Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Делая добро, нужно помолиться за человека, чтоб это пошло на пользу его душе.




В помощи ещё нужно учитывать одно тонкое правило: альтруизма и эгоизма в себе самом должно быть пополам.

Как только баланс нарушается, начинаются проблемы. Каждый должен что-то делать для себя, и что-то для других. Нужно стараться, чтобы этих усилий было поровну.

Когда альтруизма больше, мы делаем других эгоистами, когда эгоизма больше, мы незаконно эксплуатируем других, "тянем на себя чужое одеяло". Это может вызвать претензии или обиды со стороны окружающих.

Когда родители без достаточной любви балуют ребёнка, исполняя все его прихоти, то могут воспитать неблагодарного и чёрствого эгоиста. Если родители сами эгоисты и не заботились о ребёнке, то ребёнок тоже вырастет неполноценным, закомплексованным, что потом скажется на отношениях с родителями.

Вы скажите, а как померять, 50% или 55? Это ведь трудно чувствовать. Здесь нужна золотая середина: иногда нужно говорить нет, иногда нужно помогать, сколько можете, но главное, чтобы это было с любовью или радостью. Можно с улыбкой отказать, сославшись на занятость, но при этом посоветовать, к кому можно обратиться за помощью. Любовь и радость будут выравнивать соотношение "эгоизм-альтруизм". На всякий случай заранее можно представить, что за помощь в ответ получишь неблагодарность. Это будет хорошая страховка от неприятностей. В таком настроении даже если кто-то захочет поэксплуатировать вас, сесть на шею, у него не получится. Майя предотвратит, поскольку вы настроены на эту тему правильно.

 

Интересный пример вреда от чрезмерного альтруизма.

У одного московского академика, добрейшего человека, умерла жена, и он жил один. Однажды он познакомился с молодой женщиной из другого города. Приютил у себя и скоро женился на ней. В её распоряжении была квартира, машина, дача и прочее. Но вот беда, эта женщина стала вести себя недостойно. Когда они ходили в гости, женщина в обществе мужчин вела себя так, чтобы муж ревновал её. Она знала, что у него слабое сердце, и однажды оно может не выдержать. Так она хотела свести его в могилу и выйти замуж за молодого. Академик очень быстро заболел и стал ходить, опираясь на трость. По доброте своей он всё терпел и прощал. Когда мужу стало невмоготу, он обратился за помощью к парапсихологу с таким вопросом: "Я не обижаюсь, но всё же интересно, за что мне жизнь устроила такие наказания?" Интересно отметить, что академик за жизнь мухи не обидел, и в прошлой жизни его карма была хорошей. Парапсихолог сказал, что во всём нужно знать меру и не надо развращать её своей добротой, не надо альтруизмом потакать эгоизму. Он заверил академика, что как только тот станет делать всё наперекор жене, его здоровье пойдёт на лад. А дальше пусть делает, как знает. Академик был просто поражён, но деваться было некуда. К тому времени жена подала в суд на раздел имущества. Академик явился в суд, легко опроверг все притязания жены, потом без её ведома продал несколько её самых дорогих и любимых вещей, подаренных им же. После этого он смог ходить без палочки. После очередной разборки он вежливо сказал ей, что больше она здесь жить не будет, пускай едет домой в свой город. Для него, деликатного добряка, это был трудный шаг, но он сделал его с внутренним смирением и в качестве эксперимента. Когда женщина уехала, его здоровье пришло в норму. Заметьте, он сделал это с внутренним смирением, без обид и презрения. Если бы у него вспыхнули ПЧ внутри, его здоровье только ухудшилось бы.

Это достаточно редкий случай; обычно мужья, не долго думая, ставят фингал жене и всё сразу приходит в норму. Это другая крайность, но для обычных людей такой подход достаточно практичен, дело не доходит до болезней, разводов, суда и т.д.

 

Ещё пример помощи на основе любви и доброжелательности.

В начале этого века в деревне жила одна богатая благочестивая христианская семья. Дом был большой, в нём также жили слуги. Они часто принимали в гости путников, беседовали с ними о новостях, о Боге, о повседневных заботах. Однажды в деревню повадился один спившийся бомж и стал ходить от дома к дому, прося на выпивку. Все гнали его прочь, а он со злости бил стёкла, ругался и вытворял всякие пакости. Когда он пришёл к дому христиан, они из сострадания не прогнали его, но сказали со всей определённостью: "Ты можешь остаться у нас во дворе, будешь получать еды и вина сколько хочешь, но при одном условии. Когда выпьешь, не буянь, а ложись спать".

Бомж согласился, ему некуда было деваться. Он выпивал, и ложился спать, а когда не хотелось спать, просто лежал на огороде (дело было летом). При этом хозяева и слуги в свободное время приходили к нему, ничего не требовали, утешали, просили не сердиться на тех людей, кто обижал его до этого, не обижаться на жизнь, рассказывали ему об Иисусе Христе, читали Евангелие. Через три месяца такого общения пьяница бросил пить, устроился на работу и стал нормальным человеком. Так любовь лечит душу. А целых три месяца понадобилось потому, что любовь этих христиан была больше в благости, т.е. не очень интенсивной. Если бы это были чистые преданные с прасадом, киртаном и джапой, то очищение прошло бы быстрее.

 

На Бога надейся, но сам не плошай. Когда обещают помощь, не стоит расслабляться, лучше на всякий случай представить, что её не будет, и продолжать прикладывать усилия. При этом не надо ссориться или плохо думать о тех, кто обещал помощь раньше, но не оправдал себя. Если не проконтролируете эмоции на эту тему, то скорее всего помощь не придёт и от того, кто пообещал надёжно, как вам казалось.

 

Смирение и кротость

Поразительно, но многие преданные деградируют именно потому, что не знают разницу между смирением и кротостью, хотя эти качества стоят под разными номерами в списке качеств вайшнава.

Смирение (с миром в сердце) — внутреннее спокойствие, отсутствие всех ПЧ. Это — нейтральное состояние, на основе которого преданным нужно развивать любовь к Богу, а карми — просто чувство радости и счастья. Смирение нужно всем и всегда, это основа.

Кротость (как крот) — не высовываешься, не учишь, не помогаешь, пока не попросят. Кротость иногда нужна, иногда нет.

Синонимы смирения покорность, прощение, послушание, терпение, терпимость, покладистость.

Синонимы кротости скромность, робость, застенчивость.

Смирение — как фундамент дома, сам дом — чувство любви, а кротость — облицовка, украшения стен. Дом будет стоять без облицовки, но без фундамента он рухнет. Смирение без кротости живёт, кротость без смирения — нежизнеспособна.

У каништха-адхикари нет ни смирения, ни кротости. Мадхьяма-адхикари имеет и развивает дальше смирение, а кротость иногда использует, иногда нет. Кротость не позволит ему проповедовать. Уттама-адхикари имеет смирение и кротость одновременно. Если уттама- должен начать проповедь, т.е. стать мадхьяма-, то он просто перестаёт проявлять кротость и начинает учить, ругать или помогать. Это не значит, что уттама-адхикари стал хуже, потерял какое-то качество, он просто на время не проявляет кротости.

Ещё смирение можно сравнить с одеждой, а кротость с украшениями. Если человек на улице в одежде, всё нормально, если в одежде и в украшениях, ещё лучше. Но вот здесь нужно знать меру. Если украшения слишком дорогие, могут ограбить, чтоб не светил, не разжигал зависть у других. Т.е. слишком много кротости тоже плохо, иначе тебя запрягут и будут эксплуатировать. Иногда нужно вызвериться, чтобы не садились на шею. А вот если в украшениях и без одежды?.. Побьют, ограбят, заберут в милицию. В жизни так и бывает: тебя обижают, ты снаружи терпишь, а внутри обижаешься. Это значит есть кротость, но нет смирения. А человек думает, что он смиренный, т.е. принимает кротость за смирение и полагает, что всё нормально. Так бывает и с преданными в храме. Терпят унижения, а внутри критикуют, обижаются, презирают. Потом эти эмоции взрываются, как бомба, человек уходит в Майю, или создаёт какое-то своё Движение. А все думают, как же так, он был таким смиренным и тихим. В тихом болоте черти водятся.

Говорится, что вайшнавы то нежнее розы, то грознее молнии. Шрила Прабхупада говорил: "Будьте в храме ягнёнком, а на проповеди — львом". Внутри нужно быть как ягнёнок или роза всегда, а снаружи быть мягким или твёрдым, согласно ситуации.

Об одном святом писали: "Удивительно то, что обладая внешней мудростью, он обучался небесной простоте. Ибо кичливость философии несовместима со смирением". Материальная гордость — это отсутствие смирения. Ибо из гордыни растут зависть к более способным, презрение и критика менее способных, обиды на унижающих тебя и т.д.

Пример.

Один преданный давал очень интересные лекции в нама-хаттах. Как только его гордыня росла выше красной черты, тут же Майя косвенно указывала ему на это. То ребёнок начинал лепетать на всю квартиру, то попугай в клетке стрекотать так, что невозможно было спокойно слушать лектора. Это было не случайно, ведь лектор сам внутренне чувствовал, когда у него росла гордыня. Понимая это, он останавливался и начинал молиться о смирении, унижал свою гордыню тем, что представлял, как сейчас кто-то задаст с вызовом глупый вопрос, или как-то по-другому унизит его. Через минуту-две такой чистки ребёнок и попугай замолкали.

Что значит, что гордыня заходит за красную черту? Это значит, что преданный за время лекции так сильно привык к имиджу хорошего лектора, (ведь его долго слушают и всем всё нравится), что если его вдруг отвергнут, начнут с ним спорить по какому-то вопросу, не пригласят в следующий раз проводить лекцию, то он начнёт сердиться, обижаться, краснеть, и т.д. и этими эмоциями будет давить чувство любви в себе и в слушателях. А до красной черты, значит, что если бы начались описанные неприятности, он спокойно перенёс бы их.

 

Рассмотрим ещё примеры на смирение.

1) Однажды к Бхактисиддханте Сарасвати с серьёзными философскими вопросами пришёл проректор одного из университетов. Гуру был занят и сказал, что освободится чуть позже, а пока тот может задать все вопросы ученикам, что мыли принадлежности алтаря неподалёку. Проректор удивился, но смиренно подошёл к ученикам. Узнав, зачем он пришёл, ученики сказали, что они тоже пока заняты, но если он хочет, то может помочь им в чистке принадлежностей. Проректор удивился такому отношению ещё больше, но всё же согласился помочь, ведь это служение Богу. Тут и началось самое удивительное. Пока он помогал ученикам все ответы на вопросы проявились у него в уме. Когда он потом рассказал об этом, Бхактисиддханта Сарасвати с радостью процитировал стих о том, что тот, кто смиренно служит вайшнавам, получает беспричинное знание и отрешённость.

2) В древние времена одного мудрого санньяси назначили царём страны. Хотя он очень не хотел этого, достойных личностей больше не было. Санньяси ежедневно молился Богу о том, чтобы Он избавил его от такого бремени. И вот на страну напал враг. Вражеский царь зашёл в покои и бросил вызов: "Давай сражаться! Если ты победишь, моё царство будет твоим, и наоборот". Санньяси радостно воскликнул: "Дорогой, какая битва, да забирай моё царство просто так, наконец-то Господь ответил на мою молитву". Тот опешил: "Да нет же, давай сражаться!" А санньяси ни в какую. Вражеский царь застыл на месте, потом пал санньяси в ноги и попросился в ученики.

Это немного странная история, поскольку за свою непривязанность и смирение санньяси получил то, чего не хотел, но всё же смысл понятен, что смирение и непривязанность — самое сильное оружие.

3) У одной преданной дома жил пёс. Иногда он объедался всякой дряни на улице и ночью будил её, чтобы вывела на улицу. Конечно же это вызывало внутреннее недовольство у преданной. Но однажды в очередной раз она вспомнила о таком понятии как смирение. Она подумала: "О Господь, ты проверяешь меня на смирение, ну что ж, ничего не остаётся делать, как принять". Тут же пёс изменился, его раджас прошёл, и он спокойно лёг на своём месте. Раньше такого не было.

4) Вы идёте по улице и вдруг на вас вызверилась собака. Мурашки по коже, испуг, протест, хочется взять крепкую палку и по морде... Конечно, бывают исключения, но обычно это подсказка, что у вас эмоции не в порядке. Собака интуитивно чувствует состояние тонкого тела человека. Когда вы испугались лая, ваша аура получила встряску. Энергия, скопившаяся в низших чакрах, поднялась вверх, чувствуете мурашки; с ауры осыпалась тонкая грязь, в частности, чужие плохие мысли о вас. Это мощное средство очищения. Итак, в испуге вам хочется ударить собаку, тем более, что поднявшаяся энергия придаёт вам сил, но этого нельзя делать. Нужно мысленно поблагодарить Бога, потом собаку, смиренно принять её лай, как средство вынужденного очищения вашей души. Вовремя поймайте себя, и вместо того, чтобы тратить высвободившиеся силы на агрессию, направьте их на молитву и благодарность. Вместо двойного осквернения будет двойное очищение.

Одного мужчину на улице за руку укусила собака. Он озлобился. Через неделю его на том же месте застрелили люди, которых он презирал в связи со своей работой.

5) Трое мужчин зимой поехали на рыбалку. Вышли на лёд, прорубили лунки и стали ловить рыбу. Началась пурга, случайно один из мужчин поскользнулся и провалился в прорубь. Его затянуло под лёд. Друзья не могли ничего поделать, сели в машину и уже отъехали достаточно далеко. Было слышно только завывание ветра. Вдруг один из мужчин воскликнул: "Я слышу, как он нас зовёт!" Друг опешил и говорит: "Да ты что, это тебе кажется!" Тот всё же уговорил вернуться. Они снова вышли на лёд и действительно услышали голос провалившегося друга, правда звук был очень искажённый. Недалеко от себя они увидели торчащую изо льда трубку от раскладушки. Из неё и доносился зов товарища. Мужчины прорубили лёд вокруг трубки и вытащили друга. Всё окончилось благополучно. Оказалось, что он, провалившись, стал мотать руками по сторонам и ухватился за трубку. Стал дышать через неё, а потом и звать друзей. Конечно же, ничего хорошего он не ощущал, но панического испуга не было, он просто был настроен на лучшее и старался предпринимать какие-то усилия, и Господь помог ему. Интересно, что друг в машине не мог физически слышать голос провалившегося друга, но Параматма всё устроила.

В критических ситуациях Господь помогает всем, кто проявляет бесстрашие и смирение. Если же человек в опасности испугом, сожалением или обидой начинает убивать в себе чувство любви, то Майя может обойтись беспощадно. Это значит, что человек не сдаёт проверку на мужество, на непривязанность. Тогда смерть приходит в качестве блокировки ПЧ. Иначе, когда опасность минует, человек продолжит нагнетать ПЧ в отношении себя или того, кто довёл его до опасной ситуации, а это приносит вред душе. Погибающий с ПЧ в душе должен будет проходить новый урок в следующей жизни.

6) Ещё пример того, как Господь защищает атеистов от смерти.

Однажды во время Второй Мировой войны в одном из русских городов завязалась перестрелка между русскими воинами и фашистами. Русские через открытую площадь между домов протянули телефонный кабель. Фашисты скоро перебили его автоматной очередью. Командир послал одного воина соединить кабель. Он пополз и его тут же застрелили. Командир дал приказ другому. Когда он полз, вокруг него земля кипела от пуль, но ни одна не попала в него. Он соединил провод и вернулся. Это была просто мистика, никто не мог ничего понять. Бережёного Бог бережёт. Оказалось, что второй солдат без сожаления смирился со смертью и полз без страха. Он не цеплялся за жизнь ни в малейшей степени.

Кришна говорит: "Как Мне предаются, так Я и отвечаю". Солдат не цеплялся за жизнь и он её сохранил, а если бы это был преданный, думающий о Боге в опасности, то у него не только осталась бы жизнь, но и любовь к Богу усилилась бы. Т.е. каждый получает по заслугам.

 

Внешние усилия и смирение

 

1) Когда есть внешние усилия, но не хватает смирения выдержать результат, результат не приходит. Мы вынуждаем Майю вставлять нам палки в колёса. (Нет смирения выдержать результат значит не возгордиться, не завидовать тем, у кого больший результат, не презирать тех, у кого нет результата, и т.д.)

2) Когда есть внешние усилия и хватает смирения, результат приходит.

3) Когда есть смирение, но нет внешних усилий, результат придёт, конечно если есть желание. Майя по воле Господа устроит так, что преданный получит результат просто так. Он сам придёт ему в руки. Нужна только непривязанность, хорошая внутренняя целеустремлённость и медитация.

Не понимая этого, мы часто проповедуем девиз: "Просто продолжай!" Но нужно не просто продолжать, а проанализировать свои эмоции и сделать выводы. "Просто продолжай!" — настроение раба. Ни слуга, ни наёмник не станет тратить силы и время бездумно.

Когда Драупади пытались раздеть, она вначале прилагала внешние усилия — возмущалась, просила о помощи присутствующих, удерживала сари. Но потом она стала молиться Кришне, отказалась от контроля ситуации. Когда она убрала вторую руку и полностью положилась на волю Бога, это означало, что она убрала вторую руку внутри, в сердце. За это она получила защиту. Мы же, в отличие от Драупади, в трудностях отпускаем вторую руку снаружи и ждём, когда Кришна поможет нам. Если внутри мы по-прежнему боимся неблагоприятного для нас исхода, ситуация в лучшую сторону обычно и не меняется.

Усилия усилиями, а лень тоже полезна, чтобы душа периодически выключалась из гоночного режима тела. Иначе будешь как загнанная лошадь. Через желания и деятельность мы привязываемся к мирскому, а через их отсутствие и лень отрешаемся. В идеале нужно всё время работать (на грубом или тонком уровне) для Кришны, но поскольку такой режим по силам только чистым преданным, то лень — предохранитель от срывов для остальных.

Как любовь, не прошедшая испытания разлукой может оказаться фальшивкой, так и усилия на пути к Богу без разочарований и срывов могут привести к провалу. Не нужно бояться разочарования в себе и в близких по духу людях. Это — закалка духа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...