Народное представительство
С одной стороны, народное представительство – это то, о чём постоянно говорят, но не очень понятно, как оно существует на самом деле. С другой, народные представители пренебрегают этим представительством. Избиратели избирают определённых представителей. Народ избирает, какой представитель правящей элиты будет решать вопросы вместо народа – суть современного представительства. По ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. С момента принятия Конституции ни одного референдума не было. Нам нужен бы постоянный парламентаризм, а не на один раз в полгода. Хорошо с точки зрения, когда парламентарии живут вместе с народом. Они принимают законы, и они обеспечивают реализацию этих законов в жизнь. Но было плохо, что депутаты не готовили законы (их готовили в исполнительной власти и в партии) и депутаты только голосовали за них. Тогда были созданы комиссии (которые собирались за две недели и готовили эти законы). Но тем не менее было очевидно, что депутатский корпус формировался исполнительной власти. Нам нужно было перейти на систему постоянного избирательного парламента. Постоянно работающий – это означает 1) вознаграждение депутатов и членов СФ = з/п федеральных министров (250 000 тыс.). Профессиональное исполнение обязанностей – они обязаны стараться, чтобы они выполняли свои функции профессионально, квалифицированно.
Верховенство представительного органа было заменено на разделение властей. Никакой орган не вмешивается в деятельность другого органа, но имеет определённые инструменты воздействия.
Законодательная власть формирует исполнительную власть, решает какие-то вопросы исполнительной власти. Такое участие в формировании и рассмотрении вопросов предполагается при разделении властей. Но принять решение вместо кого-то она не может.
Принцип верховенство парламента у нас не существует.
Однопалатный или двухпалатный Россия – федерация, а все федерации в мире имеют двухпалатный парламент. Есть политические интересы, а есть территориальные интересы, и именно поэтому: · Одна палата формируется по принципу политического представительства · Вторая палата формируется по принципу национально-территориального и территориального представительства. o Национально-территориальная автономия, напр., татар включает в себя всех татар, кроме проживающих на территории республики Татарстан. Выражает интересы и русских, проживающих на территории республики, и, главным образом, татар. o Территориальный принцип – образуются по географическому признаку, и фактически субъекты выражают интересы всех проживающих на территории данного субъекта. Выражает интересы русских и нерусских, проживающих на территории.
Совет Федерации – верхняя палата российского парламента. Мнение Авакьяна: в национально-территориальном государстве это является необходимым элементом.
Парламент сочетает общегосударственные и территориальные интересы. Так и СФ сочетает интересы государства и территории. СФ – не палата регионов, а палата федерально собрания, и это значит, что нужно думать о том, как сочетать интересы регионов с интересами всего государства.
Соотношение палат Два подход: 1) Палаты являются равноправными и равными. Ни одна из палат не может сказать, что она выше, лучше. Если они работают сообща, то должно быть два председательствующих или председателя всего парламента. Принцип равенства означает, что они находятся в равном положении.
a. Если палаты равны, то они создают общие органы – обычно комитеты. Кроме того могут создать свои органы – комиссии. b. Если комитет создаётся из представителей обеих палат, то там должно быть обеспечено равное представительство. c. Стараются, чтобы было и равное количество депутатов в обеих палатах. В ФС не реализуется принцип равноправия и равенства. Палаты остаются равными – у каждой есть свои полномочия, свои дела. Но они самостоятельные. С точки зрения конституционного статуса. 2) Используется принцип верхней и нижней палаты. a. Законопроекты вносятся в ГД, голосуются и принимаются в ГД b. Дальше они передаются в СФ Отсюда терминологическое различие. Рассматривается законодательный процесс по принципу «снизу вверх». Некоторые члены СФ сказали, что они – «отдел технического контроля», «фильтр». Однако этот принцип здесь не подходит. Депутаты ГД могут не учитывать какие-то государственные или территориальные аспекты, и тогда члены СФ должны это подправить.
Конституция предусмотрела хороший вариант взаимодействия палат. ГД приняла закон -> СФ одобряет. Мнение Авакьяна: не ГД принимает закон, всё Федеральное Собрание вместе, документ, который идёт из ГД в СФ – ещё не закон, а только попытка принятия закона. Только в одном случае – когда ГД голосует закон в прежней редакции – она сама принимает закон.
СФ и ГД заседают раздельно (ст. 100). По мнению Авакьяна это не правильно, нужно допустить совместные заседания. И можно дать толкование Конституции, что они могут заседать вместе, но раздельно голосовать. Напр., при принятии закона о бюджете он сначала рассматривается в ГД, потом он же в СФ. Ставится вопрос о целесообразности.
Первое чтение – представление проекта, выступает докладчик, выносится концепция. Появилось т.н. «нулевое чтение», когда проект бюджета обсуждается до официального первого чтения вместе с представителями СФ. В немецкой системе есть возможность проведения совместных заседаний палат парламента.
Комитеты у каждой палаты свои, комиссии у каждой палаты свои, кроме: 1) Согласительной комиссии (ст. 105 Конституции РФ) – когда по закону палаты не сошлись во мнениях, палаты создают эту комиссию и она вырабатывает какие-то общие положения по тексту. 2) По ФЗ «О парламентском расследовании» - Федеральное Собрание создаёт комиссию по проведению парламентской расследовании действий при особо крупных авариях, катастрофах. Не обязательно равное представительство, но действует принцип паритета: необходимо единогласное принятие решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|