Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к определению сущности нововведения




1) инновация как отдельный объект внедрения предполагает результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.;

2) инновация как процесс переноса новшества в сферу его применения предполагает процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т.д. вместо действующих (инновационный процесс);

3) по А.И. Пригожину инновация предполагает целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые относительно стабильные элементы;

4) по А.А. Кутейникову инновация - это новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и обладающий свойствами рыночной и (или) научно-технической новизны;

5) согласно финансовому подходу, нововведения – процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования;

6) по П. Друкеру инновация - это специальный инструмент предпринимателя для реализации потенциальных возможностей в бизнесе;

7) согласно Й. Шумпетеру содержание категории «инновация» охватывает пять аспектов:

· изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

· внедрение нового метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие, но и новый способ коммерческого использования существующего продукта;

· освоение нового рынка сбыта;

· получение или начало использования нового источника сырья или полуфабрикатов;

· проведение реорганизации на предприятии.

8) в проекте ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (инновация-продукт), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация-процесс).

Выделяют три составляющих нововведения:

потребность (набор функций к выполнению);

концепция (новая идея, удовлетворяющая потребность);

компоненты (знания, материалы и технологии).

Открытие - это установление неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Изобретение - это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного и экономического строительства и обороны страны, дающее положительный эффект.

Рационализаторское предложение - это техническое решение, новое и полезное для организации, в которой подано, предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии производства, применяемой техники или состава материалов.

Инновационный процесс – это совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, связанных с зарождением, подготовкой, выпуском и потреблением новой продукции, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.

Инновационная сфера – сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационная деятельность предприятия – это система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью создания инновации прикладного, технико-технологического, рыночного или организационно-управленческого характера с целью удовлетворения индивидуального и общественного спроса.

Инновационный потенциал предприятия - способность и готовность выполнить задачи, обеспечивающие достижение инновационных целей как глобальной стратегии предприятия.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по срокам, исполнителям и потребляемым ресурсам, оформленных комплектом проектной документации.

Под инновационной восприимчивостью следует понимать восприимчивость хозяйствующих субъектов к нововведениям, находящим отражение:

· в более высоком качестве, конкурентоспособности и потребительских свойствах конечной продукции по сравнению с мировым уровнем и продукцией фирм-конкурентов;

· в более высоком технико-экономическом уровне производства, который обеспечивает низкие издержки производства, высокое качество продукции, совершенную организацию внутрифирменного производства.

Виды инновационной деятельности:

1) выполнение научных исследований, опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

2) осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции;

3) выпуск новой или усовершенствованной продукции;

4) маркетинговая деятельность по продвижению новой или усовершенствованной продукции;

5) создание и развитие инновационной инфраструктуры;

6) организация финансирования инновационной деятельности;

7) передача или приобретение прав на объекты промышленной собственности;

8) экспертиза, консультационные, информационные и другие услуги по созданию и промышленному применению новой или усовершенствованной продукции.

Классификация инноваций

Признак классификации Виды нововведений
По типу · прикладные (продукты и услуги); · технологические; · организационно-управленческие; · рыночные
По инновационному потенциалу · радикальные (базовые); · комбинаторные; · модифицирующие
По особенностям инновационного процесса · внутриорганизационные; · межорганизационные
По источникам возникновения · вызванные развитием науки и техники; · вызванные потребностями рынка; · вызванные потребностями производства
По роли в воспроизводственном процессе · инвестиционные; · потребительские
По масштабу · трансконтинентальные; · транснациональные; · региональные; · крупные, средние и мелкие

 

П. Друкер выделяет семь источников инновационных возможностей:

1)неожиданный успех, неудача или какое либо внешнее событие;

2)несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;

3)потребности предприятия;

4)негативные изменения в структуре отрасли или рынка;

5)демографические изменения;

6)изменения в восприятии и настрое;

7)новое знание, как научное, так и ненаучное.

 

Практическое занятие. Объекты инновационного менеджмента

Цель занятия: ознакомление с сущностью и содержанием инновационной деятельности и изучение основных определяющих характеристик инновации

Ситуация для анализа: «Инновационная деятельность научно-производственного центра "Реликт"» [1]

Научно-производственный центр «Реликт» является одной из крупнейших отечественных фирм по созданию компьютерных технологий для швейной индустрии. Компания занимает 20 % этого наукоемкого рынка и выпускает более 50 программ в год. А начинала эта компания с пошива чехлов для автомобильных сидений...

Начало бизнеса

Начало 1990-х гг. было трудным моментом в истории отечественной отраслевой науки: бюджетное финансирование резко сократилось, традиционные заказчики оказались на грани банкротства. Уровень оплаты труда работников НИИ порой не соответствовал даже прожиточному минимуму. Не был исключением и Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности, где трудились те, кто составляет сейчас кадровое ядро «Реликта». Именно в этот период у них родилась бизнес-идея, с реализации которой началась история компании.

Научный коллектив подошел к проблеме «выживания» с маркетинговой точки зрения и, перед тем как выйти на рынок, провел маркетинговое исследование. Целью этого этапа было определение места сосредоточения платежеспособного спроса. Выяснилось, что это те же люди, кто приобретает автомобили. Было принято решение об использовании разработанной в НИИ уникальной технологии по соединению лоскута в производстве чехлов для автомобилей. Благодаря этой запатентованной технологии лоскутное (а значит, более дешевое) изделие казалось непосвященному человеку сшитым из полноценной ткани и при этом искусно декорированным. Коллектив приобретал по бросовым ценам фабричные производственные отходы — остатки дорогих натуральных тканей и мехов — и шил качественные долговечные чехлы. Сбывали продукцию также без посредников. Товар пользовался огромным спросом. Были заключены договоры с простаивающими ателье, и бизнес пошел в рост.

Однако через некоторое время коллектив верно спрогнозировал падение спроса на свою продукцию. Во-первых, появились дешевые импортные аналоги, а во-вторых, сама продукция перестала быть настолько актуальной. Коллектив «Реликта» переориентировался на новую нишу...

Новый рынок

Новая ниша, которую выбрали себе ученые, — пошив спецодежды. Во-первых, здесь можно успешно использовать технологические разработки сотрудников НПЦ «Реликт». Рабочая одежда должна быть прочной и долговечной, поэтому для нее используются особые ткани, требующие особой технологии пошива. С другой стороны, ткани и технологии не должны быть дорогостоящими, так как уровень цен на такую продукцию должен оставаться невысоким.

Успех нового предприятия строился на том, что сотрудники компании смогли правильно спрогнозировать ситуацию на рынке профессиональной одежды и грамотно оценить характер и объем спроса.

К середине 1990-х гг. на рынке России появились компании, готовые платить за корпоративную одежду, являющуюся частью фирменного стиля. Причем каждая компания требовала эксклюзивности продукции, с одной стороны, и се многофункциональности — с другой. Технология «Реликта» давала возможности гибкого реагирования на нужды заказчика, при этом сохранялась низкая себестоимость, что создавало и значительное ценовое преимущество перед западными конкурентами.

Компания начала с уже освоенного платежеспособного сектора — автосервисов, которые приобретали форму для автослесарей, мойщиков автомобилей и технического персонала. Затем стали поступать заказы от медицинских учреждений, охранных агентств, магазинов, авиакомпании и т. д.

Необходимость частой смены моделей и работа малыми партиями (от 20 до 100 единиц) сдерживали рост бизнеса. Исполнение заказов требовало оперативности, а затраты на переподготовку производственных мощностей под новый заказ составляли 50 % от всей стоимости проектов и требовали не только средств, но и времени. И тогда «Реликт» внедрил еще одну инновацию — компьютерную систему проектирования спецодежды. С ее помощью удалось сократить подготовительный цикл работ перед запуском модели в производство в пять-семь раз. За один рабочий день теперь можно было успеть нарисовать эскиз, сделать лекала на все заказанные размеры и выкройки, рассчитать, сколько понадобится ткани, описать все технологические операции и их последовательность для конкретной модели. Успех такой программы был очевиден, и фирма «Реликт» получила значительное конкурентное преимущество на рынке профессиональной одежды, но на очереди была другая инновация...

 

Новая стратегия бизнеса

Вместо того, чтобы использовать свое ноу-хау и получать сверхприбыль в выбранном секторе, компания нашла новое рыночное окно с великолепной перспективой роста. «Реликт» продает свою запатентованную технологию конкурентам, имеющим крупные производства (что позволяет использовать эффект экономии на масштабах), и сосредотачивает свою деятельность на создании компьютерных технологий для швейных производств разной направленности.

К концу 1990-х гг. программный продукт «Реликта» использовали не только компании, специализирующиеся на пошиве спецодежды, но и предприятия по пошиву мужских и женских костюмов, детской одежды, меховых и кожаных изделий. Свою продукцию компания стала реализовывать и мебельным производителям, так как при использовании уникальной компьютерной технологии «Реликта» себестоимость производства мягкой мебели снизилась на 5-7 %.

Последней новацией стало создание компьютерной программы, позволяющей персонифицировать каждую единицу продукции под индивидуальные особенности фигуры человека.

Целевым рынком «Реликта» являются небольшие, быстро развивающиеся швейные предприятия с числом запятых около 30 человек и ежегодным оборотом приблизительно 500 тыс. долл. в год. Таких предприятий в России около полутора тысяч. Однако лишь четвертая часть из них готова к профессиональному использованию компьютерных технологий. Но и те компании, которые внедряют новые технологии, также ограничены в средствах, поэтому «Реликт» дифференцировал свою продукцию и старается удовлетворить различные требования клиентов. Для продвижения своей продукции компания воспользовалась механизмом государственной поддержки малого бизнеса. В России есть Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Покупатели компьютерной технологии «Реликта» могут получать через фонд необходимое для ее установки оборудование на выгодных лизинговых условиях. А стоимость вычислительной техники и периферии составляет 50-70 % от общих затрат по внедрению компьютерного проектирования одежды. Благодаря этому нововведению продажи «Реликта» выросли на 60 %.

Таким образом, активная инновационная политика и грамотный маркетинговый подход обеспечили малому предприятию «Реликт» устойчивый рост и перспективы развития на рынке России.

Аналитическое задание

1.Изучив ситуацию для анализа, перечислить инновации компании «Реликт».

2. На основе таблицы дать характеристику инноваций компании «Реликт» по основным классификационным признакам.

3. Привести примеры продуктовых инноваций, появившихся на российском рынке в последнем полугодии. Дать им характеристику по основным классификационным признакам.

    4. Подумайте и определите факторы, влияющие на инновационную активность и восприимчивость производителей.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определите отличия экономических категорий «новшество», «инновация», «открытие», «изобретение».

1. Раскройте содержание подходов к понятию инновации.

2. Поясните основные составляющие нововведения.

3. Определите свойства инновации.

4. Сформулируйте классификацию инноваций по присущим им признакам.

5. Определите перспективы развития инновационной деятельности в РФ.

6. Назовите виды инновационной деятельности.

7. Охарактеризуйте источники инновационных возможностей.

8. Определите факторы, влияющие на инновационную активность и восприимчивость производителей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...