Злой мальчик. Папа, вернись!
ЗЛОЙ МАЛЬЧИК Подросток проявляет не по возрасту частые и тяжелые изъявления гне- ва, ярости, часто недоволен, рассержен, испытывает ненависть, желание отомстить. Постоянно спорит с взрослыми, старается рассердить их, от- вергает их пожелания и предписания. Считает, что окружающие ему до- саждают, перекладывает на других ответственность за свои ошибки и не- правильное поведение. Лжет или не выполняет обещаний для получения материальной выгоды, поблажек или освобождения от ответственности. Вопреки запретам родителей находится вне дома в темное время суток, прогуливает школу, совершает побеги из дома. Подросток мучает животных, издевается над другими (запугивает, бьет, связывает, наносит порезы, причиняет ожоги). Затевает драки, использу- ет холодное или огнестрельное оружие и потенциально опасные предме- ты. Совершает прямые нападения на окружающих (вымогает, вырывает из рук сумочки на улице). Принуждает к сексуальному контакту. Умыш- ленно портит чужую собственность, совершает поджоги с целью причи- нить серьезный ущерб. Подделывает подписи, крадет ценности дома, в ма- газине, в чужой квартире, совершает взлом помещений, автомобилей. У таких подростков повышена чувствительность к скуке и имеет- ся потребность в стимуляции извне. Они эпизодически устанавливают поверхностные отношения с теми, кто намного младше или старше их, играя роль «крутого парня», чтобы компенсировать свою низкую само- оценку. Как правило, попадают под влияние уличной асоциальной суб- культуры, плохо успевают в школе, рано начинают курить и употреблять наркотики. С возрастом учащаются конфликты с законом, правонаруше- ния становятся все тяжелее. В юношеском возрасте часто формируется антисоциальное расстройство личности с последующим снижением со- циальной адаптации.
У родителей агрессивных подростков часто обнаруживается антисо- циальное расстройство личности и алкоголизмом, у матерей, кроме того,
нередко выявляется психосоматическая патология. Больные обычно яв- ляются плодом незапланированной или нежелательной беременности, ра- стут в большой конфликтной или неполной малообеспеченной семье, где безосновательно или жестоко наказывают ребенка и хвалят его, когда он бьет другого ребенка. Зачастую они воспитываются родственниками или в детских интернатах, в обстановке педагогической запущенности, где не- редко происходит злоупотребление детьми. Воспитатели и их требования хаотично меняются, игнорирование антисоциального поведения сменяет- ся жестокими наказаниями. На попытки коррекции их поведения подростки реагируют отрицанием фактов, бурным раздражением или бегством. Наказания лишь усиливают их враждебность к окружающему миру, которую они направляют не толь- ко на авторитарные фигуры, но и на тех, кто младше и слабее. Уголовная ответственность за ряд преступлений наступает с 14 лет. В зависимости от тяжести преступления суд избирает меру наказания вплоть до лишения несовершеннолетнего свободы на срок до 6 лет с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Кратковременное пребывание в исправитель- ном заведении вызывает страх наказания, который впоследствии способ- ствует компенсации расстройства, особенно при поддержке семьи или бра- ке со стабильным партнером.
ПАПА, ВЕРНИСЬ! Развод — всегда катастрофа для ребенка. Споры и напряженность меж- ду родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к воз- никновению чувства одиночества.
Во время развода родителей дети боятся, что не смогут больше общать- ся с отцом или матерью, с некоторыми друзьями и членами семьи (бабуш- кой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями). Детям, вероятно, при- дется приспосабливаться к новой домашней работе, другому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства — это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается и расста- вание с любимым животным. Дети боятся, что, потеряв одного родителя, они могут потерять и друго- го. Возникают опасения, что их могут отдать в детский дом. Они перестают чувствовать себя в безопасности, волнуются относительно того, кто будет заботиться о них, и даже о том, кто будет забирать их после школы. Ребен- ку зачастую кажется, что папа бросил его, потому что разлюбил. Он изо всех сил старается заслужить папину любовь во время редких встреч, отец тоже стремится искупить свою вину. Их отношения с ребенком не портят, как с мамой, требования делать уроки и соблюдать порядок в доме. А все про- шлые неприятности короткая детская память легко вычеркивает. Постепенно мать начинает раздражать внешнее сходство сына с не- навистным бывшим мужем или схожие черты характера у дочери: «Вся в отца! » Ухудшающиеся взаимоотношения с матерью делают ребенка еще
более зависимым от воскресного папы. Тем более когда мать пытается ограничить общение с ним — запретный плод слаще. Если же дочка дружит с матерью против отца, у нее неминуемо выра- батывается негативное отношение к мужчинам. Повзрослев, она начина- ет испытывать трудности в личной жизни и обвиняет в этом прежде всего мать. Если та не вышла замуж — негодный образец женщины, а вышла — живет только для себя. Последствиями развода могут стать неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении: озлобленность, агрессивность, со- вершение неадекватных поступков. Эти отклонения могут носить как вре- менный, так и постоянный характер, проявляясь на протяжении даже не- скольких лет после расторжения брака. Почти половина детей из разведенных семей в период взросления про- являют обеспокоенность, подавленность, неуверенность в своих способ- ностях, а иногда и озлобленность. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супру- жеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им при- ходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно жела- ют любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и та- кие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных се- мей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке.
Грудной ребенок, конечно, не понимает сути происходящего, но интуи- тивно улавливает настроение родителей. Ребенок не может высказать того, что он чувствует, поэтому ответом на происходящее становятся его частые заболевания. Возможные детские реакции: потеря аппетита, расстройства желудка, беспокойное поведение, диатез. Дети от 2 до 4 лет уже понимают, что один из родителей не будет на- ходиться с ними все время, но не могут понять, почему. Возможные дет- ские реакции: • проблемы со сном; • внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин; • возврат к младенческому поведению (регрессия развития); • проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться); • возникновение панического страха, если родителя нет рядом. Дошкольники 5–7 лет понимают, что одного из родителей не будет ря- дом, и начинают догадываться, почему. Возможные детские реакции: • приятные и неприятные фантазии; • появление неуверенности относительно будущего; • ощущение ответственности за произошедшее; • желание наказания; • повышенный травматизм; • появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет; • во сне часто мучают кошмары.
Дети младшего школьного возраста понимают, что такое развод, и зна- ют, что родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. Возможные реакции: • ребенок чувствует себя обманутым; • надеется, что родители еще будут вместе;
• чувствует себя брошенным тем родителем, который уехал; • игнорирует школу и избегает дружбы; • жалуется на головные боли или боли в желудке; • у него появляются тревожные сны; • могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, понос, частое мочеиспускание.
Дети от 10 лет и подростки понимают, но не принимают развод. Воз- можные реакции: • ребенок чувствует разочарование, обиду; • чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом; • пробует манипулировать родителями, используя сложившуюся си- туацию; • становится «идеальным», или, наоборот, ведет себя вызывающе, про- гуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т. д. ); • игнорирует одного или обоих родителей; • у ребенка возникает чувство неспособности иметь долгосрочные от- ношения.
Семейные принципы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|