Упражнение 6. «пауза». Упражнения. На осознание пространственной организации общения. Упражнение 1. «приближение -удаление»
упражнение 6. «Пауза» Каждому участнику по очереди предлагается сказать слово 5облю» с разной интонацией и проанализировать ощуще- * иЯ Затем произносится одна и та же фраза без пауз, быстро с паузами. Делается акцент на значении паузы в невербальном общении. Внимание студентов обращается на то, что интонация и пауза, являясь средствами невербального общения, не могут использоваться без вербального общения, что еще раз говорит о взаимосвязи этих двух видов общения. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения' Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, — М., 1997. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 1998. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ Упражнение 1. «Приближение -удаление» Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении — удалении. После того как участники выскажутся, можно обсудить чувства людей в переполненном автобусе при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Упражнение 2. «Приближение -удаление» Один из участников стоит в центре, остальные приближаются к нему. Затем он приближается к остальным. Вопросы для обсуждения: * Какие вы испытываете ощущения? * Какие закономерности проявления чувств заметил каждый из вас? Упражнение 3. «Дистанция» Любой участник, по желанию, становится в центр круга и закрывает глаза. Остальные участники становятся на удобном для них расстоянии. Когда все займут свои позиции, участник стоящий в центре круга, открывает глаза. Ведущий предлагает ему обратить внимание на свои ощущения, возможно, кто-то далеко стоит, хотелось бы, чтобы он подошел ближе, а кто-то наоборот, «давит». Данному участнику предлагают «расставить» группу относительно своего положения так, как ему хочется Упражнение заканчивается обсуждением в круге.
Упражнение 4. «Дистанция в общении» Двум участникам, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить: а) о погоде; б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом). Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении. Для обсуждения: Участникам предлагается высказать свои предположения по поводу закономерностей возникновения чувств и влияния их на процесс взаимодействия при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Упражнение 5. «Разговор и пространство общения» Участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнеру о каком-то своем затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют свое пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении. Вопросы для обсуждения: ито изменилось после того, как вы встали на стул по отношению к собеседнику? Какие чувства и желания вы испытали в тот момент, когда аш партнер встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли вам продолжать разговор? Почему? опьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения Методич. пособие для преподавателей - Новосибирск, М., 1997.
и тина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 1997. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА ОСОЗНАНИЕ ВАЖНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА Упражнение «Общение в парах» Группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий. Инструкция: Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для вас в течение 2-3 минут. Оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями. • Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течение 2-3 минут говорите о своих проблемах. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог. • Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 2—3 минут. Затем происходит вербальный обмен впечатлениями, своими ощущениями. В этом упражнении пары могут быть постоянными, а можно после каждого задания менять их произвольно или по желанию участников. Игра «Пустое место» Правила игры. Половина участников садится по кругу на стулья, другая встает к ним за спину и кладет руки на спинку стУла (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (водящим) никто на стуле не сидит - это «пустое место». Задача водящего переманить кого-нибудь из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, вни мательно посмотрев на того, кого собираешься позвать. Если кто-то из участников увидел внимательный, пригла шающий взгляд, он должен перебежать и занять «пустое мес то». Партнер, стоящий за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если это ему удалось, водящему приходится переманивать к себе кого-нибудь другого, если не удалось, то теперь ему самому придется переманить к себе какого-нибудь другого участника (так же — глазами), то есть снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами — те, кто сидели, встают за спинки стульев, а те, кто стояли, садятся. Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут. Дополнительный эффект упражнения — адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|