Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность предпринимательства




Придумать идею для бизнеса

Понятие бизнес-идеи.

Источники, методы выработки бизнес-идеи и оценка бизнес-идеи.

Презентация бизнес-идеи.

 

Понятие бизнес-идеи.

 

Бизнес-идея – это идея, которую можно положить в основу работы новой компании или использовать для расширения деятельности уже существующей.

Эта идея призвана удовлетворить какую-либо потребность, существующую в обществе. Для ее реализации могут быть использованы различные способы, но в любом случае, конечной целью ее осуществления является получение прибыли тем, кто ее осуществил. Основное отличие бизнес – идеи от простой идеи – это готовность общества или отдельных его представителей платить за саму идею или ее внедрение в жизнь.

Вывод!

Бизнес-идея – идея для создания прибыли. Если идея не имеет потенциала монетизироваться, не стоит ее воплощать в жизнь. Осмотритесь и обязательно найдете то, что сможет приносить вам моральное удовлетворение и финансовый доход.

 

Источники и методы выработки бизнес-идеи.

 

1.2.1. Источники:

Базы идей.

Списки идей различных видов бизнеса можно составлять при чтении газет, журналов, книг, справочников, классификаторов и других периодических изданий.

Достоинства данного способа в относительной простоте – читаешь, записываешь, реализуешь.

Недостатки данного способа – отсутствие идей в материалах или, наоборот, избыточность.

Контрольные вопросы.

Метод контрольных вопросов прост. Составляется список вопросов, которые интересуют, и с их помощью опрашивается группа людей. Ответы анализируются и предлагаются варианты решения проблем. В практике это получило названия: социологические опросы, маркетинговые исследования, анкетирование и так далее.

Другой способ применения данного метода заключается в разработке критериев оценки какого-то объекта, процесса или явления, в виде вопросов. Отвечая на контрольные вопросы и анализируя полученные ответы можно получить дополнительные идеи или обнаружить области для дальнейшей работы.

Интернет-библиотека.

Воспользовавшись поисковыми системами Интернет можно обнаружить гигантское количество идей из разных областей человеческой деятельности.

Дополнительным источником идей могут послужить рассылки по темам: «Новости науки и техники», «Новости информационного бизнеса», «Тайны и открытия» и т.д.

Информационные брокеры.

Информационными брокерами можно назвать людей, которые занимаются поиском и анализом информации в области изобретений, патентов, открытий и ноу-хау.

Анализируя бюллетени изобретений, описания открытий и изобретений можно определить и спрогнозировать новые направления развития техники, экономики, новые виды услуг и товары.

 

Откройте рабочую тетрадь


1.2.2. Методы:

Можно различать методы генерации идей на простые, сложные и научные.

Простыми методами являются способы, подталкивающие к появлению новых мыслей, идей, образов, ощущений. К ним можно отнести размышления под водой с задержкой дыхания, изучение поз йоги, использование различных запахов, звуков, медитацию и так далее.

Сложные методы, как правило, имеют определенные правила работы, направляющие работу мыслей в нужное русло. К ним можно отнести методы: «мозговая атака», «морфологический ящик», «контрольные вопросы», «метод аналогий» и так далее.

Научные методы отличаются тем, что оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами. В настоящее время единственной научной теорией генерации идей можно считать Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Метод аналогий.

Метод аналогий – это самый простой способ генерации идей.

АНАЛОГИЯ (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира.

Если кратко, то аналогия – это сделано по подобию.

Есть магазин игрушек для детей, а почему бы ни открыть магазин игрушек для взрослых? Отдел сувениров, в котором есть и самурайские мечи, картины, песочные часы – это те же самые игрушки, только для взрослых.

Путешествуя в крупном городе, вы увидели подвижные резиновые аттракционы, на которых весело резвятся дети. А почему нельзя купить такие же аттракционы и не установить там, где их нет (в родном городе, селе, поселке городского типа)?

Для того, чтобы использовать метод аналогий достаточно просто внимательно смотреть по сторонам.

Вывод!

Порой для генерации новых бизнес – идей достаточно посмотреть внимательно по сторонам, чтобы увидеть аналогии. Возьмите листок бумаги и ручку. Просто запишите то, что вы видите из окна. Магазин обуви, киоск, кафе, книжный магазин и так далее. Проанализируйте этот список. Задайте себе вопрос: «Если это есть где-то, то почему не может быть у меня?».

Откройте рабочую тетрадь

Морфологический ящик

Основатель этого метода – американский астроном Фриц Цвикки.

Сущность этого метода заключается в построении многомерных таблиц (морфологических ящиков), в которых осями берутся основные показатели данной совокупности объектов.

При морфологическом методе – до выбора – нужно построить многомерную таблицу, на одной оси которой надо отложить одни показатели (внешний вид: длина, толщина и т.д.), на другой оси – химический состав (дерево, железо, стекло и т.д.), на третьей – другие показатели. Такой ящик охватит почти все мыслимые комбинации. Их может быть тысячи и миллионы, в зависимости от количества осей. В этом один из главных недостатков морфологического метода. Наиболее эффективно применение этого метода при решении задач общего плана (проектирование новых машин, решений).

Задача. Придумать новые свойства для карандаша и стиральной резинки, чтобы эта продукция была бы новой или оригинальной.

Берем карандаш. Запишем три основных его свойства: твердый, деревянный, длинный.

Берем стиральную резинку. Запишем три основных ее свойства: мягкая, маленькая, гибкая.

Теперь заполняем таблицу 1.

Таблица 1 - Морфологический ящик

Карандаш Стиральная резинка Твердый Деревянный Длинный
Мягкая мягкая – твердый мягкая - деревянный мягкая - длинный
Маленькая маленькая – твердый маленькая - деревянный маленькая - длинный
Гибкая гибкая – твердый гибкая - деревянный гибкий - длинный

 

Получилось девять вариантов. Какие могут быть бизнес - идеи?

 

1. Карандаш – резинка. С одной стороны карандаш, с другой – резинка.

2. Резинка стиральная очень мягкая и очень твердая (два вида резинок – увеличение ассортимента).

3. Мягкий – твердый карандаш. Мягкость и твердость стержня (набор карандашей различной твердости). С одной стороны карандаша твердый стержень, а с другой – мягкий.

4. Мягкая резинка сделанная под цвет дерева (дизайн).

5. Очень длинная мягкая резинка (для особо ленивых или тех, кто не любит часто ходить в магазин). От такой резинки можно отрезать кусочки нужных размеров.

6. Очень маленькая резинка (одноразовая).

7. Очень маленький карандаш (карманный).

8. Стиральная резинка диаметром и длиной с карандаш.

9. Карандаш, который легко гнется, но не ломается (для детей).

Мы получили девять идей, которые используются или можно использовать для получения прибыли.

Размеры данной матрицы могут быть 3х3, 4х4, 5х5 и т.д. Можно взять третий объект для анализа и его свойства, тогда получится матрица размерами: 3х3х3, 4х4х4, 5х5х5 и так далее.

Вывод!

1. Метод морфологического ящика прост и надежен, легко программируемый, но при большом выборе параметров очень громоздкий.

2. Появившиеся варианты в результате перебора только направляют мысль в нужное русло, но не гарантируют появление новых идей.

3. Данный метод можно использовать в любых областях человеческой деятельности.

 

Откройте рабочую тетрадь

Оператор РВС

Оператор РВС – «размер – время – стоимость» - один из методов подавления психологической инерции.

Меняя в воображении размеры объекта, его стоимость и время работы – мы раскрепощаем свое сознание и возможно ожидаем появление новых бизнес – идей.

Пример – простой карандаш.

Оператор «размер». Большой – средний – маленький.

Очень большой карандаш (как сувенир, карандаш – дирижабль для рекламных целей, карандаш – стенд – указатель на магазин канцелярских товаров).

Очень маленький карандаш – для детей, для органайзеров, в деловые папки и блокноты как сопутствующий товар.

Оператор «время». Длительный период – средний период – маленький период.

Включение в состав стержня химического соединения, которое бы позволило отрегулировать время хранения изображения.

Одноразовый карандаш.

Оператор «стоимость». Очень дорого – доступно – дешево – бесплатно.

Дорогая сувенирная продукция.

Карандаш как подарок в рекламных целях или благотворительных акциях.

Вывод!

Оператор «РВС» позволяет взглянуть на объект с разных точек зрения.

 

Откройте рабочую тетрадь

Мозговая атака

Принцип этого метода заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.

Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.

На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Как можно улучшить работу нашего магазина?». Далее, в течение 15-20 минут, человек или группа начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.

На втором этапе каждая идея анализируется, рассматривается ее целесообразность, возможность применения в конкретных условиях. В результате из 100 – 200 идей отбирается 10 – 20 пригодных к применению.

На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.

Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное – заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать.

Для решения несложных бизнес - задач этот метод очень эффективен, но для создания принципиально новых бизнес – идей он мало эффективен.

Технология творчества - ТРИЗ

Существует и эффективно работает технология генерирования идей – ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Основатель этой теории – Альтшуллер Генрих Саулович. Идея создания ТРИЗ возникла в 1946 г. Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии», 1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в 1961 г.

Основные идеи ТРИЗ:

1. С древнейших времен изобретения делаются методом проб и ошибок.В условиях современной научно-технической революции этот метод неэффективен и связан с огромными потерями времени, сил, средств.

2. Технические системы развиваются по определенным законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач - без слепого перебора вариантов. Это - основное положение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

3. Идеальная техническая система - когда системы нет, а ее функция выполняется. Стремление к идеальности - один из главных законов развития технических систем.

4. Пытаясь обычными (уже известными) путями изменить техническую систему, инженер, улучшая один показатель, ухудшает другой. Изобретатель обязан преодолеть техническое противоречие: улучшить один показатель системы, не ухудшая других показателей.

5. Разработана и применяется программа планомерного - шаг за ша­гом - анализа и решения изобретательских задач на основе использо­вания законов развития технических систем. Эта программа получила название алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

6. При работе по АРИЗ исходные условия задачи упрощают по определенным правилам. Затем формулируют идеальный конечный результат (ИКР) для данной задачи, выявляют техническое противоре­чие, исследуют его, определяя физическое противоречие, то есть проти­воположные физические требования, предъявляемые к одной и той же части системы.

7. АРИЗ - программа для работы человека, поэтому АРИЗ включает специальные операции для преодоления психологической инерции и усиления фантазии.

8. Для устранения противоречий, выявленных при анализе задачи, АРИЗ включает фонд приемов. Создан также фонд физических эффектов. Ведется разработка фондов химических и геометрических эффектов.

9. Регулярное применение АРИЗ развивает диалектическое мышление, помогает преодолевать психологические барьеры, обогащает инжене­ра пониманием закономерностей развития технических систем.

10. Минимальная техническая система (как атом в физике) включает два взаимодействующих вещества и поле (энергию). Такая система полу­чила название веполь. Разработан вепольный анализ, позволяющий записывать условия и ход решения изобретательских задач (подобно записи химических реакция).

11. По мере развития ТРИЗ накапливаются стандарты - вепольные формулы решения некоторых типовых задач. Это позволяет ряд задач решать не по АРИЗ, а сразу - по формулам. АРИЗ остается инструментом решения нестандартных задач.

12. Основные идеи ТРИЗ могут быть перенесены на научное творчество,поскольку научные теории и представления тоже развиваются, пре­одолевая противоречия.

13. Идеи ТРИЗ могут быть перенесены и в другие виды творчества, например, в искусство. Теория творчества (ТРИЗ) появилась впервые именно в технике только потому, что в технике уже существовал патентный фонд, позволяющий выявить законы развития технических систем. В других видах человеческой деятельности надо сначала создать «патентные фонды».

 

Оценка бизнес-идеи

Таблица 2. Набор параметров оценки бизнес-идеи

Полезность Много новых идей и продуктов являются успешными, потому что их создатели определили неудовлетворенную потребность на рынке. Определить в начале, как и где ваш товар или услуга могут быть использованы, определить частоту использования продуктов.
Уникальность Цель – быть способным дифференцировать ваш продукт от ваших конкурентов. Вы должны показать, почему ваши продукты и услуги являются уникальными, инновационными, или значительно превосходит, ваших конкурентов. Если вы всерьез намерены захватить значительную долю на рынке, ваши потенциальные клиенты должны найти больше пользы от вашего продукта.
Покупатели Кто те люди, что принесут Вам деньги?
Конкурентоспособность Запомните, никогда не бывает «ситуации никакой конкуренции». Ваш продукт всегда будет иметь конкурентов. Если вы предлагаете инновационный продукт, держаться подальше от рынка с крайне малым количеством конкурентов. Отсутствие конкуренции может означать, что ваша бизнес-идея не является выгодным для начала, или, что ваша идея является настолько новой и уникальной, что никто не думал об этом еще.
Сложность Вам необходимо учитывать все экономические факторы в реализации продукции, такие как время, капиталовложения, расходы на транспорт, персонал, возможность получения дешевой, но действенной рекламы. Очень важно, что бы вы без труда могли это контролировать.
Возможности Проверьте! Может ли выжить ваш продукт через год, два, три? Как вы можете его усовершенствовать? Будет ли продукт или услуга приносить вам прибыль в прогрессии?
Ценообразование Дать правильную цену на продукт или услугу является одним из важнейших элементов в бизнес-модели. В идеале, стоимость должна отвечать трем требованиям: цена должна соответствовать конкуренции, цена должна быть привлекательной для потенциальных клиентов, и цена должна заработать прибыль для Вас.
Тренд Хорошо, если ваше предприятие создается на волне тренда: рынок к нему готов.
Соответствие компетенциям Здесь все просто. У начинающих бизнесменов львиная доля начальных ресурсов — это собственные время и труд. Часть работы придется делать самостоятельно; в лучшем случае — лично контролировать исполнителей. Поэтому важно, чтобы бизнес начинался в более-менее знакомой и близкой сфере.

Откройте рабочую тетрадь


Пезентация бизнес-идеи.

Кто такой инвестор?

  • Инвестор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты.
  • Инвестирование (вложение капитала), приобретение активов, от которых ожидается получение дохода, превышающего затраты.
  • Венчурное финансирование - финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

Что интересует инвестора?

Таблица 3. Критерии оценки проекта

Что? Продукт
Сколько стоит? Ценообразование
Кому? Сегментирование рынка
Почему? Уникальность, конкуренция, компетенции
Где? Каналы продаж и продвижения

Таблица 4. Критерии оценки нвестора

Т Срок окупаемости инвестиций
DPP Дисконтирование
NPV Чистая текущая стоимость
PI Рентабельность инвестиций или индекс доходности инвестиций
IRR Внутренняя норма доходности
ARR Коэффициент эффективности инвестиций
ROI Показатель возврата на инвестиции

Главная задача презентации: создать у потенциального инвестора уверенность, что инвестирование в Вас - это инвестирование в перспективный и коммерчески успешный проект.

При подготовке презентации необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Презентация должна быть емкой и рассчитанной на 5-7 минут выступления. За это время необходимо постараться изложить все основные преимущества вашего проекта.
  2. Проект должен быть изложен общедоступным языком. Стоит учитывать, что инвесторы не являются специалистами в вашей научной области, поэтому нет необходимости злоупотреблять узкоспециализированными научными терминами.
  3. Основной фокус в презентации необходимо сделать на рыночные перспективы проекта, где приблизительно 1/3 доклада должна быть посвящена значимости, 2/3 - отражать коммерческую сторону проекта.
  4. В ходе подготовки презентации или при ответах на вопросы необходимо четко себе представлять:
    • Как в данный момент решается проблема, на которую направлен ваш проект. Какие на рынке существуют альтернативные решения.
    • Чем ваша разработка лучше (дешевле, эффективнее). Желательно привести количественные сравнительные данные.
    • Какой рынок у вашей разработки. Желательно аргументировано посчитать его емкость на сегодняшний момент.
    • Кто ваши потребители.
    • Какова бизнес-модель вашего проекта (как вы собираетесь зарабатывать деньги на вашем продукте).
    • Что необходимо сделать для получения готового продукта.

Откройте рабочую тетрадь


Домашнее задание.

Воспользуйтсь рабочей тетрадью для генерации своей бизнес-идеи. Зполните таблицу параметров оценки бизнес-идеи. Напишите презентацию Вашей идеи. Оцените ее глазами инвестора. Хотелось бы Вам вложиться в Ваш проект, на месте инвестора? Удачи!

 

Список полезных ссылок: см. информацию на флэш-накопителе

http://shkolazhizni.ru

http://biz-in-life.com

http://www.forbes.ru

http://www.sphinx-dv.ru

http://laudator.ru

http://bank-of-ideas.ru

 


 

Предпринимательство.

Сущность предпринимательства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...