Акты Президента РФ, их значение и юридическая сила.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Президент Российской Федерации: основы конституционного статуса.
Конституция РФ 1993г. исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Как отмечает С.А, Авакьян, это отразилось даже на очередности глав в Конституции (Гл.4 – «Президент РФ», Гл.5 – «Федеральное Собрание»). Согласно ст.80 Конституции РФ, Президент «является главой государства», гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. За отсутствием чего – либо дельного по данному вопросу, кроме учебника С. А. Авакьяна, обратимся к нему и изложим его подход к фигуре Президента в политической системе РФ. Он считает, что модель «сильного российского Президента РФ» проявляется в совокупности следующих факторов: Президент избирается народом и его полномочия производны от власти народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции; Президент по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми властями; Только Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех иных органов государственной власти; Президент в целом независим от других органов государственной власти; Президент обладает внушительным арсеналом возможностей по отношению к иным политическим институтам (возможность осуществлять послание Федеральному Собранию, право вето на законопроекты, право роспуска ГД, возможность роспуска Правительства РФ и т.п.); Наличие у него возможности правотворить по вопросам собственного ведения (издание Указов и Распоряжений); Определяет внутреннюю и внешнюю политику государства; Ему практически полностью подконтрольно Правительство РФ (формирование, направление его деятельности и т.п.);
Определяет военную доктрину государства; Вывод из всего этого: Президент РФ – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны. Требования к должности: Гражданство РФ Возраст – не менее 35 лет (верхний предел ОТСУТСТВУЕТ) Постоянное проживание на территории РФ в течение не менее 10 лет Краткая характеристика должности в целом: Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ст92, ч.1 Конституции РФ) Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2 сроков подряд Президент РФ вправе (но не обязан (!)) приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления полномочий Избранный Президент вступает в должность на 30 – й день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов Он обязан принести присягу народу РФ Официальная резиденция – Московский Кремль Официальный символ президентской власти – Штандарт (флаг) Президента РФ Помимо этого, Президент РФ, согласно ст.91, обладает неприкосновенностью. В текущем законодательстве трактовки данного положения нет, поэтому, по мнению С.А. Авакьяна, нужно руководствоваться по аналогии нормами. Касающимися неприкосновенности членов СФ и ГД, хотя неприкосновенность Президента несоизмеримо шире. Учебник Авакьяна Нормативная база: ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» Неприкосновенность Президента РФ – неприкосновенность его личности. Особенности его неприкосновенности: К нему нельзя применять меры физического или психического насилия Его нельзя арестовывать, задерживать, подвергать обыску, допросу, медицинскому осмотру либо личному досмотру ни под каким предлогом
Действующего Президента нельзя его привлечь к какой – либо юридической ответственности (кроме конституционно – правовой в форме отрешения от должности) Президенту со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме перечисленных мер, причем Президент в течение срока своих полномочий НЕ ВПРАВЕ от нее отказаться
Полномочия Президента РФ Учитывая нелюбовь отечественного законодателя к системному изложению нормативного материала, и, наоборот, любовь к систематизации С. А. Авакьяна, опять – таки будет целесообразно обратиться к его учебнику в рамках данного вопроса. Он предлагает делить полномочия на несколько групп, а именно: - Полномочия по созданию и формированию государственных органов, назначению должностных лиц · Назначает Председателя Правительства РФ с согласия ГД · Формирует весь состав Правительства · Устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти · Назначает руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами (не всех, а тех, кто обеспечивает деятельность Президента РФ) · Принимает решение об отставке Правительства РФ · Назначает судей федеральных судов (кроме КС, ВС и ВАС) · Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ · Формирует Администрацию Президента РФ и утверждает Положение о ней · Назначает и освобождает своих полномочных представителей в Федеральных округах · Решает кадровые вопросы в сферах обороны и внутренних дел (назначает и освобождает высшее командование ВС и т.п.) · Решает кадровые вопросы в сфере внешней политики (назначает и отзывает дипломатических представителей РФ и т.п.) Представляет: ü ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности ü СФ кандидатуры для назначения на должности судей КС, ВС, ВАС ü СФ кандидатуру Генерального Прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении его от должности ü ГД кандидатуру на должность Председателя Счетной Палаты РФ
ü СФ кандидатуру на должность Заместителя Председателя Счетной Палаты РФ - Полномочия в вопросах внутренней политики · Определяет основные направления внутренней политики · Может осуществлять нормативно – правовое регулирование общественных отношений (издает Указы и Распоряжения) · Назначает Референдум (согласно действующему законодательству) - Полномочия при взаимодействии с ФС · Обращается к нему с ежегодными посланиями о ситуации в стране · Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (что создает необходимые условия для деятельности Палат ФС) · Обладает правом законодательной инициативы · Право участвовать в заседаниях ГД и СФ и выступать на них · Обязанность по подписанию и опубликованию ФЗ, ФКЗ и Законов о Поправках · Обладает правом вето на ФЗ · Назначает выборы в ГД · Может распустить ГД (*если ГД выразила недоверие Правительству; *если Председатель Правительства поставил перед ГД вопрос о доверии, и она в этом доверии отказывает; *если ГД трехкратно отклонила кандидатуры Председателя Правительства, представленные Президентом РФ) - Полномочия при взаимодействии с Правительством РФ · Назначает Председателя Правительства РФ с согласия ГД · Формирует весь состав Правительства · Принимает решение об отставке Правительства РФ · Может председательствовать на заседаниях Правительства РФ - Полномочия при взаимодействии с судебными органами Основываются на конституционном принципе независимости судей · Может обратиться в суд в целях защиты интересов государства и обеспечения законности · Назначает судей федеральных судов (кроме КС, ВС и ВАС) · Предлагает СФ кандидатуры для назначения на должности судей КС, ВС, ВАС · Возглавляет Совет по совершенствованию правосудия при Президенте РФ - Полномочия при взаимодействии с субъектами РФ · Создает условия для благополучного развития субъектов РФ · Имеет возможность инициировать согласительные процедуры между органами государственной власти субъектов РФ и между органами РФ и субъектов
· Принимает активное участие в решении вопросов принятия и образования нового субъекта в составе РФ · Утверждает своими указами основы государственной национальной и региональной политики · Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ · Вправе отрешать от должности главу исполнительной власти субъекта РФ · Выносит предупреждение органу законодательной власти субъекта РФ в случае нарушения им прав и свобод человека и гражданина и неисполнения своих непосредственных задач · Распускает орган законодательной власти субъекта РФ в случае, если тот в течение 3 месяцев после вынесения ему предупреждения не устраняет выявленные нарушения - Полномочия в области внешней политики · Осуществляет руководство внешней политикой · Представляет РФ в международных отношениях · Ведет переговоры и подписывает МД РФ без необходимости предъявления полномочий · Назначает дипломатических представителей РФ · Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых у нас дипломатических представителей · Принимает решение о направлении российского воинского контингента за пределы РФ (после одобрения СФ) и об его отзыве - Полномочия в области обороны и безопасности, охраны общественного порядка в РФ · Формирует СовБез и является его Председателем · Утверждает военную доктрину РФ · Определяет основные направления военной политики государства (утверждает: общевоинские уставы, структуру, состав ВС РФ, единый перечень воинских должностей и т.п.) · Объявляет полную или частичную мобилизацию в случаях агрессии · Издает указы о воинских призывах и об увольнении с военной службы · Объявляет военное положение своим указом · Вводит чрезвычайное положение своим указом - Полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности · Вопросы гражданства и предоставления внешнеполитического убежища · Награждение государственными наградами, присвоение почетных званий РФ · Осуществляет помилование (не забываем о Ходорковском) - Полномочия по организации своей деятельности · Создание федеральных органов исполнительной власти и выделение из них тех, которые будут функционировать под его эгидой · Создание различных вспомогательно – совещательных органов · Формирование Администрации Президента Роль Президента в РФ: ü Постоянно участвует в жизни государства, постоянно занимается делами государства ü Решает все задачи управления страной ü Внешнеполитическая деятельность o Руководит
o Сам непосредственно выполняет соответствующие функции o Укрепляет позиции России в современном мире ü Руководитель обороны и обороноспособности нашей страны o Верховный главнокомандующий, не обязательно иметь какое-то высшее звание. ü Тесно взаимодействует с Правительством РФ o По прежнему конституционному тексту было сказано, что Президент руководит деятельностью правительства, но тогда он характеризовался как глава исполнительной власти o Сейчас – он также руководит деятельностью Правительства, может председательствовать на заседании Правительства (ФКЗ «О Правительстве РФ»). o Мнение Авакьяна: это вполне логично, ведь как иначе он может руководить государством o Согласованное функционирование органами государственной власти не означает руководство этими органами. o Законопроекты Президента подлежат внеочередному рассмотрению в Федеральном Собрании. o Президент формирует состав Правительства и сам утверждает всех, кроме одного – Председателя. o Но он не руководит вместо Председателя Правительства. o Есть многие федеральные органы исполнительной власти работают под непосредственным руководством Президента, но! Они не являются независимыми от Правительства. o В нормальном порядке Президент согласовывает (ставит в известность) с Председателем Правительства свои действия в отношении исполнительной власти. o Указы Президента визируются Правительством и соответствующим министерством, но нет жёсткой необходимости контрасигнатуры.
Акты Президента РФ, их значение и юридическая сила. Выделяют 2 вида актов Президента РФ (согласно ст.90 Конституции РФ): · Указы · Распоряжения И Указы, и Распоряжения могут быть как нормативными, так и ненормативными. Нормативные указы и распоряжения: - содержат себе общие правила поведения и рассчитаны на многократное применение и на неопределенный круг лиц,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|