Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудные дети. Обуза или помощник?




ТРУДНЫЕ ДЕТИ

Разрешать ребенку все — значит относиться к нему как к взрослому; и это вернейший спо- соб добиться того, чтобы он никогда не стал взрослым.

Томас Сас

У отца в квартире старая бедная мебель, но все чисто. Это типичная холостяц- кая квартира, женщины здесь долго не задерживаются. Отец увеличил фотографию,

где они на серфинге с Аней, вставил ее в рамку и повесил на стену. Когда она по- жаловалась отцу, что очень скучает без него, он с такой кислой миной предложил переехать к нему, что она испугалась, что ей это выйдет боком, и отказалась. Отец предложил приходить к нему домой убираться и готовить и дал ей ключи от своей квартиры. Но она хочет делать это вместе с ним, а он уклоняется, не пускает дочь в свою жизнь.

Аня хотела, чтобы мать организовала ей день рождения в семейном кругу, что- бы родители сидели, как раньше, за одним столом. Но сама отказалась: ей не ну- жен этот вымученный спектакль. Она не чувствует, что у нее есть отец. Мать купи- ла Ане подарок «от родителей», хотела пригласить отца для вручения его, но Аня со слезами заявила, что ей не нужна семья на час. Даша передала мужу подарок через дочь, считая, что торжественнее будет, если от родителей подарит отец, чем она прозаично достанет подарок из тумбочки.

Даша опасается, что стресс развода может помешать дочери поступить в вуз. Аня после ухода отца спит, не раздеваясь, на прожженном сигаретами матраце среди объедков и недопитых бутылок вина, ее подушка утопает в окурках, весь пол завален дорогими вещами вперемешку с грязным бельем. Утром в ее ком- нате горит свет, балконная дверь открыта, и обогреватель включен, температу- ра 50 градусов, вонь… У Даши пропадают деньги, которые, как она думает, дочь выбрасывает во время «уборки»: дочь, не глядя, набивает мешок, чтобы освобо- дить место для новых шмоток. Она не пускает мать ходить через нее на балкон, который заполнила мешками с мусором. В этих мешках Даша находит свои при- везенные из-за границы дорогие вещи. В свет Аня выходит гламурной. Аня рас- ширяет свою помойку в квартире, ничего не может с собой поделать. Даша тоже не может прекратить бороться с ней, что вызывает только обратный эффект. Это созависимость.

Аня поступила в финансово-экономический институт и переехала к отцу. Там она развела жуткий бардак, он ругается, но готов терпеть ее у себя вечно. Даша разобрала грязь в комнате дочери и переселилась туда. Она скучает по дочери, та вслед за отцом теперь понимает, как обижала мать. Даша с дочкой дружат против Саши, дочь все больше убеждается в его инфантильности и ненадежности. Аня по- могает матери искать мужчину через Интернет, попадаются интересные, но Даше надо, чтобы он был молодым душой и по-отечески надежно любил ее, а такие пока что не встречаются.


 

ОБУЗА ИЛИ ПОМОЩНИК?

Что может ваш ребенок?

В 3 года. Собрать и положить игрушки в соответствующее место. По- ложить книги и журналы на полку. Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол. Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом. Почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться. Самому раздеться и с некоторой помощью одеться. Вытереть за собой следы «детской неожиданности». Перенести упаковку с продукта- ми или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.

В 4 года. Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с не- которой помощью). Помочь убрать бакалейные товары. Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров. По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать во дворе и в саду. По- могать расстилать и убирать постель. Помогать мыть посуду (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодный завтрак (хлопья и т. п. ). Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах. Помогать приготавливать простой десерт (например, полить мороженое джемом). Делиться с друзьями игрушками. Доставать из почтового ящика почту. Сообщать родителям, когда выходит из дома по- играть, где будет находиться. Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых. Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке. Помогать складывать полотенца.

В 5–6 лет. Помогать планировать приготовление пищи и закупку ба- калейных товаров. Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой. Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обе- денный стол. Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты. На- рвать зелень с грядки. Расстилать и убирать постель и убирать комнату. Самостоятельно одеваться и прибирать одежду. Чистить раковину, туалет и ванную. Чистить низко расположенные зеркала. Сортировать белье для стирки: складывать в одну кучу белое белье, в другую — цветное. Скла- дывать чистое белье и убирать его. Отвечать на телефонные звонки. По- могать по уходу за двором. Оплачивать мелкие покупки. Помогать мыть машину. Помогать выносить мусор. Самому решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнур- ки на своей обуви.

1-й класс. Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одеж- ду, соответствующую конкретному случаю. Пылесосить коврики. Поли- вать цветы и растения. Чистить овощи. Готовить простую в приготовлении пищу (тосты, вареные яйца и т. п. ). Собирать свой школьный завтрак. По- могать развешивать белье на бельевую веревку. Вешать свою одежду в пла- тяной шкаф. Собирать дрова для костра. Собирать граблями листья и по- лоть сорняки. Прогуливать домашних животных. Нести ответственность за свои мелкие раны. Содержать в чистоте мусорное ведро. Помогать чи- стить салон автомашины. Приводить в порядок или чистить ящик для сто- ловых приборов. Накрывать стол.


 

2- й класс. Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в со- ответствующее место, когда он не используется. Следить за велосипедом и другими игрушками или снаряжением, находящимся во дворе. Поливать газон. Мыть собаку или кошку. Тренировать домашних животных. При- нимать телефонные сообщения и записывать их. Быть на посылках у ро- дителей. Нести пакеты с продуктами. Без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером. Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими. Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак. Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца. Гладить простые вещи.

3- й класс. Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы. Мыть или натирать пол. Помогать переставлять мебель, помогать планировать перестановку мебели. Самостоятельно наполнять себе ванну. По просьбе других помогать им в работе. Наводить порядок в своих шка- фах и ящиках. Выбирать себе одежду и обувь и покупать их с помощью ро- дителей. Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую. Складывать одеяла. Пришивать пуговицы. Зашивать распоровшиеся швы. Чистить кладовку. Убирать за животными во дворе и в доме. Начинать зна- комиться с рецептами по приготовлению простых блюд и учиться их го- товить. Срезать цветы и готовить вазу для цветов. Собирать фрукты с де- ревьев. Разжигать костер; готовить все необходимое для приготовления пищи на костре. Красить забор или полки. Писать простые письма и бла- годарственные открытки. Помогать размораживать и мыть холодильник. Кормить и купать младшего брата или сестру. Полировать столовое сере- бро, медь или бронзу.

4- й класс. Менять постельное белье и складывать грязное белье в кор- зину. Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой. Отмерять стиральный порошок и отбеливатель. Покупать продукты по списку. Са- мостоятельно переходить улицу. Самостоятельно приходить на назначен- ные встречи (например, к врачу), если это находится на расстоянии по- ездки велосипедом. Печь печенье из полуфабриката в коробках. Готовить еду на семью. Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам. Получать свою почту и отвечать на нее. Ходить в гости. Планировать свой день рож- дения и другие вечеринки. Быть в состоянии оказать простую первую по- мощь. Мыть семейный автомобиль. Учиться бережливости и экономии. 5-й класс. Не бояться одному оставаться дома. Самостоятельно ездить

на общественном транспорте. Уметь самостоятельно заработать неболь- шие деньги. Ответственно распоряжаться определенным количеством де- нег. Ответственно относиться к личному хобби.

6- й класс. Самостоятельно распределять время для учебных занятий и выполнять свои дела. Помогать матери уложить спать младшего брата или сестру. Чистить плиту и духовку. Отвечать за доставку прессы. Помо- гать отцу в выполнении домашних дел, поделках и строительстве. На даче убирать территорию, поливать огород, полоть сорняки. Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

В 13–15 лет созревает гипотетически-дедуктивное суждение, основан- ное не только на видимости объектов, но и на гипотезах или предположе- ниях. Появляется способность размышлять над мыслями других людей,


 

пользоваться двумя справочными системами одновременно и схватывать суть того, что может произойти. Формируются жизненные цели и личная система ценностей. Определяется референтная группа, возникает группо- вая идентичность со сверстниками. Устанавливается взаимосвязь между моралью, усвоенной ребенком, и групповыми нормами. Адекватная пози- ция родителей: «Наша любовь всегда с тобой; мы верим, что ты попросишь нас о поддержке».

Старшеклассник должен:

• В школьные дни отходить ко сну в определенное время по согласо- ванию с родителями.

• Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для се- мьи.

• Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медосмотр.

• Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

• Иметь реалистические представления о возможностях и их пределах.

• Последовательно выполнять принятые решения.

• Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех от- ношениях.

• Зарабатывать деньги на личные расходы.

Невротические механизмы, которые родители применяют для контроля и использования подростка:

• Родитель разочарован в других человеческих отношениях и излива- ет все накопившиеся эмоции на ребенка, а также питает себя любо- вью ребенка.

• Родитель требует от ребенка чувства долга и благодарности как по- ведения, за которое тот может получить поощрение.

• Родитель обращается с ребенком как с эмоциональной игрушкой.

• Родитель продлевает собственную молодость за счет того, что дела- ет из дочери маленькую обожательницу, или сын берет на себя роль юного любовника.

• Чрезмерная строгость и авторитарность родителя не позволяет ребен- ку выйти из роли подчиненного.

• Отцовская безответственность и потакание вызывают неуважение со стороны сына. Он сам становится слабым и уступчивым, настро- енным на неудачу.

• Властная мать затрудняет процесс сепарации. Ее сын будет бояться женщин или бороться с ними за власть.

• Подозрительное и неразумное поведение со стороны матери по от- ношению к отцу может создать подобное неосознанное отношение к мужчинам со стороны дочери.


 

• Если отец слишком привязан к дочери, ей трудно отделиться от него и выйти замуж. Она будет искать «папика» и вести себя с ним ин- фантильно, иждивенчески.

• Безразличие и пренебрежение отца делает дочь неуверенной в своей привлекательности. Они пытаются заслужить любовь мужчины ма- теринской заботой, находя себе маминого сыночка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...