Модуль 6. Создание благоприятных условий нововведений
Аспекты общегосударственного значения инноваций: 1) определяющее влияние на структуру народного хозяйства на макроэкономическом уровне; 2) влияние на механизм управления производством, предприятиями, отраслями, комплексами; 3) влияние на общественную формацию; 4) влияние на социальную стабильность; 5) влияние на экологию; 6) активизация международного НТ сотрудничества, увеличение масштабов и скорости глобализации; 7) влияние на безопасность жизнедеятельности В системе государственного управления инновационной деятельностью выделяют: субъект управления, представляющий собой систему органов государственной власти, реализующих состав функций по государственному регулированию инновационной деятельности; объект управления, в качестве которого выступает научная, инновационная и промышленная деятельность предприятий и объединений; законодательное, нормативно-правовое и методическое обеспечение инновационной деятельности. Субъектами государственного управления инновационной деятельностью РФ являются: · Президент РФ; · Правительство РФ; · Министерство образования и науки РФ: Департамент научно-технической и инновационной политики; · Министерство экономического развития и торговли РФ: Департамент по инвестиционной политике; · Федеральное агентство по науке и инновациям - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности; · Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.
В Воронежской области функционирует Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ составляют (Приложение 1): · Федеральные законы РФ; · Законы субъектов РФ; · Указы Президента РФ; · Постановления Правительства РФ и местных органов самоуправления; · Правила; · Методические рекомендации. Государственная инновационная политика (ГИП) – часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой результат интеграции научно-технической и промышленной политики. Цели, принципы и особенности формирования ГИП РФ изложены в проекте ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». К основным направлениям ГИП РФ относят: разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования; создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции; развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций; реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов; использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения. Главными методами реализации ГИП являются: формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов; государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности; создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам; обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции; консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов. Неотъемлемой частью ГИП является формирование национальной инновационной системы – совокупности взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов. Инструментами реализации ГИП РФ являются следующие документы: · Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ до 2025 г.; · Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 г.; · Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 г и на дальнейшую перспективу. Управление инновационными процессами в регионах регламентируется региональной нормативно-правовой базой, которая определяет основные положения инновационной политики региона (Приложение 2). Интеллектуальная собственность является объектом международного права и охраняется Всемирной организацией интеллектуальной собственности с 1967 года. С целью государственной охраны интеллектуальной собственности в современном мире применяются три основных типа защиты интеллектуальной собственности: патент; авторское и смежное с ним право; товарный знак. Патент на изобретение удостоверяет авторское право на изобретение, приоритет изобретения и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44), проектом ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности (Приложение 3). Статья 147 Уголовного кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1997г., определяет уголовную ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|