Итак, проблема в связке — привязанность-неприязнь.
Развитие по прямой линии без молитвы — полировка кармической грязи. Для лентяев нужны встряски.
Назад к Богу
Если мы будем делать ставку на то, что в момент смерти вспомним о Кришне и благодаря этому попадём в духовный мир, то... Дело в том, что Кришна обещает это тем, кто помнит о Нём одном, т.е. совершенно без привязанностей. Но самое главное в другом. В этом высказывании и в наставлении Рупы Госвами "всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его" совсем другой смысл, чем думают многие преданные. Помнить нужно не просто в уме (сознании), а в сердце (подсознании), а это значит с любовью. Бхакти — это не сознание Кришны, а любовь к Кришне. Многие преданные подносят священные предметы только ко лбу, чтобы очистить ум и разум. А индийцы, даже карми, выражая почтение святыням, касаются глаз, губ и сердца. Этим они показывают, что на первом месте — сердце и чувства, включая интуицию, а аналитический подход — второстепенен. Любой серьёзный преданный, поразмыслив, поймёт, что он не попадёт к Кришне, просто вспомнив о Нём в смерти. Даже если бы это было так, представьте, что он там будет делать с таким приземлённым сознанием, как сейчас. Любви то нет. Подойдите к любому преданному и скажите: "Представь, сейчас ты вспомнишь о Кришне и уйдёшь к Нему. Но только прямо сейчас". Скорее всего, он ужаснётся от того, что он там будет делать. Т.е. всё равно нужно очищать сердце и учиться любить.
Вот интересный пример. В наше время одна искренняя преданная с двумя посвящениями, поклонявшаяся кроме Гаура-Нитай ещё и Говардхана-шиле, несколько раз бывавшая во Вриндаване, попала в реанимацию. Когда она выходила из тела, в уме отчётливо крутилась Харе Кришна мантра и молитвы Гирираджу. Не было привязанности к родственникам и всему окружающему. Не было страха или сожаления. Было чувство спокойствия и лёгкости. Но, несмотря на это, она не ушла к Кришне. Она вернулась в тело и продолжила служение. По гороскопу ей, 40-летней, за какие-то кармические нарушения положено было преждевременно умереть и получить новое тело, но Кришна милостиво сэкономил ей время. После реанимации пришло новое осознание, и сейчас ей даны новые возможности углубить свою любовь к Кришне.
Пока девиз "Назад к Богу" остаётся снаружи, он помогает неофиту продвигаться, не лениться, но как только входит внутрь, человек деградирует. Это опять же связано с презрением к этому миру и унынием, что я всё ещё не там, а здесь.Человек торопит время, проявляет к времени агрессию, а значит косвенно и к Богу. Некоторые преданные боятся в момент смерти забыть Кришну из-за возможных болей, ведь им всегда говорили, что это неизбежно: нарушаются воздушные потоки, спазмы в горле, беспокойный ум и пр. При рассмотрении выясняется, что это стереотип. Само желание попасть в духовный мир исключает такую возможность. А тут ещё страх по этому поводу! Страх по любому поводу убивает чувство любви, и преданный деградирует. Получается, что преданный относится к уходу в духовный мир, как к лотерее — "повезёт-не повезёт". А как же он выполнял служение, совершал аскезы, это что, по его мнению, не учитывается? Но даже в лотерее выигрывает достойный. Что уж говорить о возвращении к Кришне. Тем более этот процесс находится под Его полным контролем. Если преданный развил достаточную любовь к Кришне, он может не беспокоиться о возвращении, он об этом вообще не думает, для него везде духовный мир и Кришна. Даже если преданный по какой-то причине умирает без сознания, но у него достаточная любовь к Богу, чтобы войти в Его игры, Господь всё равно заберёт его к себе.
Получается, что тот, кто боится не вспомнить Кришну в смерти не доверяет Богу. Он невольно становится атеистом. С другой стороны, есть немало материалистов, верящих в Бога, которые умирают легко, без болей, в ясном сознании, помня о Боге и даже благодаря Его за все блага в жизни. У них чистая карма и это гарантирует им отсутствие болей во время смерти. Конечно, они не пойдут к Богу, поскольку они не развивали любовь к Нему и не служили Ему, но на своём уровне они не нарушали законы кармы и любви. В смерти мучаются только грешники, даже если это преданные по форме. Так не стыдно ли будет умирающему в боли считать себя преданным и тем более претендовать на возвращение к Кришне, если его по чистоте кармы, а значит и сердца, обогнали материалисты? Пример воспитания. Одна преданная Кришны в Сибири заболела так, что подумала, что может умереть. Поэтому она несмотря на неудобства поехала во Вриндаван с намерением оставить тело. Когда она приехала туда, то заболела ещё сильней и слегла. Но внутри чётко почувствовала, что не умрёт. Она поняла, что Майя просто насмехается над ней. Она как бы говорила: "Это тебе наказание за неверное намерение. С такими мотивами тебе здесь не место". У неё не было денег на обратный билет, но кто-то пожертвовал, и когда она уехала, то стала выздоравливать. Сейчас, когда у неё прибавилось смирения и понимания, что так просто к Кришне не уходят, она стала чувствовать себя гораздо лучше и продолжает служить Богу у себя дома в Сибири. Такая вот поучительная история. О джапе
Эта тема пересекается с темой молитвы, о которой будет рассказано дальше. Джапа (молитва) бывает трёх видов: 1) искажённое подобие; 2) неполная; 3) полная. 1) Искажённое подобие — это когда мы повторяем, но ум отвлекается, и мы не слышим мантру. Это один процесс преданного служения — киртанам. Эффект такой джапы — либо ничего, либо головная боль. Это гуна страсти и невежества. 2)Неполная джапа — когда повторяем и слушаем, иногда не очень внимательно, иногда осознавая смысл слов. Это соответственно 2 или 3 процесса — киртанам, шраванам, смаранам. Эффект от внимательной джапы — спокойно проведённый день. Получается, что усилия были в уме, плоды тоже в уме, — ум в течение дня будет спокоен. Это гуна благости.
3) Полная джапа — когда повторяем святые имена с любовью, благодарностью, радостью, воодушевлением. Здесь подключается сердце. Это 4 процесса — киртанам, шраванам, смаранам и ванданам. Ванданам, воодушевлённое молитвенное настроение, — самое главное, и это — основной процесс во всех религиях. Эффект от полной джапы — рост любви в сердце. Это духовный уровень. Кришна говорит в Бхагавад Гите: "Я отвечаю, как Мне предаются". Полная джапа — как в банке, кладёшь начальную сумму, и с неё идут проценты. Неполная джапа — всё равно что прийти в банк, держать деньги в кармане и хвалить их работу. А искажённое подобие, как прийти в банк без денег и поклянчить у охраны подаяние. Они либо посмеются, либо прогонят, либо вызовут милицию, если вы вовремя не убирётесь. Шраванам и киртанам — не основа, а начало. Основа — это ванданам, любовное молитвенное настроение. Когда говорится о поливе семени преданного служения водой шраванам-киртанам, нужно помнить, что если налить слишком много воды, то семя сгниёт. Что это означает на практике? Когда преданный абсолютизирует внимательную джапу, у него начинаются проблемы в служении, даже если оно очень преданное. На внимательной джапе можно развить множество ПЧ: гордость, что я научился читать внимательно, осуждение тех, кто читает невнимательно, обида на тех, кто отвлекает от внимательной джапы, зависть к тем, кто читает более внимательно. Ещё на этой почве бывает два вида уныния: 1) "Прошло столько лет, а я всё ещё не научился читать внимательно! Поэтому я по-прежнему в Майе и неудовлетворён". 2) "Я уже столько лет внимательно повторяю джапу, а счастья и удовлетворения всё равно нет! Какой же я падший!" Представляете, мы изо всех сил просим Господа сосредоточить нам ум на джапе, но Майя по воле Господа вынуждена отвлекать его, чтобы мы не деградировали от ПЧ вокруг внимательной джапы. На одной из лекций в храме на Беговой гуру спросил преданных: "Кто знает, как нужно повторять джапу?" Посыпались одинаковые ответы: "Внимательно, сосредоточенно и т.д." Гуру ещё раз переспросил и удивился: "Что никто не знает? Надо повторять с любовью!"
В храме преданные зачастую так привыкают к служению, что от него можно устать, хочется немного расслабиться, поспать, забыться. Однажды в семье преданных девочка спросила: "Папа, а почему преданные в храме так тарахтят, читая джапу?" Папа в шутку ответил: "У них целый день Кришна, Кришна, Кришна... Вот они и хотят хотя бы на два часа забыть о Нём". Как говорится в каждой шутке есть доля шутки (остальное всё правда). А если всерьёз, то так бывает, когда служение не из любви. Святое имя подобно солнцу, анартхи — тучам, внимательная джапа — ветру, что гоняет тучи с места на место и приносит новые тучи (ПЧ). Покаяние подобно дождю из слёз, сердце тогда увлажняется водой раскаяния. Но если только покаяние — вода затопит землю и растение любви может погибнуть (от самоедства, самобичевания), потом нужно солнце любви и радости. Некоторые преданные думают, что мантру нужно повторять, как беспомощный ребёнок, зовущий мать. С одной стороны, это верно: нужно отрешиться от всего и обратиться с чувством любви к Богу. Но у многих внутренне это означает: "Я — ничтожество, от меня ничего не зависит, но всё же я хочу, чтобы меня как-нибудь пропихнули в духовный мир". Так преданный расписывается в своём бессилии и пребывает в безрадостном состоянии. Кто же нас будет учить духовно любить себя хотя бы теоретически? Или мы так и останемся заброшенными, грязными детьми, до которых никому нет дела, ни маме, ни Богу? Ещё говорят, что мы — бойцы армии Шри Чайтаньи и сражаемся с Майей и со своими чувствами. Но как можно воевать с Майей, чистой преданной Бога, непонятно? К сожалению, многие настраиваются враждебно к Майе, к своим чувствам и ко всем остальным, и становятся бойцами внутри. Но если настроиться не на войну, а на радость и любовь, то воевать с чувствами не надо, заботливая мама Майя позаботится о том, чтобы они не соблазняли нас. Нам нужно только разумно удовлетворять свои естественные желания и потребности, как и задумано в системе варнашрамы. Помните, как неопытный брахмачари Кай насмехался над Майей в облике Снежной Королевы? Потом его сердце заледенело, он вдруг потерял вкус к жизни дома, т.е. в храме и ушёл в Майю. Он сидел у неё в царстве и лепил домики из снега. Маразм. А брахмачарини Герда олицетворяет преданную с чувством любви, которая способна растопить душевный лёд. Вспомните сказки детства, сколько там мудрых мыслей и сюжетов, и все на тему победы любви над злом. Это была лучшая проповедь детям, без философии, но очень доступная. Многим это помогло в будущем не озлобиться на жизнь, поскольку внутри уже было посеяно доброе семя любви, доброты и прощения.
Внимательно и с любовью читая святые имена, мы наполняем ими своё подсознание, сердце. После джапы они продолжают чистить его в течение дня, поддерживая в чистоте и сознание. Но в идеале количество повторений, прошедших в подсознание, должно переходить в качество в сознании. Это означает, что после правильной джапы должно приходить какое-то новое понимание в уме, изменение сознания, снятие каких-то привязанностей, устранение стереотипов, прощение кого-то и т.д. Так преданный поднимается на новый уровень. Если новых осознаний нет долго, человек обычно топчется на месте. Хотя его подсознание может поддерживаться в "тёплом" состоянии, осквернённое сознание после джапы быстро возвращает всё на свои места, сердце "остывает". Святые имена насыщены любовью к Богу. Если преданный повторяет их с любовью, они усиливает любовь в душе и без остатка вытесняют все ПЧ из подсознания. Если преданный удерживает в сознании какие-то неверные настроения и продолжает читать джапу, это оскорбительное повторение, которое очищает косвенно. В этом случае святые имена могут усиливать имеющиеся ПЧ в сознании, чтобы преданный поскорее их заметил и избавился от них. Так сказать, силовая тряска. Чтобы было яснее, представьте, что плохое чувство (анартха, или привязанность) — это пиявка, которая ползёт из подсознания в сознание и присасывается к уму, будоража его, при этом её хвост опирается на подсознание (сердце). Искусственно, без молитвы избавиться от неё, значит оторвать её рот от ума и скинуть вниз в подсознание, т.е. забыть. Возникает иллюзия очищения. Когда повторяем святые имена, любовь, заключённая в них, начинает вытеснять эту пиявку из сердца в ум, она к нему присасывается, и всё её тело начинает витать в уме, как лист на ветру, будоража ум. Пиявка присасывается, значит, что мы в уме не можем отпустить эту анартху: обиду на кого-либо, какие-то претензии к жизни и пр. Итак, чем больше повторяем джапу, тем сильнее иногда начинаем сходить с ума от каких-то соблазнов, обычно сексуальных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|