Выявление рынков сбыта инновационного продукта (услуги)
В этом разделе дается информация о потенциальных рынках, поэтому раздел должен включать следующие вопросы: 1) характеристика основных рынков, на которые нацелен предлагаемый проектом инновационный продукт (услуга). Их типы и наименования; 2) характеристика перспективных рынков для возможного расширения в будущем реализации предлагаемого проектом инновационного продукта (услуги) с указанием их рыночной типологии (потребительский рынок, рынок предприятий, оптово-розничный рынок, международный рынок) и местоположения; 3) характеристика потенциальных рынков с точки зрения емкости, тенденций и ожидаемых изменений спроса в ближайшее время, требовательности к научно-техническим нововведениям, допустимых цен; 4) описание наиболее прогрессивной системы сбыта, на основе которой можно наилучшим образом проникнуть на указанные рынки с инновационной продукцией (услугой); 5) описание причин приобретения предлагаемого инновационного продукта (услуги), а также возможных специфических требований со стороны потребителей по отношению к данной группе продукции (услуг); 6) характеристика потенциальных потребителей данной инновационной продукции (услуги): возраст, национальность, пол, доходы, принадлежность к социально-экономической группе; 7) характеристика потребителей (сегментов рынков) по регионам сбыта. Потенциальные емкости каждого сегмента рынков, прогнозируемые доли на этих рынках (сегментах), перспективы их сохранения или увеличения, анализ данных сегментов рынков по степени конкурентной борьбы, по их ценности и другим направлениям; 8) факторы, определяющие спрос на инновационную продукцию (услугу) в каждом выбранном сегменте рынка;
9) прогноз возможных изменений потребностей покупателей на выбранных сегментах рынков. Методы анализа потребностей и оценки спроса. Предложения производителя инновационной продукции по возможным изменениям; 10) прогноз изменения емкости рынков (сегментов рынков) в ближайшее время и в перспективе; 11) потенциальные объемы продаж инновационной продукции и ожидаемая реакция рынков (сегментов рынков) на нее; 12) используемые при проведении анализа источники информации о рынках и порядок сбора информации. Анализ конкуренции на рынках сбыта предлагаемого продукта Этот параграф посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике возможных конкурентов, их стратегии и тактике и включает следующее: 1) оценку степени новизны инновационной продукции и динамичности изменений в отрасли, к которой она имеет отношение; 2) выявление конкурентов, производящих аналогичную продукцию, и оценку их с точки зрения долей занимаемого рынка продукции. Описание имиджа конкурентов. Для проведения анализа можно использовать таблицу 1. Таблица 1 Анализ конкурентов
3) оценку динамики овладения долями рынков крупными конкурентами производителя предлагаемой инновационной продукции; 4) характеристику существующих организационных структур управления инновационным процессом, используемых конкурентами; 5) анализ инновационной деятельности конкурентов по разработке подобных технологий, а также предложений по предпродажному и послепродажному обслуживанию. Оценку выделяемых бюджетов на НИОКР и доходов конкурентов от инновационных проектов; 6) оценку конкурентоспособности предлагаемого инновационного продукта (услуги) на рассматриваемых рынках (сегментах рынков);
7) анализ целесообразности изменения ассортимента предлагаемой продукции (вида услуги) в зависимости от изменения конкуренции на рынке; 8) определение стадии жизненного цикла инновационного продукта (услуги), на которой предприятие-производитель будет выходить с ним на выбранные рынки; 9) перечень рынков (сегментов рынков), на которых производитель предлагаемого продукта (услуги) будет осуществлять замещение инновационным продуктом устаревшей продукции; 10) оценку вклада научных исследований и осуществления новых проектных разработок, ведущих к увеличению прибыльности предприятия-производителя; 11) характеристику основных позиций конкуренции в сфере деятельности предприятия-производителя предлагаемой продукции (цены, качество, послепродажное обслуживание, имидж предприятия и др.); 12) характеристику рекламных кампаний, бюджетов и рекламных фирм -партнеров конкурентов; 13) характеристику аналогов предлагаемой продукции у конкурентов: основные технико-экономические и потребительские показатели, уровень качества, дизайн. Анализ уровня цен, политики ценообразования. Для оценки сравнительных преимуществ производителя предлагаемой продукции (услуги) по перечисленным выше вопросам по отношению к будущим конкурентам можно использовать таблицу 2. Таблица 2 Оценка сравнительных преимуществ По отношению к конкурентам Факторы конкурентоспособности |
Фирма |
Главные конкуренты | ||||||||||||||||||||||
"А" | "В" | "С" | ||||||||||||||||||||||
1. Наименование продукции |
| |||||||||||||||||||||||
1.1. Новизна |
| |||||||||||||||||||||||
1.2.Технико-экономические показатели |
| |||||||||||||||||||||||
1.3. Потребительские показатели |
| |||||||||||||||||||||||
1.4. Престиж торговой марки |
| |||||||||||||||||||||||
1.5. Уникальность |
| |||||||||||||||||||||||
1.6.Многовариантность использования |
| |||||||||||||||||||||||
1.7. Надежность |
| |||||||||||||||||||||||
1.8. Защищенность патентами |
| |||||||||||||||||||||||
1.9.Уровень послепродажного обслуживания |
| |||||||||||||||||||||||
2. Система ценообразования на продукцию |
| |||||||||||||||||||||||
2.1. Цена продажи |
| |||||||||||||||||||||||
2.2. Объемы поставок и предлагаемая система |
| |||||||||||||||||||||||
2.4. Условия финансовых расчетов |
| |||||||||||||||||||||||
3. Каналы сбыта |
| |||||||||||||||||||||||
3.1. Форма сбыта продукции: |
| |||||||||||||||||||||||
прямая доставка |
| |||||||||||||||||||||||
оптовые посредники |
| |||||||||||||||||||||||
продажа технологии производства продукции |
| |||||||||||||||||||||||
3.2. Система транспортировки |
| |||||||||||||||||||||||
3.3.Логистика складских помещений |
| |||||||||||||||||||||||
4. Продвижение продукции на рынке |
| |||||||||||||||||||||||
4.1. Степень охвата рынка |
| |||||||||||||||||||||||
4.2. Использование рекламы: |
| |||||||||||||||||||||||
для покупателей |
| |||||||||||||||||||||||
для торговых посредников |
| |||||||||||||||||||||||
4.3. Индивидуальная продажа: |
| |||||||||||||||||||||||
стимулирование покупателей |
| |||||||||||||||||||||||
организация подобных продаж |
| |||||||||||||||||||||||
показ образцов продукции |
| |||||||||||||||||||||||
4.4. Продвижение товаров по каналам сбыта: |
| |||||||||||||||||||||||
продажа на конкурсной основе |
| |||||||||||||||||||||||
премии торговым посредникам |
| |||||||||||||||||||||||
4.5. Телевизионный маркетинг |
| |||||||||||||||||||||||
4.6. Продажа товаров через средства массовой информации |
| |||||||||||||||||||||||
Таблица составляется по предлагаемой инновационной продукции (услуге).
В таблице экспертным путем оценивается положение предприятия-производителя данного инновационного продукта (услуги) относительно конкурентов.
В результате анализа и оценок, проведенных в предыдущих разделах, решаются следующие задачи:
• сегментирование рынка и составление профилей полученных сегментов;
• сравнительные оценки полученных сегментов и их отбор;
• позиционирование инновационного продукта в выбранных сегментах рынков;
• определение типа конкурентного инновационного поведения.
|
|