Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

мотивы — антиципация — формирование ожидания (экспектации) и установки — фрустрадия: стресс — агрессия на фрустратор




Краткие пояснения звеньев цепочки:

• Первое звено: мотивы

В качестве внутреннего стимула партнера и главной пружины его действия мотив отражает меру осознания человеком той или иной потребности. Если сама потребность труднопонимаема или недоосмыслена человеком, его мотив лежит где-то на уровне подсознания. Так, часто люди де­лают что-то, слабо понимая истинные причины деяний. Бытует в психо­логии мнение, что все наши поступки являются осмысленными лишь на одну десятую часть. Есть и еще один фактор, затрудняющий выявление истинных причин поступка — так называемая поливалентность, при которой каждый предмет окружающего нас мира имеет для нас несколько субъективных ценностей одновременно — букет качеств. В силу чего лю­бая ваша партнерская инициатива или предложение может всколыхнуть в душе партнера сразу несколько волн мотивов. Вы можете своими непро­думанными действиями породить противодействие, партнер может иметь самостоятельную мотивацию, независимую от вас, ваших действий и вы­сказанных вслух оценок. В любом случае мотивация запускает следующее конфликтное звено: механизм антиципации.

• Второе звено: антиципация

Включается прогнозирование, предвидение будущего. Моделирование хо­да и итогов предстоящих событий приводит к построению в сознании ва­шего партнера вполне конкретных представлений как о конечной цели, так и о способах и формах ее достижения. При этом построение проис­ходит с опорой внутрь сознания человека, подключается память, прошлый опыт и, что особо плохо для вас, запускаются эмоциональные пережива­ния прошлого, связанные с прогнозированием чувств, испытать которые еще только предстоит в будущем. При этом на рассудочном уровне могут быть несплошности, темные зоны недопонимания, недостроенные фраг­менты картин, но в эмоциональном плане прочувствования вполне осяза­емы и однозначны. Это приводит к нескольким пагубным эффектам. Во-первых, под действием эмоций подспудно конечная цель трансформи­руется, все ближе склоняясь к желаемой человеком, нежели реально осу­ществимой.

Во-вторых, человек застревает на чувствах и может находиться весьма дол­го в состоянии эмоциональной мастурбации, при котором трансформиро­ванная картина будущего постоянно эмоционально переживается. Работа­ет эффект предвкушения того, чего еще нет и чего, как мы видели, ско­рее всего, и не будет. Обращаем еще раз ваше внимание на факт подключения эмоций к рассудочным действиям — это очень характерно для раз­вития конфликта. С этого момента человек уже не принадлежит миру мыслей, он находится в мире чувств. У него началась эмоциональная раз­рядка, так или иначе связанная с вами, пусть даже хоть трижды некор­ректно увязанная.

Для нас это имеет самое непосредственное приложение, ибо прогнозиро­вание, как мы с вами видели, — наука весьма скользкая, изобилующая массой методологи­ческих дефектов. Выполняемая же на уровне обыденного сознания, да еще с привносимы­ми чувствами искажениями, она в еще большей мере перестает быть точной. Так, весьма понятная для вас цель проекта в голове вашего партнера превращается в нечто весьма от­личное. Но самое плохое начинается дальше.

• Третье звено: формирование экспектаций

На основании эмоциональных предвкушений объект начинает дорисовы­вать идеальную картинку, привнося в нее правдоподобные черты реальной действительности и окружения. Уже ему воочию грезятся все те положи­тельные последствия, которые произойдут после достижения де желаемой цели. Подсознательно все эти благие грезы связываются в вами и вашими намерениями, часто весьма далекими от реальности, формируется уста­новка на вас и совместное дело. В этом звене как нельзя более весомо ска­зывается такое качество личности, как способность рассудочно воздейст­вовать на собственное восприятие.

• Четвертое звено фрустряуия

Как вы знаете, фрустрация — это крушение надежд, разбитые и неоправ­данные ожидания, сопровождаемые субъективно переживаемыми эмоци­ями подавленности, разочарования. Что плохого тут заложено изначально, кроме неправомочных переживаний? Почти всегда фрустрацию сопрово­ждает агрессия к тому, что, по мнению человека, явилось причиной раз­очарования — фрустратору. Нетрудно предположить, что фрустратором в разбираемой цепочке как раз окажетесь вы, как бы далеко вы при этом ни были. Обратите внимание, что никакой вашей вины нет и в помине. Есть «надуманные» иллюзии, которым и не суждено было сбыться, и есть эмоции, весьма способствующие созданиям и укреплению могущества ил­люзий. Теперь вы должны понимать, что и надуманность может иметь вполне закономерные объективные причины.

РЕЗЮМЕ:

Мы утверждаем, что если не все, то подавляющая масса, конфликта между партнерами. лриндилмаляно описывается этой психологической депочкой и на практике локализует­ся лишь местом, зарождения и. формой развития конфликта, в звеньях рассмотренной деои.

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ И Р-ТЕХНО

Исходя из «конфликтной цепочки», мы строим типологию конфликтов. Следует помнить, что один из краеугольных принципов Р-системы выражает факт того, что в реальной жизни редко приходится сталкиваться с чем-то одним. Этот постулат не минует и конфликты. Моноказуальные конфликты, то есть имеющие в своей основе только одну причину, — явление крайне редкое. Почти всегда в раздоре присутствуют букеты мотивов, что только подтверждает психогенный характер партнерских междусобойчиков. Как и «бу­кетная» оценка любого вашего поступка, оценка конфликтной причины строится аналогич­но. К нашей схеме это относится так, что конфликт инициируется сразу в нескольких звень­ях цепи одновременно. Как бы для вас ни был очевиден мотив конкретного конфликта, не спешите с выводами. Конфликт — слишком серьезное дело для поверхностных суждений Покопайтесь в его причинах более основательно.

1. МОТИВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ

Основой конфликта является рассогласование мотивов партнеров. Если при этом ими начато совместное общее дело, которое не имеет широкого поля получаемых результатов, в котором каждый партнер может найти приемлемое решение своих устрем­лений — оно обречено на неизбежный провал. Во всяком случае, добрые межпартнерские отношения спасти не удастся

Принципиальная черта мотивационного конфликта представляется высо­кой степенью осознанности поведения и позиции партнеров в ходе развития и разрешения конфликтной ситуации. Что позволяет говорить о рациональности этого вида конфликта. Почти все здесь происходит под контролем рассудка. Исключение составляют слабоосознан­ные мотивы участников, «раскопать» которые принципиальной сложности не представляет.

Крайнее распространение мотивационные конфликты получили в форме раздоров на почве дележа совместной прибыли, оценки меры участия в ее образовании ме­жду партнерами Отсутствие пригодной расчетной базы приводит к разномотивированным намерениям, что и отражается в бурном финале сотрудничества.

Еще один вид рационального конфликта может быть связан с чисто РТ-направленностью одного из участников, что зачастую выражается в том, что одна из сторон осознанно идет на конфликт, стремясь прощупать соответствующее поведение партнера или выгадать что-либо при помощи психологического или делового прессинга, инспирировав при этом конфликт. В данном случае, как видно, также налицо осознанный мотив.

Р-техно:

1. Превенция мотивационного конфликта

1.1. Выпотрошите партнера и изучите его потребности.

Пусть он опишет их вам подробно и полно. Невыявленные потребности, равно как и выявленные, получив черты слабосознаваемых потаенных мо­тивов — так называемых драйверов, рано или поздно вылезут наружу в виде разочарования и недовольства. Обсудите вместе, чем конкретно вы можете помочь партнеру, где проходят границы его желаний и ваших воз­можностей

При этом не побрезгуйте окунуться в мир бессознательного вашего парт­нера — вполне может статься, что именно там угнездились главные пружины его поведения Нереализованные влечения, вытесненные сознанием в область подсознательного из сообра­жений безопасности, программируют поведение человека на протяжении всей его жизни. Неосознаваемые побудители и установки — глубинные мотивы (драйверы) могут спутать все ваши карты. Особенно когда дело касается опасений и страхов объекта. Обмолвки, ого­ворки, ошибочные действия — это подсказки вам к пониманию вашего партнера. Ни один такой «ляп» не должен промелькнуть мимо вашего внимания. Особенно на порах становления совместной деятельности.

1.2. Разведайте скрытые «болевые» точки партнера.

Из числа методов психодиагностики мотивационного конфликта отметим такой эффективный метод разведки, как ассоциативный эксперимент. Метод вскрывает наличие групповых или индивидуальных скрытых аффе­ктивных психокомплексов. Это очень действенное средство при работе против группы, особенно на начальных этапах взаимодействия. В то же время овладение методом связано с серьезными трудностями и требует специальной подготовки.

Внешне метод выглядит просто: в беседе с группой вы употребляете не­которые ключевые слова-раздражители, незаметно «подпуская» их в свою речь. При этом вы сами или ваш напарник фиксируете любые спонтанные проявления реакций со стороны обследуемой группы или человека. Особо ценны мгновенные реакции, первые срывающиеся с губ слова. Эмоционально окрашенные негативные представления, которые вызывают «боль» и нежелательны для вашего объекта, обычно выдают себя в форме таких поведенче­ских реакций, как немотивированный смех, жалобы, покраснения и т.д., заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя. При соответствующей интерпретации ответов можно сделать выводы о наличии того или иного конкретного комплекса.

1.3. При работе с повышенно конфликтным объектом осторожнее с рациональным мани­пулированием!

Безграмотное неумелое манипулирование по линии сокрытия истинных целей и мотивов, переключения внимания партнера с главного на второ­степенное вносит и в относительно устойчивое партнерство деструктив­ные моменты. Когда же дело касается личности, раскаленной до белого каления, ситуация приобретает взрывоопасный характер.

2. Профилактика конфликта

2.1. Корректно выбирайте и постоянно проверяйте проектную стратегию.

Управление партнером — это не значит принуждение его делать то, что выгодно вам и невыгодно ему. Это значит побуждение его к достижению ясной цели, отвечающей его личностным интересам. Именно поэтому со­вместно вырабатываемые решения, при которых партнер с вашей помо­щью ищет свои цели, имеют намного более высокую результативность, не­жели даже самые суровые формы вашего принуждения. Дайте возмож­ность реализовать партнеру его устремления — посмотрите сами, что про­изойдет в этом случае.

2.2. Вовлекайте в свои воздействия партнерские мотивы.

Тип управления партнером для минимизации вероятности мотивационно-го конфликта не может быть формальным. Недальновидно партнерство, основанное на добропорядочности «по умолчанию», при котором сторо­нами молчаливо якобы подразумеваются понимание и сочувствие парт­нерским желаниям Чаще всего такое взаимодействие идет ни шатко ни валко: ни текущих успехов, ни перспективных не наблюдается, так — мерцание в потемках.

Альтернатива видится в постановке активного мотивационного взаимо­действия, при котором партнер привязан к достижению четких недвусмысленных результа­тов. При этом мотивы, реализуемые партнером, могут нарастать как снежный ком. Главное, чтобы они были привязаны к горке — нарастающим результатам. Реализация мотивов партнера вашими силами должна быть строго пропорциональна его труду. Такой партнер мно­гое простит и поймет в вас и вывернется наизнанку в угоду сохранения взаимодействия.

2.3. Провоцируйте эмоциональные разрядки:

Не держите камня за пазухой и не позволяйте это делать партнеру, когда видите, что ситуация развивается не в ту сторону, куда вам хотелось бы. Разряжайтесь сами и стимулируйте партнера на аналогичные действия. При таком подходе чем скорее вскроются опухоли, тем их проще изле­чить. И не бойтесь упростить ситуацию.

3. Выход из конфликта

3.1.Исключительно эффективное средство разрешения рациональных конфликтов — Метод Позитивных Переговоров

МПП будет рассмотрен в настоящем разделе отдельной главой.

3.2. Понижайте уровень сопротивления.

Иногда для спуска паров достаточно прикинуться несведущим человеком. Компетентность можете продемонстрировать позже, когда разговор вой­дет в нормальное русло.

3.3. Используйте любые средства в поиске компромисса,

ибо компромиссное партнерство, подразумевающее создание условий, в наибольшей степени отвечающих потребностям и желаниям партнеров, — это не только основа устойчивого взаимодействия, но и действенное противоядие от мотивационных конфликтов. Замечено, что там, где сто­роны постоянно озабочены поисками компромиссов, драматичные моти-вационные конфликты встречаются редко. По всей видимости сам про­цесс выработки компромисса эффективно работает на лучшее понимание себя и другого. Путей поиска компромисса в деловых знаниях накоплено немало Например, неплохо работает такой прием, вы демонстрируете свою готовность сыграть в ворота другого, при этом делая упор на объек­тивность соблюдения собственных интересов. Этим вы как бы отрывае­тесь от проблемы и занимаете роль стороннею арбитра проблемы. Вы почти что на стороне партнера.

2. КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ

Коммуникационный конфликт, как следует из его названия, связан с из­держками восприятия и переработки информации. Психомеханику искажений вы знаете. Но не только психология повинна. К причинам конфликтов следует приплюсовать и техни­ческие ошибки, такие как банальное непонимание, неполнота и искажения исходной ин­формации. Как известно, «только тот знает, что говорит, кто сам говорит». Несколько обо­собленно стоит так называемый когнитивный конфликт, связанный непосредственно с об­ластью знаний объекта. Однако по способам профилактики и расшивке он принципиально не отличается от прочих разновидностей конфликтов коммуникации.

К числу системных дефектов дела, порождающих подобные конфликты, следует в первую очередь отнести слабую организацию системы межпартнерской коммуни­кации, известным пороком которой является, например, отсутствие встречных информаци­онных потоков.

Р-техно:

1. Превенция возникновения.

Как нетрудно предположить, все противоконфликтные меры сводятся к работе с апперцепцией (восприятием) объекта. Вы должны учитывать как устойчивую ап­перцепцию партнера, которая отражает его прошлый опыт, так и временное восприятие, диктуемое ситуацией и соответствующими ей психосостояниями — эмоциями, установками и ожиданиями.

Ряд несложных правил позволят избежать дефектов противоконфликтной коммуникации.

1.1. Организуйте свои мысли.

Что это значит практически? Рекомендуем попробовать организовать мысли, например, по типу блочного построения. При таком общении с партнером каждый блок охватывает маленькую законченную тему. В кон­це каждого информационного блока подводится черта сказанному, выделяющая ключевые моменты. Помните, что для перевода информации из оперативной памяти в долгосрочную человеку понадобится как мини­мум десять-двенадцать минут. Именно это вы закрепляете финальными фразами.

Большого умения требует искусство выражаться так, чтобы партнер по­спевал за ходом вашей мысли. Полезно помнить, что фраза длиною более восьми слов запо­минается плохо и часто неверно.

1.2. Избегайте полисемии — смысловой многозначности.

Не употребляйте формулировок, терминов, сокращений, если вы не уве­рены в том, что они понятны партнеру в точности так же как вам. Избе- -гайте непонятных многозначных слов. Особенно в области чувственных и этико-моральных оценок. Если в системе ценностей вашего партнера не найдется отклика вашему слову, правильность ваших требований хоть и будет понята, но не будет принята. Личностный смысл партнера должен в точности соответствовать вашему смыслу. Смысловые барьеры, особенно чувственной информации — одна из первопричин конфликтного партнерства.

1.3.Проверяйте четкость усвоения сказанного.

Выражайте свои мысли точно, даже если вы соблазнились идеей скрыть свое незнание. Во избежание появления смысловых барьеров, проверяйте, как партнер вас понял. При этом помните, что дословный i механистический повтор ваших слов — признак недоброкачественный. Принуждайте партнера пересказывать ваши мысли своими словами.

1.4. Стремитесь к единству представления проектных целей.

Недопустимы разночтения, двусмысленные умолчания и замыливания намерений типа: «Вы начните, потом — посмотрим...» В партнерстве не место произвольно устанавливаемым ассоциациям. Возможно хорошую помощь окажут различные графические коммуникационные средства.

1.5. Давайте четкие инструкции и указания.

Говорите коротким простыми фразами, проверяйте уяснение задачи и конкретный план действий партнера. Это поможет вам избежать ловушек собственного сознания. В противном случае формулировки под собствен­ные представления могут увести вас от существенного.

1.6. Избегайте непонимания партнером ваших поступков.

Любое ваше телодвижение должно быть осмысленным в глазах партнера. Иначе вы порождаете в его душе непонимание, что болезненно само по себе. (Вспомните когнитивный диссонанс: как только человек перестает понимать привычные вещи — он тут же попадает в сильнейший диском­форт.) Ставьте партнера в известность о каждом своем поступке, даже ес­ли вы делаете очевидные веши. В этом плане неплохо работает такой эле­ментарный прием, как регулярное подведение итогов. Общеизвестен пси­хологический факт, что человек, интерпретируя наблюдения чужого пове­дения, подвержен склонности к «припискам»: человек находит в вас и приписывает вам несвойственные черты, самостимулируясь в ситуации провала тем, что причины провала — в вас, а в ситуации успеха это обес­печил он. В силу этого потребность регулярного совместного подведения итогов с целью выявления адекватности вклада партнера в общее дело представляется не простой проформой.

2. Профилактика конфликта:

2.1. Уделяйте предельное внимание любой, инициативе партнера.

Любая идея, предложение или соображение должны быть «внимательно изучены». Вы получаете возможность одним махом как продемонстриро­вать партнеру ваше видение ситуации, так и показать, что вы цените ини­циативу. Встречайте любое предложение заинтересованно, даже если оно вам «как собаке пятая нога». В этом случае дайте приемлемую мотиви­ровку отказа. Дефицит признания приводит к разочарованию. Молчание истолковывается как скрытое пренебрежение. Признание ~ очень мощ­ный стимул, ибо отражает ожидания партнера. Мы же не только счита­ем деньги, но и иногда смотримся в зеркало.

2.2. Постановка информационного обеспечения проектной деятельности.

Во избежание конфликта информационный доступ партнера к результа­там совместного проекта должен быть вами обеспечен. Даже если вы, мягко говоря, не совсем корректны по отношению к партнеру в этом во­просе, систематически и без напоминаний информируйте его о том, что ему положено знать. Например, об объемах продаж, ценах реализации, квотах и диспозициях. Легендирование для того и делается, чтобы избе­жать недоразумений.

2.3. Не недооценивайте коммуникативную роль контроля партнера.

Партнер, предоставленный сам себе, неизбежно пропадет или завалит де­ло. Делегированный контроль, базирующийся на вере «партнерскому сло­ву», может дать больше пользы, нежели вреда, если его умело организо­вать. Ищите поводы дать возможности партнеру в этом плане «отличить ся». Очень скоро он оценит доверие и войдет во вкус. Мы рассматриваем сейчас контроль в привязке к коммуникации именно потому, что обещания и спрос столь же распространены в межпартнерском общении, сколь малоизвестны случаи громкого признания партнерских заслуг в области держания данного слова.

3. Выход из конфликта

3.1. Вывести конфликт из эмоционального накала.

Рациональный разбор ситуации поможет снизить уровень эмоционально­го давления и найти более эффективное решение. Партнер станет вас ува­жать больше, если вы боретесь с его деловыми, а не личностными дефек­тами.

3.2. Не ставьте партнера в безвыходное положение.

Даже если партнер что-то недопонял или сделал не так по недомыслию, загнанный в угол, он будет обороняться отчаянно. Ваши попытки пово­зить его мордой об стол навряд ли скажутся на улучшении ваших отно­шений и, что более опасно, не явятся преградой для подобных оплошно­стей в будущем. То, как вы обошлись с партнером, запомнится, а повод такого обращения — сотрется из памяти. Не забывайте свойство челове­ческой памяти: плохое про себя помнится слабее, чем про других.

3.3. Замораживайте конфликт.

Паллиативное решение конфликта как полумера, не разрешающая кон­фликт полностью, обеспечивает временное сосуществование интересов и может оказаться единственным решением там, где ситуация патовая. Од­нако и здесь надо в обязательном порядке заострить внимание на време­ни прекращения военных действий или оговорить стартовые условия для их возобновления. Тогда каждая сторона будет точно знать: что и когда может произойти.

3. РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Ролевой конфликт относится более в внутриличностному и связан с неспо­собностью человека гармонизировать одновременную игру сразу нескольких ролей, причем иногда взаимоисключающих или нестыкующихся. (Например, ролевой конфликт в душе бы­валого директора предприятия почти неизбежен, когда он вдруг начинает выступать в роли младшего партнера какой-то там неизвестной инофирмы и «танцует под их дудку».)

Из числа ролевых конфликтов нас интересуют две его разновидности:

· во-первых, разнонаправленность ролевых позиций человека, выявляе­мая или обостряемая задействованием объекта в вашем проекте (как влияет проект на изменение ролей человека);

· во-вторых, ролевые диспозиции в ходе проектного взаимодействия или, иными словами, распределение ролей между партнером и вами. Поскольку равенство ролей в партнерстве — вещь почти эфемерная, каж­дая сторона стремится занять ту или иную позицию — ролевую нишу. Такая позиция впо­следствии сказывается на общении и взаимодействии. Это может быть роль типа «старший партнера «младший партнер> или «паритет». При паритете подразумевается превосходст­во одного партнера в некоторых областях, превосходство второго — в других.

Когда по ходу дела вясняется несоответствие выбранной роли реально­стям — ситуация начинает раскачиваться, взаимодействие ухудшается из-за взаимных не гласных претензий. Конфликт вызревает в скрытой форме, достаточно искры, чтобы вспых­нула «немотивированная» стычка. На самом деле это ролевой конфликт, такой же законо­мерный, как и все прочие. Причина подобного может лежать в том, что один партнер не­навязчиво толкает другого к исполнению несвойственной ему роли. Такое микроманипули­рование чревато серьезными осложнениями и требует самого оперативною реагирования: растолковывайте партнеру свою роль, сразу же как только поймаете себя на мысли о жела­тельности другой. Не играйте ожидаемую от вас роль, сколь бы притягательным это ни ка­залось.

Р-техно:

1. Превенция

Постановка во главу угла интересов партнера — тактика недальновидная. Гуманизм в Партеке — вещь обоюдоострая. Ничто так не растлевает партнера, как вседозволенность из соображений высшей гуманности. Перекос в сторону уступчивости может по­родить неверную ролевую диспозицию. Вам потребуется балансировать на грани между ус­тупчивостью и выборкой люфтов в свою сторону. Партнер должен знать, что за все придет­ся уплатить справедливую цену: он требует рассрочки платежа — извольте, но компенси­руйте наш банковский процент увеличением доли прибыли... и т.д. Такой подход расставит партнерские роли по местам и будет стимулировать партнерскую инициативность.

2. Профилактика

Стратегия ролевого переключения и обогащения подразумевает нахожде­ние необыгранных ролей, которыми можно воздействовать на партнера. В обыденной пра­ктике это могут быть всевозможные переключения, образно говоря, с одного цветка букета на другие. Вы можете стать товарищем по досугу, другом семьи, наставником детей — кем угодно. Вас воспринимают комплексно — над этим и работайте, не стремясь ограничить рамки своего участия в чужой жизни.

3. Выход

Для разрешения ролевого конфликта, весьма часто развивающегося и про­текающего по автоматизированным сценариям, эффективно применяется манипулирование, преследующее цель деавтоматизировать конфликтные реакции объекта. Что это значит в практическом смысле? Вам надлежит в своих реакциях на партнерскую агрессию привне­сти элементы неожиданности. Такие, которые выбьют его из стереотипного понимания ва­ших ролей и текущей ситуации и тем самым выводят вас из роли конфликтующего. Напри­мер, если ваш партнер начал действовать против совместных интересов, предположим, в форме самостоятельной инициативы, стандартной реакцией, которой он ждет от вас, будет выяснение и обострение отношений. К этому он готов и этого ждет от вас. А вы поступае­те иначе: вместо выяснения отношений, обращаетесь за помощью. Ваша роль старшего партнера по основному бизнесу замещается младшей ролью по вспомогательной. Умелые партнеры находят массу приложений такого подхода, поддерживая нормальный баланс сво­его восприятия в глазах другого партнера.

Другой стратегией разрешения ролевого конфликта является консолида­ция усилий перед лицом сторонней общей опасности. Это может быть спровоцированный или просто поставленный вами спектакль. Важно, чтобы ваш партнер почувствовал свою уяз­вимость без вас.

4. КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Разрыв социальных оценок, представлений того, как оценивают человека другие люди и собственных самооценок является трагедией социального статуса личности. Если вы к этому хоть в малой степени причастны, что весьма часто сопутствует совместной деятельности, раскручиваемой с шероховатостями, — весьма вероятно зарождение на этой почве межпартнерского конфликта. Перестав вписываться в привычные рамки социально­го окружения, человек может обвинить вас в качестве основного виновника бед.

Расхожими моделями провоцирования конфликта являются такие ущем­ления социального статуса партнера, как:

• получение санкций по тем пунктам, за какие партнер в принципе не отвечает. Например, отток средств на перевооружение предприятия, являющееся сутью проекта совместной деятельности, может иметь существенные текущие социальные издерж­ки, такие как снижение доходов акционеров, выплат зарплаты и остановку развития соци­ально-культурной инфраструктуры. В такой ситуации все шишки падут на голову партнера-директора. При этом объективность и вынужденность такого хода понимается всеми, но как только дело доходит до реальных потерь, ситуация обостряется и директор получает сполна отовсюду. Что-то он может перекинуть на вашу голову;

• игнорирование компетентности партнера в сфере профессиональных интересов ущемляет профессиональную самооценку и соответствующий социальный статус. Вообще чувство недооценки партнера чревато разными нехорошими моментами. Некото­рые из них могут толкнуть человека на явно враждебные действия, носящие реваншистские черты. Например, к попытке работать без вашего партнерства;

• ущемление самостоятельности. Часто бывает, что контроль со стороны сильного партнера подменяет самостоятельное выполнение функций более слабым партне­ром. Пока дело касается издержек, вы можете бегать за своего партнера сколь угодно мно­го и это не вызовет ни малейших недовольств. Но как только речь зайдет о доходах — парт­нер возмутится ущемлением самостоятельности;

• с точки зрения профессиональных проколов отметим негативные пос­ледствия расшифровки вашего негласного контроля за деятельностью партнера. В этом слу­чае партнер может серьезно обидеться. Однако в то же время так можно достичь известно­го напряжения в партнере, подпустив чуть-чуть дозированной утечки информации.

Р-техно:

1. Превенция

Признавайте самоценность партнера хотя бы фактом своего обращения именно к нему. Демонстрируйте понимание его социальной роли и статуса. Затрагивая вре­мя от времени эту тему, вы даже без плотного контроля своевременно диагностируете бур­ление вокруг вашего персонажа.

2. Профилактика

Половинчатая партнерская позиция, основанная на принципе «золотой середины», обычно опирается на паритет. Слабина подхода проступает в медленном вызревании конфликта нереализации партнерских возможностей в скрытой форме. Пока он паритетный товарищ, ждите не более 50 процентов задействованных ресурсов и реализации потенциала. Вы, со своей стороны, наверное, также не захотите обеспечивать заинтересованности паритетчику сверх обычного, найдя себе оправдание типа: «Назвался груздем — полезай сам». Рано или поздно возникнет конфликт «недоработки».

Потогонное взаимодействие — альтернатива паритету. Однако, подчине­ние может вызвать ущемление социального статуса партнера, особенно его коллективных членов.

3. Погашение и выход из конфликта

Прежде всего необходимо выяснить причины конфликта, установить об­щие точки зрения. В процессе подобной малоприятной процедуры выработки обоюдно при­емлемого решения конфликт рассасывается. При этом в вашем распоряжении всегда оста­ется возможность переключиться на разработку неформалов и агентов влияния в социаль­ном окружении объекта.

5. КОНФЛИКТ ВЛАСТИ

Конфликт власти в Партеке — второй по распространенности после раз­личных «разделочных процедур» Часто допускаемая ошибка на стадии обкатки совместных проектов, по нашему мнению, состоит в том, что слишком много внимания уделяется воп­росам власти над совместным проектом. Это привносит деструктивные веяния в партнерст­во, ибо уже на начальном этапе сотрудничества стороны прощупывают друг друга в наибо­лее болезненной сфере и пытаются проверить крепость позиций. Силы тратятся не по на­значению. Эффективность же формального закрепления власти весьма сомнительна.

Локализация конфликтной области обычно связана с процедурами и фор­мой контроля над проектом,

Поскольку этому виду конфликта мы уделяли достаточно внимания, огра­ничимся основными рекомендациями по его профилактике:

• Партнерский контроль необходимо осуществлять скрытно. Как только вы навяжете формальный контроль, инициативность и ответственность партнера упадет, вы обрекаете себя на постоянный стресс. С другой стороны, если вы делегируете формальное управление партнеру, но будете скрытно наблюдать за ситуацией, отслеживая в том числе динамику движений партнера, это даст вам возможность своевременно и целенаправленно подключиться к нивелированию разногласий и распылению силы зарождающихся конфлик­тов. Навязчивый контроль вызывает раздражение. Даже если вы осуществляете плотный си­стематический контроль выполнения партнерских обязанностей, найдите соответствующее легендирование.

• Не ждите инцидентов для установления контроля, если вы его запла­нировали. Контроль подчеркивает значимость контролируемой деятельности и является ус­лугой, которую вы оказываете партнеру.

• Итоги контроля, как текущие так и глобальные, не следует держать при себе. Негативные результаты контроля бесплодны, если не становятся предметом для совместной работы. Ваш партнер будет правильно реагировать, только если вы сразу же по­ставите его в известность о выявленных дефектах и недостатках. На случай же злостного об­мана, камуфлированного под «неведение», ваш контроль должен включать в себя не только формальные процедуры проверки, о чем мы с вами говорили в соответствующей главе.

6. ЛИЧНОСТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Оставить эмоции вместе с плащом в прихожей кабинета — это утопия. Чувства никогда не отключаются, человек внешне сидит за столом напротив вас, а внутрен­не может быть так далеко, как вам и не снилось. Чувства, внешне подавленные и скрытые, никуда не исчезают, они просто есть и все. Они продолжают воздействовать. Дело может дойти до попадания человека в «час рептилий», что свойственно стрессовому перенапряже­нию, отбирающему на себя все силы и энергию. В такое время лучше всего не трогать че­ловека, если не хотите оказаться один на один с «гадом ползучим».

Плохо, когда шлейф бытовых конфликтов в виде усталости, стрессов, озлобленности и т.п. тянется в дело и человек разряжается там, где не надо Люди не могут ни работать, ни тем более общаться полноценно, когда они взбешены, печальны, напуганы или испытывают большую радость. Такие неадекватные реакции-срывы могут иметь самую разнообразную личностную природу. Важно видеть их истинную первопричину.

Р-техно:

1. Превенция: аккуратно с чужими ценностями!

Вы можете совершенно незаметно для себя наступить на чужую больную мозоль. Затрагивание ядра ценностных ориентации личности чревато сверхсильными эмоци ональными вспышками. Даже если от вас их скроют, будьте уверены, что они свое черное дело уже сделали. Последствия приближаются — это всего лишь вопрос времени. Даже ес­ли вы подвергаете объект манипулированию — тщательно исследуйте ценности.

2. Профилактика:

2.1. Спускайте пар.

Провоцируйте эмоциональные разрядки партнера. Иногда достаточно па­ру минут поматериться по поводу «гадской жизни», чтобы потом серьез­но поговорить о том, с чем вы приехали. Зачастую следует отложить разговор и ограничиться исключительно душевными проблемами партнера. Если он, конечно, для вас что-то представляет

2.2. Отслеживайте причины недовольства партнера.

Сразу же, как только заметили негативные реакции дискомфорта в парт­нере, пусть даже внешне к вам не имеющие никакого отношения. Этим 3 вы не только проводите оперативное слежение за объектом, но и вноси­те огромный вклад в укрепление чисто человеческих отношений,

2.3. Не поддавайтесь соблазну интерпретировать мысли партнера.

Дайте ему возможность сделать это самому. Аналогично — осторожно с обобщениями.

2.4. Систематически обследуйте партнера.

Это нетрудно сделать, привив партнеру привычку дружеских визитов, возможно на нейтральной территории, в ходе которых в неформальной обстановке можно обсудить не только текущие дела, но и самочувствие партнера.

2.5. Не подвергайте партнера стрессовым испытаниям в ситуациях обострения внутренних конфликтов.

Даже если у вас есть для этого веские причины,, отложите «вливания» до более приемлемого момента, уведомив об этом партнера. То, что он сам с собой сделает после этого, будет намного серьезней и болезненней лю­бых ваших слов.

3. Выход из конфликта:

3.1. Переключение внимание с себя на первопричину

Единожды дав возобладать чувствам партнера над его разумом, вы создаете опасный прецедент на будущее. Если уклониться не удалось — бейтесь не с партнером, а с его конфликтом.

3.2. Уклонение от вовлечения вас во внутренний конфликт.

В случае заражения конфликтом воздержитесь от каких-либо коммента­риев и решений. Поскольку маловероятно, чтобы внутренний конфликт партнера вас не коснулс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...