естественность и удобство для себя и других
3. Проверим правильность выбора. Хороший имидж всегда реагибилен. Это значит, что ваше окружение должно реагировать не только на явные внешние проявления вашего образа в общении: обращения, слова, жесты. Но и в неявной форме имидж должен работать. В оперативной психологии это называется субсенсорное восприятие — форма воздействия на объект, при котором он не отдает себе отчета о наличии того или иного раздражителя. На поведение человека оказывают воздействие неосознаваемые раздражители, находящиеся за пределами произвольно контролируемой рассудочной деятельности, такие как неслышимые звуки, невидимые световые сигналы, неощутимые тактильные и обонятельные раздражения. Непроизвольная реакция на них, точно соответствующая заложенной вами, является верным признаком удачно выбранного имиджа. (Стоит обратить ваше внимание на работу таких микрораздражителей — и вы начнете оперировать с ними сознательно. Чем мм с вами и занимались при овладении приемами прочтения объекта.) вот пример, поясняющий сказанное: · вы идете по улице, навстречу двигается нечто длинноногое. Стоит вам бросить мимолетный взгляд на это чудо, как...считайте про себя после того, как женщина минует вас. Если через две—четыре секунды вы не услышите шаркающий звук сбившегося шага этих длинных ног - ваш имидж Казановы неудачен. Он не работает. По большей части, однако, он работает исправно. Что здесь происходит? Женщина неосознанно фиксирует неявные проявления вашего образа ловеласа и реагирует на него в таком же неявном виде. Исключение составляют опытные манекенщицы, привыкшие к избыточному вниманию. Попробуйте на них другую штучку: смотрите не на ноги, бюст и проч. прелести, заласканные вниманием, а на пальцы рук, ухо, например. Попрактикуйтесь, и вы увидите работу имиджа. Ваши имиджи должны быть эффективными в плане восприятия другими людьми. Проверьте, насколько удобны для работы другим выбранные вами имиджи, даже если ваше удобство не вызывает сомнений.
4. Колебания формы., 1 Как любой вид искусства ваши успехи по использованию выбранных рабочих имиджей подлежат временным и ситуационным колебаниям. Можно говорить о спортивной форме, о вдохновении. Однако мы поговорим о другом. О том, что постоянно надо проверять эффективность своих рабочих имиджей и не допускать работы вполнакала. Один раз ваш объект заподозрит неладное, уловит проявления фальши в вашем поведении — долго-долго вы будете потом восстанавливать позиции и, возможно, тщетно. Позвольте несколько полезных советов. • Всегда перед операцией проверяйте свою форму, в том числе действенность оперативного имиджа: -идете пускать пыль в глаза руководству — не побрезгуйте привратником или охранником. Он должен реагировать на вас в точном соответствии с вашими ожиданиями: привстать, можно вытянуться, забегать глазками, первым поздороваться. Если вы идете прямо на него — обязательно посторониться, не допустив вас на предельную дистанцию (менее 0,5 м.) Заметьте, вы не произносите ни слова -- работаете среди пролетариев — проверяйте, как к вам обращаются руководители. Особенно в неформальном общении. Малейшее отклонение от принятых норм — сигнал вам. |Постепенно такой самоконтроль должен стать привычкой. Вы сможете проводить его между прочим, автоматически фиксируя степень требуемого воздействия. • Если вы чувствуете, что выбранный вами имидж перестал работать или работает не так, как вы привыкли, это — первый звонок к пересмотру выбора. Пока не поздно, на этапе контроля, пересмотрите выбор имиджа. Возможно, вчера вы сильно переутомились, что сказалось на вашем внешнем облике, возможно, как это и должно быть, происходит цикл падения способности к цветистой речи. Может быть все, что угодно. Важно с этим «не лезть на рожок». Не тянешь — не впрягайся. Хороший манипулятор имеет достаточно развитые наборы имиджей. Выступая в личине, например, «простого парня из народа», он может иметь диапазон от «умницы», что позволяет и оправдывает его знание законов, до «тупицы», что делает понятным его бесконечные переспросы и уточнения. Важно не спутать карты и в человеческой многогранности не показать грани, запрещенные правилами игры.
• Если вас «застукали», уличив на несоответствии играемого образа содержанию игры, нужно сразу же загасить возможные негативные размышления оппонента. Лучший способ — искусственно зафиксировать внимание на имеющемся дефекте и дать какое-нибудь удовлетворительное объяснение. Например, если вдруг темп вашей речи и речевые обороты изменились, вы чувствуете напряжение в формулировках и видите, что ваш объект слегка не в себе от этого, скажите ему какую-нибудь правдоподобную чепуху типа, что вчера вы без умолку болтали шесть часов на брифинге и что сегодня у вас произнесение слов вызывает отвращение и к тому же распух язык. Это успокоит человека, он привычно оправдает вас и не станет больше обращать внимание на дальнейшие отклонения. Вообще-то говоря, в такой ситуации рекомендуется сворачивать переговоры или переносить наиболее ответственные моменты на другой раз. В любом случае при прощании соберитесь — все должно быть как обычно. Если вы использовали ранее стандартные домашние заготовки — самое время для них. Концовка, как, помнится, говаривал Штирлиц, наиболее запоминаема. Не врал. Не замыкайтесь в рамках статичного, экспериментируйте. Поверьте, при творческом подходе это нетрудно. ТИПОВЫЕ ОПЕРАТИВНЫЕ ИМИДЖИ В заключение приводим несколько успешных разработок рабочих имиджей, достаточно универсально пригодных для выполнения работ по сбору информации. Помните про экономический контршпионаж: то, что вы узнаете ниже, справедливо в отношении фирм или людей малоопытных, которые хоть и представляют сегодня подавляющее большинство, но не единственные. Кроме того, не забудьте о выборочном описании приводимых имиджей — мы даем только один из их составных компонентов — профессиональную принадлежность. Хоть она и хороша для подхода к сбору информации, инфильтрации в интересующий вас объект, но далеко не универсальна. Просто поясняет вам направление ваших самостоятельных поисков. Слепить же действительно полнокровный и жизнестойкий, эффективный имидж вы сможете, еще раз пролистав главы оперативной психологии с позиции взгляда не на объект манипулирования, а на себя самого.
Примеры приводятся, как мы это обычно и делаем, по степени возрастания уровня мастерства вашей игры. • «репортер» На фоне сегодняшней неразберихи в печатном деле, когда периодика плодится непредсказуемо, появление в офисе репортера малоизвестной газеты никого не смущает. Можно подпустить тумана относительно того, что вы готовите материал не только для своей крохотной газетки. Мало кто будет разбираться, кто вас учредил и зачем. Кроме того, сегодня любой журналист может сотрудничать сразу в нескольких издательствах. Побеспокойтесь о документальном легендировании: с вас могут потребовать удостоверение (хотя это маловероятно), также неплохо запастись «редакционным телефоном» и таким же адресом на случай поверхностной проверки. Обычно все понимают, что репортера на месте застать трудно, но тем не менее позвонить и спросить, есть ли такой-то могут. Некоторые начитанные способны подъехать и с проверкой адреса. Особенно если вы пишете серию репортажей об этой фирме или собираетесь маячить в вы бранной конторе неоднократно. Увидите, насколько быстро к вам привыкнут и перестанут обращать внимание. На первую встречу неплохо прихватить традиционные ремесленные атрибуты: диктофон, сумку-баул, блокноты. Если у вас на глазах оппонента «невзначай» вывалится какой-нибудь правленый материал, гранки — совсем хорошо. Профессиональных знаний вам не потребуется. Сейчас в журналистах хватает всего, чего угодно. Однако элементарные навыки по работе необходимы. Если вы будете во время интервью по пять минут царапать что-то в блокноте каллиграфическим почерком, навряд ли вам поверят, что вы — человек пишущий. Имидж достаточно универсален, позволяет обрабатывать любой контингент объектов: от генералитета до рядового состава исполнителей и собирать информацию любой направленности.
• «ботаник» Так мы условно называем «профи», интересующихся исключительно узким сегментом возможной информации. Легенда может быть любой приемлемой и лучше малоизвестной вашему объекту: написание монографии, выполнение научных изысканий, студенческих НИР или диссертации. Нехорошо, если вы напоретесь на действительно профессионала. увы, такое редко, но случается. Придется вилять и уходить от темы, пока вас не раскололи. Кстати, в одном таком деле наш сотрудник, выбрав агрессивный стиль поведения, начал именно с того, что профессионально размазал оппонента. Именно это породило стремление объекта восстановить попранный «ботаником» статус-кво, и дало самую ценную информацию. Козы-ряние именами и замыслами — весьма неосторожная стратегия поведения. Кто сумеет этим воспользоваться в ситуации — тот хороший оперативник. Кто готовит это заранее, в том числе продумывая свой соответствующий имидж, — тот весьма похож на РТ. Однако, прежде чем работать с объектом, нелишне разузнать о нем кое-что полезное, что весьма легко делается разовой беседой с секретаршей или подчиненными. Кроме того, обычно опер берет себе специальность, ему достаточно известную. Работа же в паре «опер плюс профессионал» снижает такой риск почти до нуля. Везде, где требуется мнение профессионала — говорит профи, всей же ОРД заведует опер. Имидж хорош для выборочной работы среди контингента узких специалистов. • «наемная сила» (Специалист на найм: юрист, дилер, менеджер, дизайнер, социолог, рекламщик, охранник и т.д. — здесь каждый волен выбирать себе то, что он знает действительно хорошо.) Смысл в том, что, предлагая свою рабочую силу, вы можете поинтересоваться, что предлагают вам, и уже с самого начала очень многое узнать от разных сотрудников фирмы. В курилках, коридорах, на рабочих местах — там ваша основная работа. Естественно, что такой визит надо готовить: вы должны быть уверены в том, что этой фирме действительно необходимы наемники. Чем более фирма нуждается в вас — тем более она раскрыта перед вами. Перекрестное сопоставление информации от разных источников даст вам понимание истинной картины. Останется подкрепить все это результатами проверок по другим каналам. Хорош этот имидж и при глубокой инфильтрации в фирму со всеми вытекающими из этого шага задачами.
• «специалист-консультант» Очень тонкий и ответственный, насыщенный по форме ведения РД, имидж. Здесь вы не только представляете себя самого в качестве товара, но и выступаете организатором работ по консалтингу. Сумеете сразу расположить к себе собеседника, подмять его под свои манипуляции — хорошо. Все остальное — плохо. Обычно вне зависимости от потребности фирмы в тех или иных консультациях вас как минимум с интересом выслушают. При хорошем уровне общении и профессионально поставленных навыках вы можете получить уже здесь очень интересную информацию. Достаточно четко проанализировать характер вопросов, например. Игра на известных вам наклонностях фирмы поможет развить ситуацию. Потихоньку вы уже с первых же минут встречи начинаете консультирование. Если в вашем имидже отсутствуют настораживающие сигналы, человек, западая на возможность получения дармовой консультации, совершенно не замечает того, что все больше и больше начинает говорить сам. Несколько таких контактов могут дать вам больше, чем месячные командные усилия. Единственное ограничение касается действительно секретной внутрифирменной информации. Навряд ли вам что-то реальное скажут, хотя при соответствующих ваших усилиях все может повернуться как надо. Работая с одной микрофирмой, чей оборот мог бы посоперничать с ГУМом, именно благодаря удачно выбранному имиджу профессиональных консультантов мы получили все, что хотели. Не с первого раза, конечно, но все. Видеть, как раскрываются секреты объекта с раскрытием вами «профессиональной кухни консультирования» — это надо прочувствовать. Получение же подряда на выполнение работ может вас закрепить на требуемую глубину. Кстати, использование бросовых расценок подкупило уже не одну фирму, стремящуюся получить «на грош пятаков» вне зависимости от реальной необходимости этих работ или соображений потенциальной безопасности. Очевидно, используется принцип: «Пусть будет...» Имидж хорош для работы в верхних эшелонах, особенно индивидуальной работы с директоратом фирмы. Характер собираемой информации зависит более от вашей компетентности в качестве РТ, нежели профессии имиджа. • «вероятный деловой партнер» Наиболее широко используемый всеми, хорошо знакомый имидж. Его выбирают, забывая о том, что именно к этой категории лиц у вашего объекта может быть максимально обостренное внимание. Так же, как мы с вами уже который час тратим на освоение способов дешифровки чужих сигналов, раскалывание чужой игры и манипуляций — вот точно также настроен ваш объект. Он расколет вас с полпинка. Поэтому никогда ни при каких обстоятельствах не лезьте на контакт с несформированной позиции. Все до мелочей должно быть продумано, взвешено и отлегендировано. Также не рекомендуется делать это в отсутствии подобного опыта: ваши «новички» должны изрядно походить в паре, прежде, чем они спокойно загубят усилия всей команды, выступив «соло». Для продвинутых РТ отметим, что применение имиджа «вероятный деловой партнер» хоть и требует предельных напряжений, но дает самые выдающиеся результаты. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРОНИКНОВЕНИЯ В ОБЪЕКТ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|