Упражнения. На осознание и совершенствование жестикуляции в педагогическом общении. Упражнение 1. Во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, которому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя
УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ Упражнение 1 Попарно разыграйте следующую ситуацию. Во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, которому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя в класс (не показываясь детям). С помощью жестов и мимики выразите: • просьбу выйти в коридор на минуту; • свою готовность подождать его в учительской до перемены; • требование директора зайти к нему после урока; • желание родителей учащегося переговорить с ним и т. д. Исполняющий роль учителя на уроке должен показать, что понял партнера, попросить подождать, пока ученик не закончит ответ, сообщить, что готов выполнить просьбу, или объяснить отказ. Упражнение 2 Укажите, какими жестами учитель может поприветствовать класс. Произведите выбор. Проиграйте ситуацию, если учитель: • недоволен классом, • имеет радостную для учащихся новость. Употребите жесты: автономно, синхронно, параллельно с речью. Объясните свой выбор. Упражнение 3 Перечислите жесты, с помощью которых учитель может вызвать учащегося для ответа на вопрос. Выберите жест и упот- ебите его для вызова ученика автономно, синхронно и параллельно с речью — в соответствии с ситуацией: . находясь рядом с учеником и на значительном расстоянии; . ободряя его или нейтрально. Выбор обоснуйте. Упражнение 4 Во время ответа ученика учителю необходимо: • продемонстрировать свое отношение к ответу — одобрение, разочарование, удивление, сомнение, недовольство и т. д.; • проявить внимание и заинтересованность;
• прервать рассказ. Перечислите и выполните жесты, которые могут применяться в указанных ситуациях для обеспечения обратной связи. Для обсуждения: • Какие жесты предпочтительнее на близком, а какие на значительном расстоянии от учащегося? Упражнение 5 Обозначьте жесты, с помощью которых учитель может сделать замечание. Выберите жесты и выполните их: • категорично, спокойно; • на близком расстоянии от учащегося, на значительном. Сопоставьте результаты с распространенными русскими жестами. Отобрав другие жесты, варьируйте их исполнение в соотношении с речью (автономно, параллельно, сопряженно). Упражнение 6 Опишите какой-либо отсутствующий предмет, используя совместно с речью различные жесты-информаторы. Для обсуждения: Какие особенности предмета удобно описывать, используя изобразительные жесты? Перечислите жесты, которые учитель может применять как наглядно-изобразительное средство. Упражнение 7 Подготовьте небольшой монолог-объяснение нового мате-Риала, используя различные «лекторские» жесты. Обратите внимание на их выразительность. Обсудите их оптимальное количество применительно к конкретному монологу. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе Учеб. пособие по курС)/ «Основы пед. мастерства» — М., 1998. УПРАЖНЕНИЯ НА КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗЫ, ОСАНКИ, ПОХОДКИ Упражнение «Контроль и коррекция осанки» Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, у вас хорошая осанка. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы спины и пресс, необходимо 2—3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плечей, а локти - туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется в течение 1-3 минут. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь, сохраняя хорошую осанку (как будто стоите у стены).
Упражнение «Вешалка» Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2—3 раза). Упражнение «Контроль и коррекция позы» Перед зеркалом примите позы, характерные для вас; проделайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые свойственны вам при общении. Проанализируйте особенности своей осанки, жестов, положение корпуса — насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно поработать, чтобы добиться эстетики позы. Упражнение «Рабочая поза учителя» Примите характерную для учителей позу на уроке (работайте перед зеркалом). Ноги поставьте на расстоянии 12—15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке — раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В занятой вами позе сделайте шаг назад, потом вперед, влево, вправо. Повторите эти же движения, но в процессе чтения, рассказа. Следите за ритмичностью ваших движений, стремитесь к естественности мимики, жестов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|