Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подростковый криз




Подростковый криз включает перепады настроения без достаточных причин и другие попеременные полярные проявления: повышенная рани- мость и бравада, застенчивость и развязность, сентиментальность и чер- ствость, жажда признания и подчеркнутая независимость, антиавтори- тарность и обожание случайных кумиров, чувственное фантазирование и сухое мудрствование. В это время наблюдаются следующие характер- ные реакции.

Реакция эмансипации заключается в стремлении высвободиться из-под чрезмерной опеки старших. Истероидные и шизоидные подростки крити- куют порядок, гипертимные нарушают его. Крайняя форма реакции — по- беги из дому и бродяжничество. Вариантом этой реакции является реакция оппозиции, при которой выражен агрессивный, антисоциальный компо- нент поведения, возможны жестокие поступки и демонстративные попыт- ки самоубийства.

Реакция группирования со сверстниками проявляется в потребности подростка быть членом группы сверстников, чаще однополой. При се- мейно-педагогической запущенности, а также в закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортивные лагеря, отделения больниц) реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка. В рамках этой реакции может развиться болтоголизм — аддикция отно- шений, начинающаяся с многочасовых пустых разговоров у подъезда, бес- цельного времяпровождения в компании приятелей и т. п.

Хобби-реакции проявляются в виде очень важных для подростка увле- чениях, которые делятся на интеллектуально-эстетические, телесно-ма- нуальные, лидерские, накопительские, эгоцентрические, азартные, ин- формативно-коммуникативные. Ради хобби подросток может жертвовать остальными занятиями, в том числе учебой. Азартные увлечения этого вре- мени могут перейти, например, в спортивный и музыкальный фанатизм. Реакция имитации обнаруживается в подражании кумиру, причем это может быть как поп-звезда, так и преступный авторитет, окруженный ро- мантическим ореолом. Вариантом является реакция отрицательного подра- жания, при которой поведение подростка прямо противоположно навязы- ваемому образцу. Иногда сын алкоголика за счет отрицательной имитации становится трезвенником. К сожалению, чаще эта реакция лежит в основе необъяснимого появления хулигана и наркомана в семье с завышенными

моральными требованиями.


 

Реакция компенсации заключается в восполнении неудач в одной сфере (например, в учебе) в другой (например, в «смелом» поведении). О реак- ции гиперкомпенсации говорят и в тех случаях, когда подросток пытается самоутвердиться именно в трудной для него области: например, застенчи- вый мальчик пытается стать своим в дурной компании, начинает курить, пить, принимать наркотики, оставляет учебу.

В это время происходит кризис идентификации. Он включает преем- ственность с индивидуальным прошлым, чувство постоянства, а также це- лостное ощущение «Я», включающее цели, задачи и стиль жизни наряду с сексуальной идентификацией. Наблюдаются озабоченность своей внеш- ностью, почитание кумиров, охваченность идеологией. Подросток стара- ется укрепить и сделать более явной свою эгоидентичность в отношениях с родителями, сверстниками и лицами противоположного пола.

На пути к достижению идентичности подросток проходит ряд этапов:

1) регрессию к инфантильному уровню со стремлением отстрочить об- ретение взрослого статуса;

2) смутное, но устойчивое состояние тревоги, связанное с социальной незрелостью;

3) чувство изоляции и опустошенности из-за страха утратить собствен- ную идентичность в интимно-личностных отношениях;

4) ожидание чуда, которое может внезапно изменить жизнь;

5) страх перед общением, особенно с противоположным полом;

6) враждебность и презрение к существующим общественным ролям;

7) презрение к отечественному и переоценка всего иностранного;

8) стремление стать «ничем» в качестве единственного способа само- утверждения.

На этом фоне легко возникают суицидоопасные депрессивные реакции.

Основные внутренние конфликты в это время:

• бунт против контроля со стороны взрослых/потребность в руковод- стве;

• желание близости/страх интимности;

• испытание и проверка на прочность внешних границ/поддержка и за- бота со стороны взрослых;

• мысли о будущем/ориентация на настоящее;

сексуальное созревание/психическая неподготовленность к сексуаль- ному опыту.

 

 


 

16–19 лет — кризисный период между юностью и взрослостью. За- вершается половое созревание у женщин. Достигается генитальная зре- лость, предполагающая превращение эгоцентрических сексуальных ин- тересов в стремление к гармонии с партнером. Происходит временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанав- ливается на основе равноправных взаимоотношений и взаимопомощи. Обретаются взрослая идентичность и новое отношение к миру. Осозна- ется неизбежность смерти, приоритет обязанностей перед правами, бе- рется на себя ответственность за себя и за другого человека. В резуль- тате человек начинает чувствовать себя хозяином собственной судьбы. За нее отвечают не другие люди или обстоятельства, а он сам. Останов- ка на данной стадии влечет изоляцию — неспособность к любви как раз- делению идентичности.

В это время решаются следующие задачи.

• Найти свое место в семье, формальных и неформальных коллекти- вах, определить свои отношения с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, уметь решать проблемы без конфликтов.

• Вести здоровый образ жизни, уметь отказаться от вредных привы- чек или вовремя остановиться, если не удалось избежать соблазна.

• Полноценно проводить свободное время, самостоятельно устраивать интересные мероприятия. Выбрать партнера для любви, установить и сохранить интимные отношения в форме, соответствующей куль- турным, этническим и другим социальным нормам.

• Выбрать будущую профессию, ответственно относиться к приобрете- нию необходимых для нее знаний и навыков.

• Уметь оценивать других людей, устанавливать с ними контакты, вы- ражать свои чувства, заботиться о других, проявлять постоянство чувств.

• Сознательно подчиняться требованиям законов и принятым в обще- стве, семье, учебном заведении нормам.

• Уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем жи- вешь.

Основные задачи взросления: увязать мечты с реальностью, найти на- ставника, обеспечить себе карьеру и наладить интимные отношения. Харак- теристики зрелого человека: широкие границы «Я», способность к теплым межличностным отношениям, самопринятие, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, мягкость и снисхо- дительность, наличие определенной жизненной философии, мудрость.

Молодой человек устраивает и организует жизнь в новой семье в фи- зиологическом, психологическом и социальном плане. Осваиваются роди- тельские роли: мать находит свое «Я» в пространстве семьи и общества, отец — обеспечивает благосостояние семьи на основе рациональной оцен- ки своих возможностей и воплощения их в жизнь. Вырабатывается соб- ственный семейный стиль с взятием взаимных обязательств и сохранени- ем личной независимости.


 

Человек не взрослеет сразу по всем направлениям. Социально зрелые люди, добивающиеся успеха в бизнесе или науке, могут быть совершенно незрелыми в личной жизни. Существует тип «вечных юношей» и «неста- реющих девушек», которые не хотят, а точнее, не могут повзрослеть. Ма- ска юности, которую они носят, на самом деле обнаруживает их остановку в личностном росте. Причина этой остановки чаще всего кроется в страхе перед взрослой ответственностью за себя и за близких людей.

Однако оставаться молодым можно, только продолжая взрослеть, оста- ваясь гармоничным и сильным в решении все более сложных жизненных проблем. Семья и карьера — это внешние признаки взросления. Внутрен- ние критерии определяют не кто я, а — какой я. Психологическая зрелость измеряется не возрастом и положением, а мудрыми решениями и достой- ными поступками.

Тех, кто не сумел вовремя стать гармоничной зрелой личностью, в 28– 30 лет ждет кризис «перевыбора». Многие именно в это время меняют профессию, заводят детей или разводятся. Но если за этими решениями вновь нет серьезных размышлений и осознаний, то кризис 35 лет опять пе- реворачивает все в такой жизни. Кто-то наконец задает себе вопрос: «За- чем я живу? » Так пробуждается осознание своего уникального жизненно- го призвания.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...