Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акты Президента РФ, их значение и юридическая сила.




Президент Российской Федерации: основы конституционного статуса.

 

Конституция РФ 1993г. исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Как отмечает С.А, Авакьян, это отразилось даже на очередности глав в Конституции (Гл.4 – «Президент РФ», Гл.5 – «Федеральное Собрание»).

Согласно ст.80 Конституции РФ, Президент «является главой государства», гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

За отсутствием чего – либо дельного по данному вопросу, кроме учебника С. А. Авакьяна, обратимся к нему и изложим его подход к фигуре Президента в политической системе РФ. Он считает, что модель «сильного российского Президента РФ» проявляется в совокупности следующих факторов:

Президент избирается народом и его полномочия производны от власти народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции;

Президент по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми властями;

Только Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех иных органов государственной власти;

Президент в целом независим от других органов государственной власти;

Президент обладает внушительным арсеналом возможностей по отношению к иным политическим институтам (возможность осуществлять послание Федеральному Собранию, право вето на законопроекты, право роспуска ГД, возможность роспуска Правительства РФ и т.п.);

Наличие у него возможности правотворить по вопросам собственного ведения (издание Указов и Распоряжений);

Определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

Ему практически полностью подконтрольно Правительство РФ (формирование, направление его деятельности и т.п.);

Определяет военную доктрину государства;

Вывод из всего этого: Президент РФ – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны.

Требования к должности:

Гражданство РФ

Возраст – не менее 35 лет (верхний предел ОТСУТСТВУЕТ)

Постоянное проживание на территории РФ в течение не менее 10 лет

Краткая характеристика должности в целом:

Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ст92, ч.1 Конституции РФ)

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2 сроков подряд

Президент РФ вправе (но не обязан (!)) приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления полномочий

Избранный Президент вступает в должность на 30 – й день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов

Он обязан принести присягу народу РФ

Официальная резиденция – Московский Кремль

Официальный символ президентской власти – Штандарт (флаг) Президента РФ

Помимо этого, Президент РФ, согласно ст.91, обладает неприкосновенностью. В текущем законодательстве трактовки данного положения нет, поэтому, по мнению С.А. Авакьяна, нужно руководствоваться по аналогии нормами. Касающимися неприкосновенности членов СФ и ГД, хотя неприкосновенность Президента несоизмеримо шире.

Учебник Авакьяна

Нормативная база: ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»

Неприкосновенность Президента РФ – неприкосновенность его личности.

Особенности его неприкосновенности:

К нему нельзя применять меры физического или психического насилия

Его нельзя арестовывать, задерживать, подвергать обыску, допросу, медицинскому осмотру либо личному досмотру ни под каким предлогом

Действующего Президента нельзя его привлечь к какой – либо юридической ответственности (кроме конституционно – правовой в форме отрешения от должности)

Президенту со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме перечисленных мер, причем Президент в течение срока своих полномочий НЕ ВПРАВЕ от нее отказаться

 

 

Полномочия Президента РФ

Учитывая нелюбовь отечественного законодателя к системному изложению нормативного материала, и, наоборот, любовь к систематизации С. А. Авакьяна, опять – таки будет целесообразно обратиться к его учебнику в рамках данного вопроса. Он предлагает делить полномочия на несколько групп, а именно:

- Полномочия по созданию и формированию государственных органов, назначению должностных лиц

· Назначает Председателя Правительства РФ с согласия ГД

· Формирует весь состав Правительства

· Устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти

· Назначает руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами (не всех, а тех, кто обеспечивает деятельность Президента РФ)

· Принимает решение об отставке Правительства РФ

· Назначает судей федеральных судов (кроме КС, ВС и ВАС)

· Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ

· Формирует Администрацию Президента РФ и утверждает Положение о ней

· Назначает и освобождает своих полномочных представителей в Федеральных округах

· Решает кадровые вопросы в сферах обороны и внутренних дел (назначает и освобождает высшее командование ВС и т.п.)

· Решает кадровые вопросы в сфере внешней политики (назначает и отзывает дипломатических представителей РФ и т.п.)

Представляет:

ü ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности

ü СФ кандидатуры для назначения на должности судей КС, ВС, ВАС

ü СФ кандидатуру Генерального Прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении его от должности

ü ГД кандидатуру на должность Председателя Счетной Палаты РФ

ü СФ кандидатуру на должность Заместителя Председателя Счетной Палаты РФ

- Полномочия в вопросах внутренней политики

· Определяет основные направления внутренней политики

· Может осуществлять нормативно – правовое регулирование общественных отношений (издает Указы и Распоряжения)

· Назначает Референдум (согласно действующему законодательству)

- Полномочия при взаимодействии с ФС

· Обращается к нему с ежегодными посланиями о ситуации в стране

· Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (что создает необходимые условия для деятельности Палат ФС)

· Обладает правом законодательной инициативы

· Право участвовать в заседаниях ГД и СФ и выступать на них

· Обязанность по подписанию и опубликованию ФЗ, ФКЗ и Законов о Поправках

· Обладает правом вето на ФЗ

· Назначает выборы в ГД

· Может распустить ГД (*если ГД выразила недоверие Правительству; *если Председатель Правительства поставил перед ГД вопрос о доверии, и она в этом доверии отказывает; *если ГД трехкратно отклонила кандидатуры Председателя Правительства, представленные Президентом РФ)

- Полномочия при взаимодействии с Правительством РФ

· Назначает Председателя Правительства РФ с согласия ГД

· Формирует весь состав Правительства

· Принимает решение об отставке Правительства РФ

· Может председательствовать на заседаниях Правительства РФ

- Полномочия при взаимодействии с судебными органами

Основываются на конституционном принципе независимости судей

· Может обратиться в суд в целях защиты интересов государства и обеспечения законности

· Назначает судей федеральных судов (кроме КС, ВС и ВАС)

· Предлагает СФ кандидатуры для назначения на должности судей КС, ВС, ВАС

· Возглавляет Совет по совершенствованию правосудия при Президенте РФ

- Полномочия при взаимодействии с субъектами РФ

· Создает условия для благополучного развития субъектов РФ

· Имеет возможность инициировать согласительные процедуры между органами государственной власти субъектов РФ и между органами РФ и субъектов

· Принимает активное участие в решении вопросов принятия и образования нового субъекта в составе РФ

· Утверждает своими указами основы государственной национальной и региональной политики

· Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ

· Вправе отрешать от должности главу исполнительной власти субъекта РФ

· Выносит предупреждение органу законодательной власти субъекта РФ в случае нарушения им прав и свобод человека и гражданина и неисполнения своих непосредственных задач

· Распускает орган законодательной власти субъекта РФ в случае, если тот в течение 3 месяцев после вынесения ему предупреждения не устраняет выявленные нарушения

- Полномочия в области внешней политики

· Осуществляет руководство внешней политикой

· Представляет РФ в международных отношениях

· Ведет переговоры и подписывает МД РФ без необходимости предъявления полномочий

· Назначает дипломатических представителей РФ

· Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых у нас дипломатических представителей

· Принимает решение о направлении российского воинского контингента за пределы РФ (после одобрения СФ) и об его отзыве

- Полномочия в области обороны и безопасности, охраны общественного порядка в РФ

· Формирует СовБез и является его Председателем

· Утверждает военную доктрину РФ

· Определяет основные направления военной политики государства (утверждает: общевоинские уставы, структуру, состав ВС РФ, единый перечень воинских должностей и т.п.)

· Объявляет полную или частичную мобилизацию в случаях агрессии

· Издает указы о воинских призывах и об увольнении с военной службы

· Объявляет военное положение своим указом

· Вводит чрезвычайное положение своим указом

- Полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности

· Вопросы гражданства и предоставления внешнеполитического убежища

· Награждение государственными наградами, присвоение почетных званий РФ

· Осуществляет помилование (не забываем о Ходорковском)

- Полномочия по организации своей деятельности

· Создание федеральных органов исполнительной власти и выделение из них тех, которые будут функционировать под его эгидой

· Создание различных вспомогательно – совещательных органов

· Формирование Администрации Президента

Роль Президента в РФ:

ü Постоянно участвует в жизни государства, постоянно занимается делами государства

ü Решает все задачи управления страной

ü Внешнеполитическая деятельность

o Руководит

o Сам непосредственно выполняет соответствующие функции

o Укрепляет позиции России в современном мире

ü Руководитель обороны и обороноспособности нашей страны

o Верховный главнокомандующий, не обязательно иметь какое-то высшее звание.

ü Тесно взаимодействует с Правительством РФ

o По прежнему конституционному тексту было сказано, что Президент руководит деятельностью правительства, но тогда он характеризовался как глава исполнительной власти

o Сейчас – он также руководит деятельностью Правительства, может председательствовать на заседании Правительства (ФКЗ «О Правительстве РФ»).

o Мнение Авакьяна: это вполне логично, ведь как иначе он может руководить государством

o Согласованное функционирование органами государственной власти не означает руководство этими органами.

o Законопроекты Президента подлежат внеочередному рассмотрению в Федеральном Собрании.

o Президент формирует состав Правительства и сам утверждает всех, кроме одного – Председателя.

o Но он не руководит вместо Председателя Правительства.

o Есть многие федеральные органы исполнительной власти работают под непосредственным руководством Президента, но! Они не являются независимыми от Правительства.

o В нормальном порядке Президент согласовывает (ставит в известность) с Председателем Правительства свои действия в отношении исполнительной власти.

o Указы Президента визируются Правительством и соответствующим министерством, но нет жёсткой необходимости контрасигнатуры.

 

 

Акты Президента РФ, их значение и юридическая сила.

Выделяют 2 вида актов Президента РФ (согласно ст.90 Конституции РФ):

· Указы

· Распоряжения

И Указы, и Распоряжения могут быть как нормативными, так и ненормативными. Нормативные указы и распоряжения:

- содержат себе общие правила поведения и рассчитаны на многократное применение и на неопределенный круг лиц,





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.