторы (ритмические и мелодические, повторы одной ноты).

Двухголосие

В основе двухголосия лежат 2 мелодии, сочиненные по правилам, но с регламентом по вертикали.

Простой контрапункт

В двухголосии возникают две проблемы: единство по горизонтали и единство по вертикали.

Проблему единства по горизонтали решает каданс, а по вертикали – контрапункт. Термин «контрапункт» происходит от латинского punctum contra punctum (буквально «точка против точки») и отображает систему сочинения неодноголосия в строгом стиле.

Любое многоголосие представляет собой синтез двухголосий. По вертикали основой контрапункта является интервал.

Во всех учебниках предлагается система обозначения интервалов, предложенная С.И. Танеевым (обозначается не ступеневая величина, а количество «шагов») (табл. 3):

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...